Напоминание

Творчество Юрия Дерского как новаторское явление XXI века

Автор: Минобудинова Юлия Максимовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского"
Населённый пункт: Город Луганск,ЛНР
Наименование материала: Статья
Тема: Творчество Юрия Дерского как новаторское явление XXI века







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ ДЕРСКОГО КАК НОВАТОРСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

ХХI ВЕКА

Описывая

творческий

портрет

Юрия

Дерского,

прежде

всего

необходимо отметить не только огромный талант, которым обладал

композитор, но также и его постоянный колоссальный труд: будучи

клавишником, продюсером, звукорежиссёром, он совмещал работу в

должности профессора, заведующего кафедрой музыкального искусства

эстрады Луганской государственной академии культуры и искусств имени М.

Матусовского с сентября 2002 года по октябрь 2020 года. Личность Ю.

Дерского невероятно многогранна: на протяжении всей жизни он не

прекращал учиться, всё время расширяя собственный кругозор не только в

музыкальной сфере, но и других видах искусства.

В аспекте тематики раздела целесообразно детальнее остановиться на

рассмотрении жизненного пути композитора, изначально получившего

образование

на

факультете

электромашиностроения

в

Луганском

машиностроительном

институте

(1984-й

год).

Дальнейшее

обучение

Дерского связано с Луганским высшим училищем культуры (1986-й год),

Харьковским институтом культуры (1990-й год), а также Международной

кадровой академией ЮНЕСКО (1994-й год) и Луганским государственным

институтом культуры и искусств. В этом плане уместно привести в пример

цитату Е.Я. Михалёвой: «Многие приходят в эстрадный цех, имея за плечами

другую профессию (…) Стоит ли удивляться, что первая запись в трудовой

книжке Ю. Дерского – штамповщик 1-го разряда в заготовительно-прессовом

корпусе производственного объединения “Ворошиловградтепловоз”!» [1, с.

298-299].

Однако, несмотря такое разнообразие образовательной вехи, музыка

всё же сохранила свою доминирующую позицию относительно иного рода

деятельности композитора: в этом плане стоит упомянуть ранее детство, в

частности, истинно интеллигентную семью, обогатившую жизнь Юрия

Яковлевича любовью к музыке. В этом плане огромную роль сыграл

импровизированный домашний ансамбль, где он играл на аккордеоне, а отец

– на скрипке.

Возвращаясь к творческому портрету композитора, важно упомянуть

начавшуюся в 1987 году профессиональную филармоническую деятельность,

где важнейшим достижением стало создание вокально-инструментального

ансамбля «Alma mater», прославившегося благодаря неординарной и

довольно смелой концепции – стилизация лучших образцов классического

музыкального искусства под рок-направление. Деятельность ансамбля была

довольно масштабной, ведь коллектив сотрудничал с известнейшими

артистами и группами того времени, много гастролировал, выступая на

крупнейших стадионах Москвы, Крыма, Сибири и т.д. Помимо этого,

невозможно не упомянуть и строительство нового здания филармонии,

завершившееся при руководстве Дерского, вернувшегося сюда в качестве

руководителя в 2007 году.

Трудовая деятельность композитора многогранна, отсюда – высокий

профессионализм, опирающийся на богатейший опыт, полученный в самых

разнообразных сферах: студия звукозаписи «Пилигрим» А. Матецкого, где

Дерский в своё время был директором, группа О. Газманова «Эскадрон»,

телестудия «Эфир-1», где он работал звукорежиссёром. Невозможно в этом

плане не упомянуть и творческий тандем с В. Леонтьевым – народным

артистом России, для чьей студии Юрий Яковлевич создавал аранжировки.

