Автор: Ольга Ивановна Булгакова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ45"
Населённый пункт: Астраханская область
Наименование материала: классный час
Тема: "Что такое нравственные ценности"
Булгакова О.И. МБОУ г. Астрахани « СОШ 45»
Сегодня мы живем в такое сложное время, когда порой общечеловеческие
ценности уходят на второй план, а может и в прошлое. Наблюдая за ребятами, за
их поступками, речью, видно, что семья и окружение вносит свои коррективы
(порой негативные). Очень хочется, чтобы ребята были добрыми и смелыми,
ответственными и справедливыми, вежливыми и честными, творческими и
счастливыми, успешными и любимыми.
Классный час - «Что такое нравственные ценности».
Беседа с учениками 7-го класса.
Мы часто слышим словосочетание - человеческие ценности. Что это такое?
Что может ценить человек?
Бывают разные ценности - материальные, духовные, общественно-
политические. В каждом обществе могут быть выработаны различные
представления о ценностях – добре, свободе, справедливости, интеллекте,
комфорте, дисциплине, вере, богатстве…, но тем не менее существуют
общечеловеческие ценности, которые определены нормами нравственности,
прогресса, культурного наследия.
Каждый человек имеет свои нравственные ценности, то что он больше всего
ценит в жизни, то что для него важно и свято, то в чем он убежден и чем
руководствуются в своих поступках. То есть, он придерживается избирательно к
материальным и духовным ценностям, убеждениям, поведению…
Так что же является ценностью для вас?
Если человек дает правильную оценку ситуации, он может сделать выбор между
хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной
характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную
счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. То есть
существует связь между ценностью, собственной оценкой и поступком. Есть
известное высказывание: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: « Когда человек сознательно или
интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с
тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно
судить о его самооценке- низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные
блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца
машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего
мебельного гарнитура…»
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания,
давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с
достоинством и получить настоящую радость.»
Давайте послушаем притчу.
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все
способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и
после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места- весь он
утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал
исправляться. Тогда за каждый его хороший поступок отец стал вытаскивать по
одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на
мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что ты плачешь? – спросил его отец. – ведь гвоздей больше нет?
- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Давайте ответим на вопросы:
1.
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика? Какой способ
убеждения используют ваши родители?
2.
Почему заплакал мальчик?
3.
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении
нравственных ценностей для человека: « Нравственные ценности для
человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить,
не опуская глаз». А как думаете вы?
Задание 1.
Нарисуйте цветок, на каждом лепестке цветка напишите по одной главной
ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В середине
цветка напишите свою главную ценность.
Задание 2.
Напишите мини-сочинение « Какое качество в человеке я ценю больше всего».
(анонимно)
Результаты классного часа можно и нужно использовать в работе на
родительском собрании.