Напоминание

"Структурно-семантические особенности эпитетов в поэтических произведениях К.Д. Бальмонта"

Автор: Болотова Лариса Витальевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ "Деевская СОШ"
Населённый пункт: село Деево
Наименование материала: Статья
Тема: "Структурно-семантические особенности эпитетов в поэтических произведениях К.Д. Бальмонта"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИТЕТОВ В

ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

К.Д. БАЛЬМОНТА
Говоря о культуре речи в художественном дискурсе, мы, в первую очередь, обращаемся к языку писателя, его индивидуальному способу организации текста. Обращение к тексту с позиции структурно- семантических особенностей позволяет проследить движение авторской мысли. Целью данной статьи является анализ структурно-семантических особенностей эпитетов в поэтических произведениях К.Д. Бальмонта. Константин Дмитриевич Бальмонт не просто один из замечательных поэтов Серебряного века, им открывается этот век. Поэтические возможности Константина Бальмонта достигли вершины развития в зрелом периоде его творчества. В своих произведениях он использовал всю мощь русского языка, экспериментировал со словом, создавал неологизмы, придавал большое значение смыслу стихотворений и их музыкальности. В произведениях Бальмонта множество метафор, сравнений, олицетворений и, конечно же, эпитетов. Следуя широкому пониманию термина «эпитет» в статье рассматриваются не только эпитеты-прилагательные, но и эпитеты- причастия, и эпитеты-наречия. Эпитеты, встречающиеся в поэтических текстах К. Д. Бальмонта, можно классифицировать следующим образом: 1. по структуре эпитета: простой, сложный, 2. по частеречной принадлежности, 3. по семантическому принципу: оценочные, зрительные, звуковые, вкусовые; обозначающие физическое состояние и свойства живого и неживого; количественные, пространственные и временные характеристики; эпитеты, характеризующие величину и форму
предмета, особенность производимого им впечатления, действия; особенность структуры предмета речи, внешнего вида. В поэтических текстах Константина Дмитриевича Бальмонта простые и сложные эпитеты встречаются примерно в равных количествах. Нужно отметить, что сложные эпитеты преимущественно являются двукорневыми прилагательными или наречиями, при этом часто индивидуально-авторскими образованиями, например: …И возникала в двух сердцах безумно-светлая ошибка, …Этот сон уныло-древний / Легким говором не тронь… Самую многочисленную группу эпитетов у Бальмонта составляют имена прилагательные (полные и краткие, отглагольные), так как именно слова этой части речи наиболее ярко раскрывают отличительный признак предмета, дают ему красочную характеристику, например: …Уходит светлый май… Далее следуют причастия (полные и краткие): …Ты будишь чувства, тайноспящие.., затем наречия: …Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… При анализе эпитетов по семантическому принципу можно выделить следующие группы эпитетов: 1. оценочные эпитеты (…Вещий лес спокойно дремлет…); 2. зрительны эпитеты, обозначающие яркость света (…На алмазном покрове снегов…), цвет (… Огневое светило догорало вдали…), особенности внешнего вида (…Нам светит наш разум стоокий…), характеризующие предмет по форме (…Я окружен огнем кольцеобразным…); 3. звуковые эпитеты(…Моя душа безмолвна, как гробница...); 4. эпитеты, обозначающие состояние и свойства живого – неживого (… Над ручьемуснувшим ивы полусонные…); 5. эпитеты со значением особенности производимого впечатления (…Я расстался с печальной луною…); 6. эпитеты, характеризующие предмет по величине (…Почему ее жалобы так полны безграничной тоской?..);
7. эпитеты, выделяющие особенность структуры предмета речи (…Вот полуизломанылежите вы (цветы) в пыли…); 8. эпитеты, дающие пространственную характеристику (…Кружились зловещие птицы под склепом пустынных небес…); 9. эпитеты с количественной характеристикой (…Океан, мой древний прародитель, ты хранишь тысячелетний сон…); 10. эпитеты, характеризующие вкусовые качества (…Разрезая ударами крыльев соленый туман...). Следует отметить, что определение семантического значения носит субъективный характер и поэтому в произведениях поэта можно выделить еще несколько групп эпитетов, которые соединяют в себе два семантических параметра. 1. Особенность производимого впечатления + зрительный (цветовой) (…Все цветы воздушно-белые…). 2. Оценочный + зрительный (цветовой) (…Белый лебедь…безмятежно-серебристый, ты скользишь…). 3. Оценочный + звуковой (…Сладко-онемелые легкие цветы…). 4. Оценочный + особенность производимого действия (…Ты будишь чувства тайно-спящие…). 5. Временная характеристика + оценка (…Своей усмешкой вечно-кроткою…). 6. Количественная характеристика + зрительный (цветовой) (…Ты блестишь – как двенадцатицветный алмаз…). 7. Оценочный + зрительный (особенность внешнего вида) (…Белый лебедь, лебедь чистый…). 8. Зрительный (особенность внешнего вида) + особенность производимого действия (…Узорно-играющий тающий цвет…).
9. Количественная характеристика + звуковой (…Волна стозвучная того, чем полон океан…). 10.Количественная характеристика + зрительный (особенности внешнего вида) (…Кто облек их в лучи многозвездных убранств?..). 11.Характеристика предмета речи по форме + оценка (…Линейно-прихотливый вид…). Классификация эпитетов по семантическому параметру – наиболее сложна и неоднозначна, поскольку здесь ярко проявляется воздействие субъективного фактора. Наибольшую продуктивность обнаруживают группы оценочных, зрительных и звуковых эпитетов. Остальные группы встречаются реже. Многообразие семантических групп объясняется стремлением поэта выделить множество нюансов определения предметов, явлений, действий, попыткой создать произведение, наиболее точно отражающее внутренний мир поэта. Можно с уверенностью сказать, что на создание эпитетов К. Бальмонтом повлияла его принадлежность к символическому направлению в литературе. Образ-символ многозначен, его значение нельзя выразить одним понятием. Бальмонт относился к старшим символистам, а они видели несовершенство окружающего мира, его жестокость, несправедливость, дисгармонию. Они отрицали повседневную пошлость, стремились к идеалу. Свою задачу символисты видели в том, чтобы нести гармонию в мир. Они разработали принцип жизнетворчества: жить, как пишут, писать, как живут. Поэтому в стихотворениях Бальмонта так много различных эпитетов. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Бальмонт, К. Д. Избранное / К. Д. Бальмонт. – М. : Сов. Россия, 1989. – 592 с. 2. Буслаев, Ф. И. Предмет и его эпитет. Историческая грамматика русского языка / Буслаев Ф.И. – М. :Учпедгиз, 1959. – 396 с.
3. Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К. С. Горбачевич, Хабло Е. П. – М. : Наука, 1979. – 587 с.