Автор: Федосова Ирина Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Путешествие в мир транспорта"
Название проекта «Путешествие в мир транспорта»
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
Актуальность проекта
Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями:
1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7
лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и
стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера
деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным
познавательным развитием.
Федеральной государственный стандарт
подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают
ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его
личной осмысленной
деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной
исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё
новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные,
разрабатывающие современные программы ДОУ
настаивают на
предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что
обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и
интересы детей.
Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не
только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику
работы дошкольных учреждений.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям
возможности самостоятельного приобретения знаний при решении
практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных
предметных областей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом
причин:
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и
единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы,
направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают
представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной
картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
развивается потенциал самих воспитанников. Их побуждают к активному
познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению
причинно-следственных связей, развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей.
.Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из
разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
1
2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними
необходимо уделять большое значение.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что
окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт
обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей
средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами
позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым
множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми.
Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание
участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей
интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети
начинают интересоваться окружающим миром.
Введение в предметный мир предполагает:
ознакомление ребенка с предметом как таковым (название,
назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и
т. д.)
восприятие предмета как творения человеческой мысли и
результата трудовой деятельности.
формирование умения сосредотачивать внимание на
предметах и явлениях развивающей предметно – пространственной
среды;
Развитие способности устанавливать простейшие связи между
предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к
окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Гипотеза
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи
между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную
тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и
на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды
детской деятельности;
если создать развивающую предметно-
пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также,
если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по
теме.
Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части
образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных
видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит
в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно:
- основной линией является развитие ребенка;
- соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок
проживает тему в разных видах детской деятельности;
- соблюдается комплексно-тематический принцип;
- ведущей является совместная деятельность педагога с детьми;
- взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта;
2
Кроме того, содержание представленного проекта технологично и при
желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного
учреждения.
Тип проекта : информационно - познавательный, групповой
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатели, специалисты
ДОУ, родители
Период выполнения проекта : краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта : Формирование представлений о разновидностях
транспорта, его классификации и назначении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
Задачи:
1.
Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными
видами (наземный, водный, воздушный), учить различать основные части
транспорта.
2.
Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на
транспорте.
3.
Формировать представления детей о безопасном поведении на
дорогах
4.
Развивать познавательную активность, мышление,
коммуникативные навыки;
Описание проекта.
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких
направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной
готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности),
-
Создание развивающей предметно-пространственной среды для
обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в
соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее
доступности.
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный этап
Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание
материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных
на реализацию проекта; разработка планирования проекта.
Целеполагание
•
Определить вид проекта.
•
Определить цели и задачи развития обучения, воспитания.
•
Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое
оснащение проекта.
•
Составить план этапов реализации проекта.
•
Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ,
педагогов и родителей в проект.
3
•
Изучение методической литературы.
•
Подборка художественной литературы по теме.
•
Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.
•
Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми,
педагогами, родителями, школой.
•
Анализ игр, составление картотек игр.
2.
Основной этап.
Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта.
Работа с детьми
Содержание работы
Задачи
Образовательные
области,
Виды деятельности
Формы работы
1.Беседа: «Какой бывает
транспорт»
Задачи: расширять
представления детей о видах
транспорта, его назначении.
Учить делать простейшие
обобщения. Продолжать
знакомить детей с предметами
ближайшего окружения, их
значением.
Воспитывать
выдержку, умение слушать
других детей.
Познавательное, речевое,
социально-
коммуникативное
развитие
Коммуникативная
деятельность
Беседа,
компьютерная
презентация
2. Ситуативный разговор «Улица
полна неожиданностей»
Задачи: формировать
элементарные знания о правилах
поведения на дороге,
формировать умение адекватно
реагировать на дорожные
ситуации.
Воспитывать
выдержку, умение слушать
других детей
Социально-
коммуникативное,
речевое, познавательное
развитие
Коммуникативная
деятельность
Беседа,
рассматривание
иллюстраций,
обыгрывание
проблемных
ситуаций.
3. Беседа «Профессии на
транспорте»
Задачи: Познакомить с
профессиями – шофер, летчик,
моряк. Расширять словарный
запас детей. Воспитывать
интерес и уважение к труду
взрослых
Социально-
коммуникативное,
речевое, познавательное
развитие.
Коммуникативная
деятельность
Беседа,
компьютерная
презентация
4. Игровая ситуация «Мы –
Социально-
Игровая
4
пассажиры»
Задачи: закреплять
представления о видах
транспорта, общественном
транспорте, правилах
пользования и поведения в нем.
коммуникативное,
познавательное, речевое,
физическое развитие.
Игровая,
коммуникативная
деятельность
образовательная
ситуация
5. Стихи о транспорте:
А. Барто: «Грузовик»,
«Самолёт», «Кораблик», «Жил
на свете самосвал»; П. Макуха
«Пешеход»
Задачи: Учить слушать
литературное произведение,
рассказывать стихотворение
наизусть. Способствовать
формированию эмоционального
отношения к литературным
произведениям.
