Напоминание

"Как помочь ребенку в предэкзаменационный период"

Автор: Юлия Андреевна Хмиль
Должность: начальник отдела спписзс
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Статью
Тема: "Как помочь ребенку в предэкзаменационный период"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ

И СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ

Все мы когда-то сдавали экзамены. Что такое экзамены в жизни

человека?

Это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько

выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний

адекватен их возможностям. Именно на экзамене подводится итог учебной

деятельности

ребенка,

оценивается

результат

его

пребывания

в

школе. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую

значимость.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно

испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные и

вступительные

экзамены.

Безусловно,

экзамены

дело

сугубо

индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с

комиссией. А родителям остаётся только волноваться за своего ребёнка,

ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на

расстоянии. Взрослые уже сделали всё, что было в их силах.

Чтобы

успешно

сдать

экзамен,

детям

необходимо

хорошо

подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к

экзамену играет ваше поведение (поведение их родителей). Помощь

взрослых очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима

еще и психологическая поддержка тех, в бесконечной любви и преданности

кого он уверен.

Что такое психологическая поддержка? Психологическая поддержка –

это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в

сдаче экзаменов.

Что значит – поддержать ребенка?

1 .Верить в его успех.

2. Опираться на сильные стороны ребенка.

3. Подбадривать, хвалить ребенка за то, что он делает хорошо.

Повышать его уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем

более вероятности допущения ошибок.

4. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

5. Уметь и демонстрировать любовь и уважение ребенку.

6. Поддержку можно оказывать:

Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь

хорошо!», «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя все получится!»,

«Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»),

Совместными действиями (например: «Присутствием при домашних

занятиях ребенка, совместными прогулками, совместными занятиями

спортом»),

Доброжелательным

выражением

лица,

тоном

высказываний,

прикосновениями.

В ходе подготовки к экзаменам родители учащихся нередко

используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а

создает эмоциональные барьеры, которые ребенок не может самостоятельно

преодолеть. Данная тактика не работает. Чем чаще мы говорим о неуспехе

ребенка, тем больше мы его сами на этот неуспех программируем.

10 фраз, которые нельзя говорить ребенку перед экзаменами

1. «Мы в тебя столько вкладывали, столько денег репетиторам отдали -

только попробуй не сдать (сдать ниже стольки-то баллов)!»

Этой

фразой

вы

вешаете

на

ребенка

слишком

большую

ответственность. Экзамен - это серьезный стресс, растеряться от которого

может любой человек. И если ребенок будет знать, что он у вас в долгу,

оплатить который пока не в состоянии, его реакция может быть неадекватно

острой. Вплоть до нервных срывов, побегов из дома, суицидов.

2. «Плохо сдашь ЕГЭ – пойдешь работать дворником, и жить будешь в

подвале с гастарбайтерами!»

Если ребенок чувствует, что «не тянет», это абсолютно убьет его

мотивацию. Хотя, почему, собственно? Не всем, в конце концов, нужно

учиться в университетах. Кому-то не дано, а кто-то сам не имеет амбиций на

высшее образование. Сложно представить себе людей, мечтающих стать

дворниками (хотя, возможно, есть и такие). Но частенько представители

рабочих

специальностей

зарабатывают

побольше

заурядных

офисных

клерков. К тому же, имея «земную профессию», легче трудоустроиться, а то

и работать на себя.

3. «Какие друзья, тебе готовиться к физике надо!»

Делу, конечно, время, но и потехе час. Даже в предэкзаменационное

время нужно отдыхать. Иначе есть большой шанс загнать себя и прийти к

аттестационному финишу абсолютно выдохшимся. Поэтому по полночи

гулять или в компьютерных игрушках зависать нельзя, но час - полтора с

друзьями на улице провести самое правильное.

4. «Понапридумывали экзаменов! Ну все равно - я договорилась с дядей

Левой, он тебя в свой Стройшиномонтаж университет возьмет. Заплатим с

папой - ты у нас одна, кровиночка».

Зачем стараться, если результат, по большому счету, никого не

интересует? И родители даже обесценили уже заранее результаты экзаменов.

Мол, кроме Стройшиномонтаж университета по знакомству и за деньги тебя

никто и не возьмет.

Хорошо, когда ребенок чувствует поддержку родителей. Но в данном

случае это скорее гиря на его ногах. Тем более, что и мнения «кровиночки»

куда она хочет пойти учиться, никто не спрашивал...

5. «Учишь? Ну учи-учи. Хотя девочке главное замуж хорошо выйти. А

думать и зарабатывать муж должен».

Обесценивание в своем наимахровейшем виде. Отбиваете напрочь

желание заниматься. Да и вообще, закладываете бомбу замедленного

действия под собственного ребенка. Ведь какой бы умницей-красавицей-

хозяюшкой не была девушка, для успешного замужества нужен хороший

жених. А они на дороге не валяются, их поискать надо. Иногда - не одну

пятилетку...

6. «Че сидишь-то над уроками? Я вот всегда к экзаменам в последнюю

ночь готовился. И ничего - приходил и сдавал как-то».

Ничего хорошего в зубрежке в последнюю ночь нет. Соображаешь

после бессонной ночи туго, падает внимание; К тому же, дорогие родители,

вы сдавали экзамены знакомой Марь Ивановне, которая частенько выводила

итоговый балл исходя из ваших прошлых заслуг и своего доброго к вам

отношения. С ЕГЭ и ОГЭ это не прокатит. Здесь особенно важно не только

знать ответ, но и правильно оформить работу. А это можно сделать только на

свежую голову.

