"Путешествие в мир транспорта"

Автор: Федосова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Путешествие в мир транспорта"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Название проекта «Путешествие в мир транспорта»
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
Актуальность проекта
Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями: 1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7 лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Федеральной государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей. Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:  Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.  развивается потенциал самих воспитанников. Их побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.  .Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. 1
2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром. Введение в предметный мир предполагает:  ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)  восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.  формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно – пространственной среды;  Развитие способности устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Гипотеза
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно- пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме. Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Новизна и практическая значимость
представленной разработки состоит в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно: - основной линией является развитие ребенка; - соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности; - соблюдается комплексно-тематический принцип; - ведущей является совместная деятельность педагога с детьми; - взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта; 2
Кроме того, содержание представленного проекта технологично и при желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Тип проекта
: информационно - познавательный, групповой
Участники проекта
: дети II младшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители
Период выполнения проекта
: краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта
: Формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный), учить различать основные части транспорта. 2. Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте. 3. Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах 4. Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки;
Описание проекта.
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях: - с детьми - согласно разработанного плана, - с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности), - Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
Этапы реализации проекта:

1.

Подготовительный этап
Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка планирования проекта. Целеполагание • Определить вид проекта. • Определить цели и задачи развития обучения, воспитания. • Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта. • Составить план этапов реализации проекта. • Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ, педагогов и родителей в проект. 3
• Изучение методической литературы. • Подборка художественной литературы по теме. • Проектирование развивающей предметно – пространственной среды. • Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми, педагогами, родителями, школой. • Анализ игр, составление картотек игр.
2.