Речевое, познавательное,
художественно-
эстетическое развитие
Восприятие
художественной
литературы
Выразительное
чтение,
слушание
разучивание
6. Произведения о транспорте:
А. Берестов «Про машину»,
С. Михалков «Моя улица», М.
Дружинина «Наш друг –
светофор», С. Михалков «Дядя
Стёпа»,
Задачи: Приобщать детей к
словесному искусству через
чтение и слушание
художественных произведений.
Поощрять желание детей
делиться впечатлениями от
прочитанного.
Речевое, познавательное,
социально-
коммуникативное
развитие.
Восприятие
художественной
литературы.
Чтение,
обсуждение,
рассматривание
иллюстраций
7. Дидактическая игра «Один -
много»
Задачи: развитие интересов
детей, любознательности и
познавательной мотивации,
обогащение активного словаря,
развитие связной,
грамматически правильной
диалогической и
монологической речи
Речевое, познавательное
развитие.
Коммуникативная
деятельность.
Дидактическая
игра
8. Дидактическая игра «Кто чем
управляет»
Задачи: закреплять знания о
Познавательное,
социально-
коммуникативное,
Речевая
ситуация, игра с
правилами
5
профессиях на транспорте.
Обогащать активный словарь
детей.
речевое развитие
Коммуникативная
деятельность
9. Загадки о транспорте
Задачи: научить детей понимать
смысл загадки, объяснять её.
Обогащать активный словарь
детей. Развивать логическое
мышление.
Познавательное, речевое
развитие.
Коммуникативная
деятельность.
Просмотр
слайдов -
загадок
10. Рассматривание коллекции
автомобилей «Наш автопарк»
Задачи: уточнить и расширить
представления детей о
некоторых транспортных
средствах. Поощрять попытки
рассказывать об игрушке.
Воспитывать бережное
отношение к игрушкам.
Познавательное, речевое,
социально-
коммуникативное
развитие.
Познавательно-
исследовательская
деятельность.
Рассматривание,
исследование,
сравнение,
составление
предложений,
обыгрывание.
11. Наблюдения за разными
видами транспорта
Задачи: Уточнить представления
детей о транспорте.
Активизировать словарь: дорога,
транспорт, тротуар, проезжая
часть, пешеходный переход,
перекрёсток. Вырабатывать
осторожное поведение детей на
дороге. Расширять кругозор
детей, воспитывать
наблюдательность.
Познавательное, речевое,
социально-
коммуникативное
развитие.
Коммуникативная,
познавательно-
исследовательская
деятельность
Наблюдение,
исследование
12. Настольно- печатные игры:
лото «Дорожные знаки»,
«Паровозик для зверят», домино
«Транспорт».
Задачи: закреплять
представления детей о разных
видах транспорта, правилах
дорожного движения.
Развивать умение
взаимодействовать с партнерами
по игре.
Познавательное,
социально-
коммуникативное
развитие.
Игровая деятельность.
Настольная
игра.
13. Дидактические игры
«Сложи картинку», «Что
Познавательное,
социально-
Дидактическая
игра
6
пропало», «Найди, чем
отличаются», «Почини машину»,
«Узнай по части», «Светофор»
Задачи: закреплять полученные
знания. Развивать внимание,
мышление. Развивать умение
взаимодействовать с партнерами
по игре.
коммуникативное
развитие
14. Конструирование «Трамвай»,
«Грузовик»
Задачи: Побуждать детей к
конструированию.
Активизировать словарь по
теме. Развивать умение
использовать свои постройки в
игре. Продолжать учить
различать предметы по размеру.
Познавательное, речевое,
социально-
коммуникативное
развитие.
Продуктивная
деятельность.
Создание
проблемной
ситуации,
рассматривание,
создание
продуктов
детского
творчества
15. Режиссерская игра на макете
Задачи: Развивать навыки
совместной игры, предложив
различные варианты сюжета.
Закреплять знание правил
дорожного движения
Социально-
коммуникативное,
речевое, познавательное
развитие.
Игровая деятельность
Рассматривание,
игра,
моделирование
16. Пальчиковые игры «Мы
поедем, полетим», «Пароходик»,
«Поездка», «Есть игрушки у
меня»
Задачи: формирование
представлений об окружающем
мире. Развитие связной речи,
активизация словаря. Развитие
мелкой моторики пальцев рук.
Познавательное, речевое,
физическое развитие.
Коммуникативная
деятельность
Пальчиковая
гимнастика
17. Сюжетно-ролевые игры «Мы
– шофёры», «Автобус»,
«Путешествие на корабле»
Задачи: Помогать детям,
объединяться для игры в группы
по 2-3 человека на основе
личных симпатий.
Упражнять детей в выполнении
игровых действий,
имитирующих бытовой процесс.
Воспитывать интерес и уважение
к труду взрослых;
Социально-
коммуникативное,
речевое, познавательное
развитие
Игровая деятельность
Сюжетно-
ролевая игра
7
18. Театрализованная игра –
имитация «Машины едут»,
«Паровоз»
Задачи: Упражнять в имитации
движения транспорта под
музыку. Формировать культуру
движений (четкость,
ритмичность, выразительность).
