Автор: Минобудинова Юлия Максимовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского"
Населённый пункт: Город Луганск,ЛНР
Наименование материала: Статья
Тема: Творчество Юрия Дерского как новаторское явление XXI века
ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ ДЕРСКОГО КАК НОВАТОРСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
ХХI ВЕКА
Описывая
творческий
портрет
Юрия
Дерского,
прежде
всего
необходимо отметить не только огромный талант, которым обладал
композитор, но также и его постоянный колоссальный труд: будучи
клавишником, продюсером, звукорежиссёром, он совмещал работу в
должности профессора, заведующего кафедрой музыкального искусства
эстрады Луганской государственной академии культуры и искусств имени М.
Матусовского с сентября 2002 года по октябрь 2020 года. Личность Ю.
Дерского невероятно многогранна: на протяжении всей жизни он не
прекращал учиться, всё время расширяя собственный кругозор не только в
музыкальной сфере, но и других видах искусства.
В аспекте тематики раздела целесообразно детальнее остановиться на
рассмотрении жизненного пути композитора, изначально получившего
образование
на
факультете
электромашиностроения
в
Луганском
машиностроительном
институте
(1984-й
год).
Дальнейшее
обучение
Дерского связано с Луганским высшим училищем культуры (1986-й год),
Харьковским институтом культуры (1990-й год), а также Международной
кадровой академией ЮНЕСКО (1994-й год) и Луганским государственным
институтом культуры и искусств. В этом плане уместно привести в пример
цитату Е.Я. Михалёвой: «Многие приходят в эстрадный цех, имея за плечами
другую профессию (…) Стоит ли удивляться, что первая запись в трудовой
книжке Ю. Дерского – штамповщик 1-го разряда в заготовительно-прессовом
корпусе производственного объединения “Ворошиловградтепловоз”!» [1, с.
298-299].
Однако, несмотря такое разнообразие образовательной вехи, музыка
всё же сохранила свою доминирующую позицию относительно иного рода
деятельности композитора: в этом плане стоит упомянуть ранее детство, в
частности, истинно интеллигентную семью, обогатившую жизнь Юрия
Яковлевича любовью к музыке. В этом плане огромную роль сыграл
импровизированный домашний ансамбль, где он играл на аккордеоне, а отец
– на скрипке.
Возвращаясь к творческому портрету композитора, важно упомянуть
начавшуюся в 1987 году профессиональную филармоническую деятельность,
где важнейшим достижением стало создание вокально-инструментального
ансамбля «Alma mater», прославившегося благодаря неординарной и
довольно смелой концепции – стилизация лучших образцов классического
музыкального искусства под рок-направление. Деятельность ансамбля была
довольно масштабной, ведь коллектив сотрудничал с известнейшими
артистами и группами того времени, много гастролировал, выступая на
крупнейших стадионах Москвы, Крыма, Сибири и т.д. Помимо этого,
невозможно не упомянуть и строительство нового здания филармонии,
завершившееся при руководстве Дерского, вернувшегося сюда в качестве
руководителя в 2007 году.
Трудовая деятельность композитора многогранна, отсюда – высокий
профессионализм, опирающийся на богатейший опыт, полученный в самых
разнообразных сферах: студия звукозаписи «Пилигрим» А. Матецкого, где
Дерский в своё время был директором, группа О. Газманова «Эскадрон»,
телестудия «Эфир-1», где он работал звукорежиссёром. Невозможно в этом
плане не упомянуть и творческий тандем с В. Леонтьевым – народным
артистом России, для чьей студии Юрий Яковлевич создавал аранжировки.
