Автор: Почтаренко Татьяна Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: с. Новосысоевка, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка урока музыки
Тема: "Колокольные звоны в музыке и литературе".
Конспект урока музыки " 5-й класс
Тема: "Колокольные звоны в музыке и литературе».
Цель урока: сформировать практические навыки инструментального и
вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки
и литературы.
Задачи:
Личностные:
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;
приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной
музыкально-учебной деятельности;
решение музыкально-творческих задач.
Метапредметные:
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор
средств и способов её успешного осуществления;
анализ собственной учебной деятельности;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных
произведений;
сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.
Предметные:
осознанное восприятие музыкальных произведений;
применение терминологии для классификации колокольных звонов;
освоение знаний, овладение практическими умениями;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
(самостоятельная работа)
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер;
основные ресурсы: учебник и творческая тетрадь, фонохрестоматия
музыкального материала в формате mp3. (2-5 класс) Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской; презентация, видеофрагмент, нотный и словесный текст песни
Е.Крылатова «Колокола», карточки-схемы партитур, тезисы из статьи «О чём
звонит колокол»
Ключевые понятия: набат, благовест, трезвон, имитация, аккомпанемент.
Межпредметные связи: литература, кино.
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС М:
Просвещение, 2012г.
Структура и ход урока:
1. Мотивация
2. Актуализация и пробное учебное действие
3. Выявление места и причины затруднения (создание проблемного поля)
4. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели урока и выбор
средств её достижения)
5. Реализация построенного проекта (выдвижение гипотезы, музицирование по
образцу, поиск применения новых знаний, аргументация выбора решения задачи)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная,
работа с выбором групп)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в карточках-
схемах на новый способ действия (колокольных звонов в литературе), выявление
причин ошибок и их исправления)
8. Включение в систему знаний и повторений (выявление границы применения
новых знаний и умений, тренировка сформированных умений, доведение до
автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении)
9. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и
результатов деятельности, самооценка, самоподготовка)
ХОД УРОКА
Мотивация:
Звучит колокольный звон.
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема урока: «Колокольные звоны в музыке и литературе»
(колокольня)
– Какие виды звонов вы знаете?
– Набат, трезвон, благовест.
Учитель:
– В каких случаях они звучат колокола в наше время? И в каких случаях они
звучали на Руси?
Дети: В наше время они созывают людей на службу в Храм, мы их слышим в
Новогоднюю ночь. Колокола звонят… При пожарах, в праздники, в похороны,
предупреждают об опасности, собирают людей
Звучит «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского из оперы «Борис
Годунов»
Вокализация мелодий «Великого колокольного звона» М.П. Мусоргского –
тревожно, призывно
Звучит хор «Славься!» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин» –
величественно, празднично.
Звучит фортепианная сюита «Светлый праздник» С.В. Рахманинова –
радостно, светло
Выдвижение гипотезы:
– Какие же колокола звучат в этих произведениях? Ваши предположения?!
Укажите их на слайде!? (три колокола)
Учитель: – Выберите из предложенных интонаций те, которые характеризуют
каждое музыкальное прослушанное произведение.
Дети: отвечают
Учитель: – Чтобы доказать правоту ваших предположений, давайте обратимся
к информационным источникам.
Гипотеза:
Если звучит тревожно, призывно, значит это НАБАТ.
Если величественно, празднично, то это БЛАГОВЕСТ.
Если радостно, светло, тогда это ТРЕЗВОН.
Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола
(Приложение 1)
Изучение приёмов игры и их воспроизведение
благовест – в большой колокол в обе стенки редко;
набат – в средний колокол в одну стенку часто;
трезвон – в маленький колокольчик один приём по три раза.
Поиск применения новых знаний в музыке и аргументация выбора
(В.А. Гаврилин 1939-1999) советский и российский композитор, автор
симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к
кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист
РСФСР (1985).