Развивать двигательную
активность.
Художественно-
эстетическое, речевое,
социально-
коммуникативное,
физическое развитие.
Игра - имитация
19. Музыкально – дидактическая
игра «Звуки» (подражание шуму
автомобиля, звонку трамвая,
звуку клаксона и т.д.)
Задачи: учить анализировать
звучание музыкальных
инструментов и подбирать
подходящие по звуку.
Художественно-
эстетическое, социально-
коммуникативное
развитие.
Музыкальная
деятельность
Импровизация
на музыкальных
инструментах
20. Песни «Едет паровоз»,
«Машина», Е. Железнова
«Автобус»
Задачи:
Формировать
музыкально певческие умения в
процессе подпевания взрослому.
Формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение.
Воспитывать интерес и любовь к
музыке.
Художественно-
эстетическое, речевое,
социально-
коммуникативное
развитие
Музыкальная
деятельность
Слушание,
подпевание
взрослому
21. Раскрашивание иллюстраций
«Транспорт»
Задачи: упражнять в аккуратном
раскрашивании. Развивать
мелкую моторику рук.
Активизировать словарь
названиями видов транспорта
Художественно –
эстетическое,
познавательное,
физическое развитие.
Раскрашивание
иллюстраций
22. Аппликация «Автобус»
Задачи: Развивать умение
классифицировать виды
транспорта. Расширять
словарный запас детей по
дорожной лексике. Развивать
мелкую моторику рук.
Расширять кругозор детей,
воспитывать наблюдательность.
Художественно-
эстетическое,
познавательное, речевое,
физическое развитие.
Продуктивная
деятельность
Показ,
рассматривание,
изготовление
продуктов
детского
творчества,
выставка.
8
23. Рисование «Кораблик»
Задачи: Вызвать интерес к
созданию образа. Развивать
мелкую моторику и
двигательную активность.
Ввести в словарь детей слова
"капитан", "парусник"
Художественно-
эстетическое,
познавательное, речевое,
физическое развитие.
Изобразительная
деятельность.
Беседа,
рассматривание,
изготовление
продуктов
детского
творчества,
обыгрывание.
24.Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль»,
«Цветные автомобили»,
«Самолёты»
Задачи: Развивать стремление у
детей играть в подвижные игры,
способствующие
совершенствованию основных
движений (ходьба, бег).
Уточнить представления детей о
транспорте. Воспитывать
внимательное отношение к
сверстникам во время игры.
Физическое, социально-
коммуникативное
развитие
Двигательная
деятельность
Подвижная игра
(бег) с
правилами.
Звукоподражате
льные
упражнения.
25. Игра малой подвижности
«Красный, желтый, зеленый».
Цель: закреплять представление
о трех сигналах светофора.
Упражнять в умении выполнять
движения в соответствии с
цветом кружка. Развивать
внимание, быстроту реакции,
двигательную активность.
Физическое,
познавательное развитие
Двигательная
деятельность
Подвижная игра
с правилами.
26. Динамические паузы
«Песенка друзей», «По
ровненькой дорожке»
Задачи: формировать умение
координировать речь и
движение. Развивать
двигательную активность.
Речевое, физическое,
социально-
коммуникативное
развитие.
Двигательная
деятельность.
Физкультминутк
а
27. Дыхательная гимнастика
«Надуем паруса»
Задачи:
Развивать речевое
дыхание. Воспитывать желание
помогать сверстникам.
Познавательное,
социально-
коммуникативное,
физическое развитие
Игровая деятельность
Рассматривание
иллюстраций,
дыхательные
упражнения -
соревнования
28. Физкультурное развлечение
«Автомобилисты» Задачи:
Физическое,
познавательное,
9
укрепление здоровья
детей,
создание положительного
настроения от занятия
физкультурой, уточнить
представление детей о
транспорте.
социально –
коммуникативное
развитие.
Двигательная
деятельность
Работа с родителями
Консультации для родителей в родительском уголке:
- «Все начинается с малого»
Консультации в папках - передвижках:
-«Улица полна неожиданностей»
«Дети на дорогах»
Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи,
загадки и т.д.)
Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-
ролевых игр
Анкетирование «Осторожно: дорога!»
Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»
Беседа «Начните с себя»
3.
Итоговый этап.
Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути
дальнейшего проектирования и сотрудничества.
•
Итоговое мероприятие
•
Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада
•
Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»
Список литературы:
1.
Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство —
Пресс», 2004.
10
2.
Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». – ТЦ «Сфера», М.,
2006
3.
Громова О. Е., Соломатина П. Н. «Лексические темы по развитию речи
детей 3 – 4 лет». – М., 2005.
4.
Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. «День за днем говорим и растем». – М.,
2005.
5.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – Карапуз –
Дидактика., 2007
6.
Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие и ознакомление с окружающим
миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. Ред. К.Ю. Белой.- М: ТЦ
Сфера, 2006
7.
Свирская Л., Роменская Л. «ФГОС дошкольного образования».- Великий
Новгород. 2014
8.
Тристапшон Т.Г. «Дидактические и сюжетно-ролевые игры». – «Основа»,
2007
11