Особый восторг в личности Дерского вызывает невероятная энергия,
буквально переполняющая его самого, и, конечно же, вдохновляющая
окружающих. Время трудовой деятельности в Луганской государственной
академии культуры и искусств имени М. Матусовского, начавшееся в 2002-м
году,
наряду
с
активной
творческой
деятельностью,
переполнено
непрерывной работой по научно-методическому обеспечению учебного
процесса студентов специализации эстрадный вокал и инструментальное
искусство эстрады. Кроме того, композитор не только стабильно выступает в
качестве постоянного члена жюри Международного проекта фестиваля-
конкурса «Созвездие», проходящего в Будапеште, Праге, Вене, Мюнхене и
пр., но также и готовит будущих лауреатов, заслуженных деятелей искусств
и народных артистов.
За свой добросовестный труд Юрий Яковлевич получил множество
наград, в числе которых следующие:
– почётная грамота Министерства культуры и туризма Украины
(2007-й год);
– почётная грамота Главы Луганской Народной Республики (2016-й
и 2019-й годы);
–
почётная
грамота
Совета
Министров
Луганской
Народной
Республики (2016-й год);
– медаль «Луганцы. Верою и усердием» (2017-й год);
– звание «Народный артист Луганской Народной Республики» (2020-й
год).
Обобщая
вышесказанное,
можно
обозначить
главную
цель
деятельности Ю. Дерского, определяющую его творческий портрет – это
становление и развитие современного эстрадного искусства в Луганской
Народной Республике. На протяжении всего творческого пути он активно
пропагандировал
национальные
образцы
современного
эстрадного
искусства: именно по его идее были созданы компакт-диски «Льётся песня
над Луганью», «Музыкальные достижения Луганщины», приуроченные
юбилейным датам образования области. Дерский способствовал воспитанию
молодёжи – как эстетическому, так и патриотическому, поощрял истинные
таланты. Будучи трижды награждённым званием «Композитор года», он
оставил богатейшее творческое наследие: более 400 песен, в числе которых
ставшая по истине народной композиция «Мой город» на слова В. Зайцева,
Сюита для солиста с хором на украинском языке «Stabat Mater», рок-оперы
«Созвездие гончих псов», «Весёлая ярмарка», «Распятая юность», где одной
из редакций является рок-оратория «1943. Чёрный январь. Воскресение».
Отдельно стоит упомянуть об авторстве трёх Гимнов – Молодёжи
Луганщины, города Краснодона и государственного гимна Луганской
Народной
Республики.
Вклад
Ю.
Дерского
в
развитие
не
только
музыкального искусства эстрады, но и культуры нашего региона в целом, без
преувеличения действительно огромен, и требует дальнейшего изучения не
только студентами Академии, но и всей необъятной России.
Таким образом, можно сделать вывод, что фигура Юрия Дерского
является поистине масштабной. Работая в оригинальном жанре, он оказал
колоссальное влияние на развитие музыкальной эстрады не только нашего
региона, но и всей России. Умело синтезируя в своих произведениях
несовместимые на первый взгляд стили и направления, он буквально
предвосхищал изменения, составляющие основу эволюционного процесса в
искусстве. Вопреки фрагментарности современной музыки, композиции
Дерского характеризуются невероятной целостностью, представляя тем
самым заложенный потенциал для дальнейшего развития. Юрий Дерский
занимался творчеством на протяжении всей жизни. Очередная премьера –
альбом инструментальной музыки под названием «Аттрактор», написанный в
2020 году, не состоялась: 26 ноября музыкант умер. Памяти великого
композитора его сыном – Максимом Дерским – был организован большой
концерт на сцене Луганского академического русского драматического
театра имени Павла Луспекаева.
Список литературы
1. Михалёва, Е. Я. Луганщина: музыка и музыканты. Посвящено 15-летию создания
факультета музыкального искусства Луганской государственной академии культуры и
искусств имени М. Матусовского: монография / Е.Я. Михалёва. – Луганск: ПК «Победа»,
2018. – 336 с.
2. Рыкунова, Д.А. Музыкальное искусство эстрады Луганщины в культурной
ситуации метамодерна конца ХХ − начала XXI века: диссертация кандидата философских
наук: 24.00.01 / Рыкунова Дарья Анатольевна. – Луганск, 2023. – 199 с.