Автор: Ирина Владимировна Маслова
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: село Венгерово Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Актуализация знаний обучающихся на уроках английского языка .
Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка
У древних римлян была пословица Repetitio est mater studiorum, что в переводе на русский
означает Повторение – мать учения. Для многих учителей слово повторение стало синонимом слова
актуализация.
Что же современная педагогика и методика понимает под словом актуализация?
Словарь методических терминов и понятий дает следующее определение «Действие, заключающееся в
извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью
последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном
воспроизведении; характеризуется различной степенью трудности или легкости в зависимости от
уровня сохранения или забывания извлекаемого материала.» Из данного определения можно сделать
вывод, что актуализация это совсем не повторение.
Как отмечает Махмутов Мирза Исмаилович - один из основателей проблемного обучения в России -
значение самого слова "актуализация" говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в
данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того,
актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание
значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как
вплетается в этап актуализации мотивационная структура).
В методике обучения иностранным языкам принято говорить об актуализации:
1. как о форме организации обучения, то есть о типе урока;
2. как об этапе организации работы на уроке, то есть об элементе урока
На этапе актуализации знаний в ходе комбинированного урока или любого другого типа урока,
учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания
с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Всё это необходимо для «открытия» нового знания. На
этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Кроме
того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и
формулируется учебная проблема.
Приведу пример создания
проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: После
повторения способа образования и употребления времен the Past Simple и the Past Continuous, ученикам
даётся следующее задание на самостоятельное выявление различий употребления этих времен:
Read and compare:
(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Simple, а в каких the Past Continuous)
The
Past
S
imple
The
Past Continuous
He played tennis yesterday.
He was playing tennis at 4 o'clock yesterday.
He read this book 3 weeks ago.
When I came he was reading a book.
Случаи употребления времен можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль
исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя
регулирует уровень проблемности.
Говоря об уроке актуализации знаний, можно выделить следующую структуру урока актуализации
знаний и умений:
1.
организационный этап;
2.
проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся,
необходимых для творческого решения поставленных задач;
3.
постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
4.
применение ранее полученный знаний и умений в выполнении различного рода заданий;
5.
формулирование выводов по изученному материалу;
6.
информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
7.
рефлексия (подведение итогов занятия).
Этапы урока варьируются в зависимости от цели и задач урока.
Мне как учителю английского языка близки следующие технологии и методики, используемые на
уроке актуализации знании:
- информационные технологии, в том числе Интернет-ресурсы;
- игры, в том числе ролевые игры;
- метод проектов;
- on-line обучение;
- кейс-технологии;
- интерактивные технологии;
- технологии сотрудничества;
- развивающие технологии;
- технология развития критического мышления.
Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.
Online-обучение
позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим
учеником по индивидуальному плану, работа на языковых образовательных сайтах и порталах делает
сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации. К
сожалению, не получается применять этот метод в классе, только в качестве заданий на дом, с
последующим контролем.
Широкие возможности для активизации учебного процесса и актуализации полученных знаний дает
использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее
участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету. В ней
всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными:
изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.
Кейс-метод (Case study)
- метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают
осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-
либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который
необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных
решений.
Я применяю данный метод при подготовке к части С2 единого государственного экзамена.
Учащимся дается примерное задание эссе «Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково
Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте»
После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся в классе на
пары.
После работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные
обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и
убедительными.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая
адекватность суждений.
Анонимное голосование, выбор победителя спора.
Кейс-метод - это актуализация абсолютно всех навыков и умений, четкое выполнение поставленной
задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать
собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота
(недостаток времени), а также развивать стратегическое мышление. Сложной задачей для учителя,
требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора
соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.
Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся
адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью,
опросники.
Технология сотрудничества
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в
разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание,
при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы,
но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает
благотворное влияние и на тех, и на других.
Развивающие технологии
Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и
актуальны. Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть
возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну
— за оформление, вторую — за материал на английском языке. В 7 классе при изучении темы «Моя
Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в Москве и рассказать о нем на английском
языке.
К такой работе
можно отнести составление кроссвордов, чайнвордов, художественный перевод
стихотворений, конкурс поздравлений и открыток, стенгазеты и т.д.
Технология развития критического мышления:
На стадии вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по какой–
либо теме, пробуждение интереса к этой теме. Они обнаруживают и осознают недостаточность
имеющихся у них знаний. Важно побудить учащихся к активной деятельности.
Стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также ее
соотнесение с собственными знаниями. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный
анализ и синтез имеющейся информации и новой.
Завершающим этапом становиться стадия рефлексии, главная задача которой заключается в том, чтобы
вывести знания на уровень понимания и применения.
Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному
материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и
письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и
продуктивности обучения, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое
мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при
непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование
коммуникативной компетенции.
Приемы и стратегии
Кластеры -
(«гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в
определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова,
рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала.
Концептуальное колесо. Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова.
Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и
вписать в секторы колеса.
«Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» - требующие простого односложного ответа и
«толстых» - требующие подробного, развернутого ответа вопросов.
Синквейны - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний»
Стратегия РАФТ
(в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название
представляет собой сокращение: Роль Аудитория Форма Тема
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.
Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед
самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который
предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом
продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На
самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.
Выбор может
происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести
В заключении хотелось бы сказать, что использование как новых технологий и методик, так и
традиционных (например – опрос для актуализации) в преподавании английского языка помогает
совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.