Напоминание

"Комиксы как форма изучения текста и оценивания знаний на уроках литературы"

Автор: Баймирзаева Вера Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: общеобразовательная школа №3
Населённый пункт: город Каган Бухарской области Узбекистан
Наименование материала: статья
Тема: "Комиксы как форма изучения текста и оценивания знаний на уроках литературы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитывать и обучать современных детей очень сложно. Необходимо постоянно

мотивировать их и находить нестандартные формы оценивания. На уроках литературы

одной из них может стать процесс создания комиксов – коротких рисованных историй.

Они способны и выступать в качестве опорного конспекта, и использоваться учениками

при пересказе содержания прочитанного произведения.

Почему комикс?

Новое поколение живет в век информационных технологий, у него фундаментально

изменены формы восприятия. Линейный словесный текст современным школьникам не

интересен, потому что скушен. Дети уже привыкли одновременно выполнять сразу

несколько задач: листать фотографии, слушать музыку, общаться в чатах. У них с

рождения формируется «клиповое» мышление. А оно легче воспринимает и обрабатывает

образную информацию.

Что делать?

Основная задача учителя литературы – формировать коммуникативную компетентность.

Ученики на уроках должны учиться задавать простые и сложные вопросы, искать ответы

на них, определять факты и причины их возникновения, говорить друг с другом, давать

критическую оценку обсуждаемым темам. Работа с текстом – основа всего. Но просто

читать его школьники не будут. Что им «трогать», что им «смотреть»? Создание комиксов

поможет соединить три главные составляющие:

интересный информационный поток;

фантазию;

творчество.

Создание подобного продукта – увлекательный процесс. Освоить его несложно. Сценарий

для этого писать не нужно. Он уже есть – это текст изучаемого произведения. Разбить его

на кадры поможет составление плана прочитанного. Дети это делать умеют очень хорошо

еще с младшей школы. Сколько пунктов плана – столько «кадров» - квадратов сюжета.

А дальше – дело техники: Кадр нужно проиллюстрировать. Для этого создаются

визуальные образы, которые сопровождаются репликами героев. По ним легко

прослеживается развитие сюжета от картинки к картинке. Ученики 6-7 классов часто

делают рисунки схематично (Комикс по рассказу К.Дойла «Союз Рыжих»)

Ученики старших классов способны создавать более сложные произведения. Посмотрите

на следующую картинку – при прямой простоте, присутствует погружение в эпоху

девятнадцатого века (прически, одежда). И это особенно важно!

Как оценивать?

Пусть художественное исполнение «немного хромает», однако старание налицо. Есть и

картинка, и сюжет, и динамика, и экспрессия. Комикс наглядно показывает, что ученик с

сюжетом произведения ознакомился, изучил героев, определился с их характеристиками и

даже сделал вывод. Работа подобного рода оценивается всегда положительно. При

балльной системе оценивания необходимо учитывать несколько факторов:

1.

Последовательность ассоциативного повествования.

2.

Содержание текста реплик.

3.

Детали, которые несут важность для повествования (мимика, жесты).

Художественные особенности при оценивании учитываться не должны. Любой, даже

самый схематичный рисунок, демонстрирует проделанную работу, которая ждет

поощрения.

Комикс – как форма изучения текста

Использовать серию рисунков можно и для изучения текста произведения. Для этого

необходимо попросить учеников создать комикс, а окна реплик оставить

незаполненными, пустыми. На уроке потом учитель просит ребят обменяться работами и

попытаться по картинкам воссоздать реплики по памяти, опираясь на текст произведения.

Ученики могут додумывать продолжение истории комикса или вставлять внутрь

недостающие кадры, способные уточнить отдельные детали сюжета. Дети, выполняя

такой вид работы, обогащают свой словарный запас, учатся выражать свои мысли,

фиксировать их, делится с ними. И такой вид работы тоже становится предметом

оценивания усвоения литературного материала.

Заключение

Понятно, что все новое пугает, и на первом этапе выполнение предложенного задания

может показаться сложным. Задача учителя – заставить поверить в свои возможности,

воодушевить, родить интерес к работе. Создание комиксов способствует развитию

навыков творческого чтения, более глубокому изучению произведения, погружению в

переживания героев (ведь нужно научиться передавать их при помощи изображения

особой позы главного действующего лица, мимики, жестов).

Ученики в процессе создания комиксов конструируют речевые реплики, учатся связывать

их с характерами персонажей. Поэтому, можно смело рекомендовать использовать

данную нестандартную форму и для изучения текста произведения, и для реализации

контроля его усвоения.