Основной этап.
Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта. Работа с детьми Содержание работы Задачи Образовательные области, Виды деятельности Формы работы 1.Беседа: «Какой бывает транспорт» Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значением. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей. Познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Беседа, компьютерная презентация 2. Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей» Задачи: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей Социально- коммуникативное, речевое, познавательное развитие Коммуникативная деятельность Беседа, рассматривание иллюстраций, обыгрывание проблемных ситуаций. 3. Беседа «Профессии на транспорте» Задачи: Познакомить с профессиями – шофер, летчик, моряк. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых Социально- коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Коммуникативная деятельность Беседа, компьютерная презентация 4. Игровая ситуация «Мы – Социально- Игровая 4
пассажиры» Задачи: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем. коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. Игровая, коммуникативная деятельность образовательная ситуация 5. Стихи о транспорте: А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик», «Жил на свете самосвал»; П. Макуха «Пешеход» Задачи: Учить слушать литературное произведение, рассказывать стихотворение наизусть. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Речевое, познавательное, художественно- эстетическое развитие Восприятие художественной литературы Выразительное чтение, слушание разучивание 6. Произведения о транспорте: А. Берестов «Про машину», С. Михалков «Моя улица», М. Дружинина «Наш друг – светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа», Задачи: Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание художественных произведений. Поощрять желание детей делиться впечатлениями от прочитанного. Речевое, познавательное, социально- коммуникативное развитие. Восприятие художественной литературы. Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций 7. Дидактическая игра «Один - много» Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Речевое, познавательное развитие. Коммуникативная деятельность. Дидактическая игра 8. Дидактическая игра «Кто чем управляет» Задачи: закреплять знания о Познавательное, социально- коммуникативное, Речевая ситуация, игра с правилами 5
профессиях на транспорте. Обогащать активный словарь детей. речевое развитие Коммуникативная деятельность 9. Загадки о транспорте Задачи: научить детей понимать смысл загадки, объяснять её. Обогащать активный словарь детей. Развивать логическое мышление. Познавательное, речевое развитие. Коммуникативная деятельность. Просмотр слайдов - загадок 10. Рассматривание коллекции автомобилей «Наш автопарк» Задачи: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах. Поощрять попытки рассказывать об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие. Познавательно- исследовательская деятельность. Рассматривание, исследование, сравнение, составление предложений, обыгрывание. 11. Наблюдения за разными видами транспорта Задачи: Уточнить представления детей о транспорте. Активизировать словарь: дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, перекрёсток. Вырабатывать осторожное поведение детей на дороге. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность. Познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность Наблюдение, исследование 12. Настольно- печатные игры: лото «Дорожные знаки», «Паровозик для зверят», домино «Транспорт». Задачи: закреплять представления детей о разных видах транспорта, правилах дорожного движения. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре. Познавательное, социально- коммуникативное развитие. Игровая деятельность. Настольная игра. 13. Дидактические игры «Сложи картинку», «Что Познавательное, социально- Дидактическая игра 6
пропало», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Узнай по части», «Светофор» Задачи: закреплять полученные знания. Развивать внимание, мышление. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре. коммуникативное развитие 14. Конструирование «Трамвай», «Грузовик» Задачи: Побуждать детей к конструированию. Активизировать словарь по теме. Развивать умение использовать свои постройки в игре. Продолжать учить различать предметы по размеру. Познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие. Продуктивная деятельность. Создание проблемной ситуации, рассматривание, создание продуктов детского творчества 15. Режиссерская игра на макете Задачи: Развивать навыки совместной игры, предложив различные варианты сюжета. Закреплять знание правил дорожного движения Социально- коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Игровая деятельность Рассматривание, игра, моделирование 16. Пальчиковые игры «Мы поедем, полетим», «Пароходик», «Поездка», «Есть игрушки у меня» Задачи: формирование представлений об окружающем мире. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Познавательное, речевое, физическое развитие. Коммуникативная деятельность Пальчиковая гимнастика 17. Сюжетно-ролевые игры «Мы – шофёры», «Автобус», «Путешествие на корабле» Задачи: Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых; Социально- коммуникативное, речевое, познавательное развитие Игровая деятельность Сюжетно- ролевая игра 7
18. Театрализованная игра – имитация «Машины едут», «Паровоз» Задачи: Упражнять в имитации движения транспорта под музыку. Формировать культуру движений (четкость, ритмичность, выразительность). Развивать двигательную активность. Художественно- эстетическое, речевое, социально- коммуникативное, физическое развитие. Игра - имитация 19. Музыкально – дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.) Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать подходящие по звуку. Художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие. Музыкальная деятельность Импровизация на музыкальных инструментах 20. Песни «Едет паровоз», «Машина», Е. Железнова «Автобус» Задачи: Формировать музыкально певческие умения в процессе подпевания взрослому. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитывать интерес и любовь к музыке. Художественно- эстетическое, речевое, социально- коммуникативное развитие Музыкальная деятельность Слушание, подпевание взрослому 21. Раскрашивание иллюстраций «Транспорт» Задачи: упражнять в аккуратном раскрашивании. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь названиями видов транспорта Художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Раскрашивание иллюстраций 22. Аппликация «Автобус» Задачи: Развивать умение классифицировать виды транспорта. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать мелкую моторику рук. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность. Художественно- эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие. Продуктивная деятельность Показ, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, выставка. 8
23. Рисование «Кораблик» Задачи: Вызвать интерес к созданию образа. Развивать мелкую моторику и двигательную активность. Ввести в словарь детей слова "капитан", "парусник" Художественно- эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие. Изобразительная деятельность. Беседа, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, обыгрывание. 24.Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Самолёты» Задачи: Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег). Уточнить представления детей о транспорте. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам во время игры. Физическое, социально- коммуникативное развитие Двигательная деятельность Подвижная игра (бег) с правилами. Звукоподражате льные упражнения. 25. Игра малой подвижности «Красный, желтый, зеленый». Цель: закреплять представление о трех сигналах светофора. Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с цветом кружка. Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность. Физическое, познавательное развитие Двигательная деятельность Подвижная игра с правилами. 26. Динамические паузы «Песенка друзей», «По ровненькой дорожке» Задачи: формировать умение координировать речь и движение. Развивать двигательную активность. Речевое, физическое, социально- коммуникативное развитие. Двигательная деятельность. Физкультминутк а 27. Дыхательная гимнастика «Надуем паруса» Задачи: Развивать речевое дыхание. Воспитывать желание помогать сверстникам. Познавательное, социально- коммуникативное, физическое развитие Игровая деятельность Рассматривание иллюстраций, дыхательные упражнения - соревнования 28. Физкультурное развлечение «Автомобилисты» Задачи: Физическое, познавательное, 9
укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте. социально – коммуникативное развитие. Двигательная деятельность Работа с родителями  Консультации для родителей в родительском уголке: - «Все начинается с малого»  Консультации в папках - передвижках: -«Улица полна неожиданностей» «Дети на дорогах»  Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи, загадки и т.д.)  Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно- ролевых игр  Анкетирование «Осторожно: дорога!»  Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»  Беседа «Начните с себя»
3.

Итоговый этап.
Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества. • Итоговое мероприятие • Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада • Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004. 10
2. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». – ТЦ «Сфера», М., 2006 3. Громова О. Е., Соломатина П. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет». – М., 2005. 4. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. «День за днем говорим и растем». – М., 2005. 5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – Карапуз – Дидактика., 2007 6. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. Ред. К.Ю. Белой.- М: ТЦ Сфера, 2006 7. Свирская Л., Роменская Л. «ФГОС дошкольного образования».- Великий Новгород. 2014 8. Тристапшон Т.Г. «Дидактические и сюжетно-ролевые игры». – «Основа», 2007 11