Автор: Мусаева Раисат Багомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кищинская СОШ имени Г.Сулейманова"
Населённый пункт: С. Кища, Дахадаевский район, Республика Дагестан
Наименование материала: "В ногу со временем"
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Кищинская средняя общеобразовательная школа имени Гасбала Сулейманова»
368580, МО « Дахадаевский район» с.Кища
ул Школьная, д. 477 А
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Написала статью Раисат Мусаева,
учительница русского языка и литературы
МБОУ «Кищинская СОШ им. Г. Сулейманова».
(Дорогие мои коллеги, позвольте поделиться своим опытом работы: познавательная ак-
тивность и потенциал учащихся на уроках русского языка и литературы)
В нашу цифровую эпоху перед системой образования замаячило столько задач, что
не всегда успевает учитель освоить, осмыслить и преподнести их своим обучаемым. В
сфере русского языка и литературы крайне важно стимулировать познавательную актив-
ность учащихся предметам. Внедряя инновационные стратегии обучения, преподаватели
могут создать среду, способствующую критическому мышлению, творчеству и более глу-
бокому пониманию русского языка и его богатого литературного наследия.
Я думаю, учителям следует разрабатывать интерактивные занятия, которые вдох-
новляют учащихся мыслить аналитически, соотносить концепции с реальными ситуация-
ми и активно участвовать в дискуссиях. Групповая работа, дебаты и ролевые игры могут
помочь учащимся развить коммуникативные навыки, улучшить понимание сложных тем и
стимулировать критический анализ.
Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что учащиеся разных возраст-
ных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке.Старшеклассники обыч-
но проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших
школьников активность выражена эмоциональной окраской, которая во многом зависит от
установки учителя.
Использование технологий в качестве образовательного инструмента, мне кажется,
может значительно повысить когнитивную активность. Интерактивные онлайн-ресурсы,
мультимедийные презентации и образовательные приложения предлагают разнообразные
возможности сделать уроки более динамичными и увлекательными. Интеграция техноло-
гий в классную деятельность позволяет учащимся изучать русскую литературу с помощью
визуальных и слуховых средств, поощряя их активное участие и глубокую связь с предме-
том.
У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может
резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он
умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на мето-
ды и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастер-
ства.
Уроки русского языка и литературы должны поощрять творческое мышление уча-
щихся. Учителя могут вдохновить учащихся писать собственные литературные произве-
дения, заниматься литературным анализом и изучать различные стили письма. Все это ак-
тивирует и способствует более глубокому пониманию и оценке русской литературы.
Создание литературных кружков и книжных клубов может значительно повысить
когнитивную активность. Эти занятия способствуют развитию чувства сотрудничества и
сопричастности, позволяя учащимся выбирать книги, соответствующие их интересам.
Участвуя в дискуссиях, анализируя персонажей и делясь личными мыслями, учащиеся
развивают критическое мышление, улучшают понимание и укрепляют свою способность
эффективно выражать идеи.
Традиционные уроки мало приспособлены для свободного творческого мышления
и не предоставляют возможностей всем учащимся для самовыражения. Урок литературы
должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего
многообразия деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологиче-
ской. Подлинное мастерство учителя состоит именно в том, чтобы сделать учение для
школьника желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. Нужно пробу-
дить этот интерес в ребенке. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное все-
гда рядом,только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного. Надо уметь
использовать самые различные методы и приемы проведения урока. Значительно возрас-
тает активность на уроках-диспутах, конференциях и викторинах, конкурсах, путешестви-
ях, играх, КВН. На таких уроках учащиеся должны быть активными участниками, а не
слушателями и сторонними наблюдателями.
С годами я пришла к выводу, что повышению активности на уроках литературы
значительно способствуют элементы проблемного обучения, использование ИКТ на уро-
ках, использование методов поисковой и творческой деятельности. Одной установки на
интересную работу мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической
подготовки это будет легче) и сделать работу более тщательно. Не торопиться,потому что
тщательность – основной источник увлечения работой.
