Напоминание

"Откуда берутся деньги в семье"

Автор: Светлана Николаевна Бынзарь
Должность: учитель- сурдопедагог
Учебное заведение: МБОУСКШ №18
Населённый пункт: новый уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Откуда берутся деньги в семье"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Функциональная грамотность. 4 класс Урок по теме «Из чего складывается семейный бюджет»

Автор: Бынзарь Светлана Николаевна

Общая характеристика занятия

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о разных источниках доходов

семьи, умения соотносить членов семьи с источниками доходов.

Ключевой вопрос. Каковы источники дохода в семье?

Основные понятия: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия,

пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская

деятельность, бизнес.

Этап 1. Организация класса на работу. Приветствие.

Рекомендуемое время на реализацию этапа – 1 мин.

Этап 2. Постановка учебных целей

Рекомендуемое время на реализацию этапа – 1 мин.

Этап 3. Планирование работы по достижению учебных целей

Рекомендуемое время на реализацию этапа – 4 мин.

Этап 4. Реализация плана (решение проектной задачи) Рекомендуемое время на реализацию

этапа – 14 мин.

1)Семейный бюджет. Доход.

2)Какие бывают источники дохода. Что такое минимальный размер оплаты труда.

3)Ролевая игра.

4)Решение задач.

5)Подведение итогов.

6)Рефлексия.

Технологическая карта занятия

Тема: Откуда в семье берутся деньги.

Цель: Создать условия для формирования представлений о семейном доходе, и основных

источников дохода семьи.

Дидактическая задача: Выяснить значение понятия заработная плата и от чего она зависит.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание финансового

положения семьи;

Предметные:

представление о роли денег в семье и обществе;

определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

уметь объяснять, что такое, семейный доход, заработная плата и из чего они формируются

и складываются

Метапредметные: - регулятивные:

понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей;

- познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к

известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

- коммуникативные:

постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление умением с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии заданиями и

условиями коммуникации;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Основные понятия Доход.Зарплата.

Жизненные ситуации

Знакомство с работой родителей.

Компетенции

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика, русский язык, литература.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки, листы А:3, раздаточный

материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

-Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень

близка из повседневной жизни.

Давайте пожелаем удачи друг другу.

Берутся за руки, желают удачи друг

другу. Мы ребята просто класс! Всё

получится у нас.

Целеполагание.

Мотивация к учебной

деятельности

Слайд №1

-Ребята, посмотрите на экран.

-Из какой сказки вы видите иллюстрацию?

-Чем занят Буратино?

-Можно так заработать?

-А откуда ваши родители берут деньги?

- Давайте предположим на какой вопрос мы ответим

сегодня на уроке?

Слайд №2

Тема: Откуда в семье берутся деньги?

(Надпись на доске.)

Дети дают предположительные

ответы.

Постановка учебных

задач.

Планирование

Перекличка семей.

- Ребята вы выбираете главного в семье, потому что

сегодня ваша семья будет зарабатывать игровые денежки.

Каждая семья эти денежки будет складывать в кошелёк

достижений.

-За каждый правильный ответ участники получают деньги.

-В конце занятия мы посмотрим, какая

семья заработает больше денег.

Формирование новых

понятий,способов действий.

-Посмотрите, пожалуйста, видеоролик и приготовьтесь к обсуждению.

Слайд №3

-Ребята, посмотрите на экран и отгадав ребус, скажите, что имеет каждая семья?

-Каждая семья имеет свой семейный бюджет.

-Из чего складывается семейный бюджет?

Применение понятий и способов действий.

-Слайд №4, 5

-Что является основным источником семьи?

-От чего зависит заработная плата?

-Разные профессии по- разному оплачиваются.

-Слайд№6

-Возьмите розовый листок и познакомьтесь с новым словом. Прочитайте его и объясните, его значение.

МРОТ - минимальный размер оплаты труда.

Меньше этой суммы работник получать не может.

19 242 рубля в месяц.

- Меньше этой оплаты человек получить не может.

- Заработная плата-это единственный источник дохода?

-Стипендия, пенсия, пособие, индивидуальное предпринимательство, аренда, лотерея, клад, премия

-Итак, чем являются эти понятия? ДОХОДЫ.

Физкультминутка. Дорого-дёшево.

На вес золота, за бесценок, за грош, не подступиться, цена кусается.

Теперь мы проведём ролевую игру.

Сейчас мы с вами поработаем в группе.

У каждой группы на столе лежат карточки, на которых в левой колонке показан состав семьи, а в правой

доход, который может приносить в семью тот, или иной член семьи.

Определите из чего может складываться доход в разных семьях.

Мама

Пенсия

Папа

Зарплата

Дедушка

Детское пособие

Дочь 18 лет

Зарплата

Сын 6 лет

Стипендия

Мама

Пенсия

Папа

Зарплата

Сын 18 лет

Детское пособие

Дочь 8 лет

Зарплата

Бабушка

Стипендия

Как вы думаете, доход семьи всегда одинаковый?

Почему?

Решение задачи с использованием диаграммы.

Итоги занятия

Рефлексия

Вывод: Доход семьи не всегда бывает стабильным.

Выступление детей. Стихотворение об экономии.

Зачем надо экономить?

Могут возникнуть внезапные траты, проблемы в бизнесе, долг, поэтому хорошо, когда доходы превышают

расходы.

-Мы хорошо поработали. Каждая группа – семья считает деньги в своем кошельке достижений.

Все мы славно потрудились.

Очень многого добились.

И пришла пора узнать

С каким настроением вы будете

Занятие покидать.

Как у наших у ворот

Чудо дерево растет.

Чудо, чудо – расчудесное

Не цветочки не листочки на нем а денежки.

Красные и желтые.

Красные – я доволен, я молодец.

Жёлтые монеты – был в себе не уверен, что-то не знал, был немножко растерян, но даю вам честное

слово, что в следующий раз игра будет просто класс.

-Было ли полезным для вас данное занятие?

-Что вы усвоили?

-Оцените полученную пользу от занятия.

-Посмотрите, какое получилось у нас денежное дерево!

Спасибо за работу!