Особый восторг в личности Дерского вызывает невероятная энергия,

буквально переполняющая его самого, и, конечно же, вдохновляющая

окружающих. Время трудовой деятельности в Луганской государственной

академии культуры и искусств имени М. Матусовского, начавшееся в 2002-м

году,

наряду

с

активной

творческой

деятельностью,

переполнено

непрерывной работой по научно-методическому обеспечению учебного

процесса студентов специализации эстрадный вокал и инструментальное

искусство эстрады. Кроме того, композитор не только стабильно выступает в

качестве постоянного члена жюри Международного проекта фестиваля-

конкурса «Созвездие», проходящего в Будапеште, Праге, Вене, Мюнхене и

пр., но также и готовит будущих лауреатов, заслуженных деятелей искусств

и народных артистов.

За свой добросовестный труд Юрий Яковлевич получил множество

наград, в числе которых следующие:

– почётная грамота Министерства культуры и туризма Украины

(2007-й год);

– почётная грамота Главы Луганской Народной Республики (2016-й

и 2019-й годы);

почётная

грамота

Совета

Министров

Луганской

Народной

Республики (2016-й год);

– медаль «Луганцы. Верою и усердием» (2017-й год);

– звание «Народный артист Луганской Народной Республики» (2020-й

год).

Обобщая

вышесказанное,

можно

обозначить

главную

цель

деятельности Ю. Дерского, определяющую его творческий портрет – это

становление и развитие современного эстрадного искусства в Луганской

Народной Республике. На протяжении всего творческого пути он активно

пропагандировал

национальные

образцы

современного

эстрадного

искусства: именно по его идее были созданы компакт-диски «Льётся песня

над Луганью», «Музыкальные достижения Луганщины», приуроченные

юбилейным датам образования области. Дерский способствовал воспитанию

молодёжи – как эстетическому, так и патриотическому, поощрял истинные

таланты. Будучи трижды награждённым званием «Композитор года», он

оставил богатейшее творческое наследие: более 400 песен, в числе которых

ставшая по истине народной композиция «Мой город» на слова В. Зайцева,

Сюита для солиста с хором на украинском языке «Stabat Mater», рок-оперы

«Созвездие гончих псов», «Весёлая ярмарка», «Распятая юность», где одной

из редакций является рок-оратория «1943. Чёрный январь. Воскресение».

Отдельно стоит упомянуть об авторстве трёх Гимнов – Молодёжи

Луганщины, города Краснодона и государственного гимна Луганской

Народной

Республики.

Вклад

Ю.

Дерского

в

развитие

не

только

музыкального искусства эстрады, но и культуры нашего региона в целом, без

преувеличения действительно огромен, и требует дальнейшего изучения не

только студентами Академии, но и всей необъятной России.

Таким образом, можно сделать вывод, что фигура Юрия Дерского

является поистине масштабной. Работая в оригинальном жанре, он оказал

колоссальное влияние на развитие музыкальной эстрады не только нашего

региона, но и всей России. Умело синтезируя в своих произведениях

несовместимые на первый взгляд стили и направления, он буквально

предвосхищал изменения, составляющие основу эволюционного процесса в

искусстве. Вопреки фрагментарности современной музыки, композиции

Дерского характеризуются невероятной целостностью, представляя тем

самым заложенный потенциал для дальнейшего развития. Юрий Дерский

занимался творчеством на протяжении всей жизни. Очередная премьера –

альбом инструментальной музыки под названием «Аттрактор», написанный в

2020 году, не состоялась: 26 ноября музыкант умер. Памяти великого

композитора его сыном – Максимом Дерским – был организован большой

концерт на сцене Луганского академического русского драматического

театра имени Павла Луспекаева.

Список литературы

1. Михалёва, Е. Я. Луганщина: музыка и музыканты. Посвящено 15-летию создания

факультета музыкального искусства Луганской государственной академии культуры и

искусств имени М. Матусовского: монография / Е.Я. Михалёва. – Луганск: ПК «Победа»,

2018. – 336 с.

2. Рыкунова, Д.А. Музыкальное искусство эстрады Луганщины в культурной

ситуации метамодерна конца ХХ − начала XXI века: диссертация кандидата философских

наук: 24.00.01 / Рыкунова Дарья Анатольевна. – Луганск, 2023. – 199 с.