Очень понравился моим девятиклассникам урок с применением ИКТ «Страницы
жизни и творчества А.С. Пушкина». Во время презентации ученики зрительно познакоми-
лись с дорогими сердцу поэта людьми, узнали новые факты биографии поэта.
На уроках литературы сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живо-
пись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география и т.д.) Часто при изуче-
нии поэзии я провожу интегрированные уроки.Слияние музыки и литературы – прекрас-
ная основа интегрированного урока на тему: «Произведения А. С. Пушкина в музыке рус-
ских композиторов».Многие ученики после проведения такого урока признались, что по-
новому открыли для себя волшебный мир классической музыки. Они услышали, насколь-
ко музыкально творчество Пушкина, сопровождая изучение «Повестей Белкина» музы-
кальными иллюстрациями Г.Свиридова и фрагментами художественного фильма.
В старших классах для активизации деятельности учащихся (чаще всего из-за от-
сутствия произведений в учебниках) применяются такие методы, как лекция и семинар.
Слова учителя могут вызвать эмоционально-эстетические отношения, пробуждают «чув-
ства добрые», помогают становлению личности. Семинар тоже обладает большими воз-
можностями для пробуждения творческой активности учащихся. Лекцию можно начать с
нестандартного метода изложения. Например, при изучении М. Горького в 11 классе:
- Чем обусловлено значение Горького в истории культуры?
- Силой его таланта?
- Счастливым стечением обстоятельств?
- Осознанным выбором писателя?
Под руководством учителя ученики придут к решению, что талант важен, но реша-
ющим фактором является позиция писателя, открыто избравшего путь единства с наро-
дом.
Если говорить о Л. Н. Толстом, можно начать лекцию с картины яснополянского
дома и парка. Или рассказать о фрагменте из жизни писателя, как каждое утро он выходил
из дома с деньгами в мешочке, зная, что его ждут крестьяне с окрестных мест, и раздавал
им эти деньги. Учитель рассказывает одновременно и о собственном впечатлении, о
своих мыслях и чувствах. Собственное мнение учителя всегда важно для ребят.
Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систе-
му нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательно-
го труда, невысокой результативности.
«Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М.Горький. Игра обогащает зна-
ния, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе
говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от
процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечи-
вает достижение важнейших образовательных целей.
По пьесе М.Горького «На дне» после завершения обсуждения драмы можно прове-
сти урок-игру. Вводной частью урока может стать викторина. Учитель получает возмож-
ность в ненавязчивой форме выявить знание текста. Такого рода мероприятие стимулиру-
ет заинтересованное чтение, а также формирует внимательное отношение к детали в худо-
жественном произведении. Игра рассчитана на участие в ней трех команд.
По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» можно провести урок-суд на тему «Кто
виноват в гибели Лизы?» Класс делится на судей и адвокатов. Заранее готовят речь обви-
нительную и защитную. Никто не остается в стороне. И даже те, кто не читал произведе-
ния, будут высказывать свое мнение.
Также можно провести урок - деловую игру в форме суда по пьесе А.Н.Островско-
го «Гроза».
На познавательный интерес учащихся оказывает сильное влияние и творческая ра-
бота. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов,
викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями.
Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, учат-
ся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Любую творческую задачу, какой бы
привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той по-
ры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Например, после изучения
стихотворения А.Фета «Весенний дождь» можно предложить ученикам 5 класса, чтобы
они воспроизвели его на бумаге. Получаются прекрасные рисунки.
При изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе учащимся было предложе-
но побывать в роли героев произведения, чтобы лучше понять их характер, представить
историческую эпоху. Был составлен проект с фотографиями и зарисовками. Завершаю-
щим этапом было сочинение. В итоге даже учащиеся приняли участие в конкурсном сочи-
нении о коррупции.
Хочу заметить, что активизация познавательной деятельности на уроках русского
языка и литературы способствует развитию не только языковых навыков, но и широкого
кругозора, эмоционального интеллекта и творческого мышления учащихся. Через чтение
и анализ литературных произведений, обсуждение актуальных тем и выражение своих
мыслей ученики расширяют свои знания о мире и становятся более осознанными и крити-
чески мыслящими гражданами.