– Сегодня прозвучит новое произведение для хора, солистов и ударных
инструментов В.А. Гаврилина – симфония–действо «Перезвоны»
Послушайте внимательно фрагмент и определите, какие виды звонов имитируют
человеческие голоса.
Слушание: Симфония действо «Перезвоны» или «Весело на душе»
Определение благовеста, трезвона.
– А можно сыграть набат?
– Нельзя. Получится напряжение, испортится весёлое настроение
– Дайте название фрагменту!?
Возможные варианты: «Бодрое настроение», «Весёлые колокола», «Весело на
душе».
Учитель: – Почему хоровое произведение называется симфонией?
Дети: – Человеческие голоса имитируют оркестр колоколов.
Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова
Вокально-инструментальное исполнение по голосам (альты, сопрано)
(Г. Свиридов «Снег идёт»)
Анализ интонационно-образного смысла
– Какую выразительную роль сыграли здесь колокола?
Ассоциативно-образное мышление:
– Набат (четверти) – ход времени,
– Благовест (половинка) – колыбельность
– Трезвон (восьмые) – тройка лошадей
Учитель:– Для чего композитор ввёл чередование: альты – сопрано?
Дети:– Чтобы ощутить расстояние близко – далеко, эхо позёмки,
фантастичность
Учитель:– Какие выразительные средства литературного произведения –
стихотворения помогли вам и Г.Свиридову как композиторам создать музыку?
Дети: – Размер стиха, его смысловое содержание
Учитель: – Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих
произведениях.
А в литературе вы встречали колокольные звоны? В каких жанрах?
Вспомните песни, в тексте которых есть звучание колоколов
В стихах, рассказах…
Дети: – «Москва – звонят колокола» О. Газманова,
– «Вечерний звон» р.н.п.,
– «Однозвучно звенит колокольчик» романс
Учитель: Часто поэты-песенники тесно работают с теми композиторами, на
чью музыку они пишут стихи.
Такой творческий союз получился у поэта Юрия Энтина и композитора Евгения
Крылатова. Вместе они написали много песен для мультфильмов и кино.
(Е.Крылатов – Ю.Энтин) В одной из них тоже звучат колокола.
Видео-слайд 11 (песня «Колокола»)
– Вы узнали этот фильм? В каком эпизоде звучит эта песня?
Просмотр видеофрагмента песни «Колокола» из к/ф «Приключения
Электроника»
– Когда Электроник созывает народ, чтобы разоблачить бандитов, которые
украли из музея бесценные картины
Тренировка сформированных умений до автоматизированного навыка в
инструментальном и вокальном исполнении
Разучивание песни.
Учитель: – В какой колокол бьёт Электроник?
Дети: – В набат
Караоке Песня о колоколах
- Песня из к/ф "Приключения Электроника"
Слова: Ю. Энтин, Музыка: Е. Крылатов
1.
Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола...
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне,
Будет, будет даль светла!
Припев:
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни!
Сумрак ночи с улиц прогони!
2.
Бьют часы на старой башне.
То, что ночью было страшным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным,
Стало теплым и домашним,
Стало милым и смешным.
Припев.
3.
Бьют часы на старой башне.
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!
Припев.
Песня о колоколах ВИДЕОНОТЫ
Домашнее задание: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте
письменно на вопросы в творческой тетради стр.26-29
– Составьте синквейн
(синквейн)
Примерные ответы:
1 строка – звоны, колокола
2 строка – колокольные, выразительные
3 строка – музыка, литература
4 строка – «Колокольные звоны в музыке и литературе» 4 мин.
Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка
темы урока)
– Дайте название теме урока!?
(тема урока)
Самооценка
– Выскажите свои впечатления от урока
(самооценка)
Отметки за урок
– Сегодня я узнал...
– Мне понравилось
– Для меня стало новым…
– Меня удивило…
– Я с удовольствием…
– Сегодня на уроке мне захотелось…
Самоподготовка