7. «Пока всю органическую химию не повторишь, из-за стола не

встанешь!».

Разные

люди

усваивают

материал

по-разному.

Кому-то

нужно

погрузиться в тему с головой и не отвлекаться, пока все досконально не

проработано. Кому-то легче удерживать внимание, делая перерывы и меняя

вид деятельности. Например, 45 минут повторения материала - 15 минут

чаепития - 45 минут занятия - 15 минут физактивности. Прислушайтесь к

потребностям ребенка.

8.

«Говорили

тебе,

занимайся

с

репетитором!

Теперь-то

уже

бесполезно, все равно нормально не сдашь».

К чему теперь припоминать, что было когда-то? Все мы умны задним

числом. А такими фразочками вы просто программируете ребенка на

неуспех. Зачем стараться, если даже близкие люди в тебя не верят?

9. «Сдашь нормально - подарю тебе поездку в Лондон».

Ради голубой мечты ребенок, конечно, горы свернет. И это очень

сильное средство воздействия. Но, подумайте, сколько в его жизни еще будет

экзаменов. Хватит ли золотого запасу, чтобы каждый раз платить чаду за

хорошие отметки, причем платить ведь по нарастающей?

Хотя, если выкрутить дело так, что это не плата за успешную сдачу, а

ваш родительский подарок к важной для него дате - то почему бы и не

пообещать его для пущего усердия. Но уж тогда оговорить критерии

«нормальности», и осуществить обещанное всенепременно.

10. «Теперь уж не выучишь - надо было в течение года заниматься!»

Конечно, надо было, кто ж спорит! Но от того, что вы это выскажете

ребенку, крылья у него не отрастут, а поникнут. Пусть повторяет - хоть

второпях, хоть наспех. Это лучше, чем совсем забить на занятия, раз уж 100

баллов не видать как своих ушей.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с

репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна

ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее

эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным

и вступительным испытаниям. Помощь взрослого очень важна, поскольку

человеку,

кроме

всего

прочего,

необходима

ещё

и

психологическая

готовность в ситуации сдачи серьёзных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их

результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в

трудной ситуации, а, провалившись – вдохнуть полной грудью и идти

дальше.

Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились

яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и

хорошо ответить. При подготовке к экзамену одновременно возникает

множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать

материал, как лучше распределить время.

С чем связаны психологические трудности детей во время экзаменов?

Прежде своего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и

запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо

рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы

успеть всё выучить и повторить.

Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с

экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать

свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ребёнка, но

и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?». В случае выпускных

и вступительных экзаменов ситуация обостряется ещё и тем, что первое

взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.

Словом, ситуация экзамена является для ребёнка стрессовой, причём в

борьбе с этим стрессом ему потребуется помощь взрослого.

Как можно еще поддержать ребёнка в период выпускных экзаменов?

Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети

зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например,

они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик, и

они не успеют выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для

детей более реальной, взрослые могут оказать им помощь в распределении

учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в

составлении плана. Составление плана помогает также справиться с

тревогой: ребёнок понимает, что успеть выучить весь материал вполне

реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать

это своими силами, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Как можно составить план работы?

Вместе

с

ребёнком

необходимо

подсчитать,

какое

количество

материала

ему

нужно

выучить:

сколько

параграфов

учебника

или

экзаменационных билетов надо знать или сколько задач решить. Затем

прикинуть, сколько у него есть на это времени. Вычесть один день на

повторение и возможные непредвиденные обстоятельства. Это сделать очень

важно, чтобы у ребёнка на всякий случай оставался временной резерв.

Разделить количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма,

которую можно разделить, например, на три части: утро, день, вечер. Тогда

получается, что за утренние часы нужно выучить всего четыре билета, а это

задача вполне посильная. Этот план можно написать и повесить, чтобы потом

вычёркивать

выполненные

пункты.

Такой

план

наглядно

показывает

результаты работы.

Дети часто стараются выучить весь объём материала сразу, причём

заучивают

его

дословно,

не

пытаясь

понять.

Такой

путь

является

неэффективным. Дело в том, что объём памяти у человека ограничен и

включает 7+2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался

лучше, его надо разбить на составляющие.

Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала

материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает название, и

составляется план всего параграфа или билета. Затем ребёнок выучивает по

отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет или

параграф целиком.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребёнок имел

возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный

или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например,

компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь

ребёнку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его:

прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также нужно

делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую

работоспособность. Ребёнок может выпить чаю, поговорить по телефону и

затем вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребёнок

должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше,

пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают,

становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления

работоспособность снижается, и продуктивность такой учёбы, когда тянет в

сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись,

чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребёнка от домашней

работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают

манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учёбы, чтобы избежать

помощи по дому. Физически лёгкая работа может служить разгрузкой,

позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать

общее

утомление,

поэтому

вопрос

о

помощи

по

дому

решается

индивидуально, с учётом особенностей ребёнка.

Особое значение в этот период имеет собственный эмоциональный

настрой родителей. Безусловно, для родителей период выпускных экзаменов

является очень тревожным. Если ребёнок видит, как родители переживают,

пьют валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это

особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без

особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что

вступительные

экзамены

они

воспринимают

как

нечто

фатальное,

неисправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг

они не поступят, и это ещё больше усугубляет напряжение, которое дети

испытывают.

Во

время

экзаменов

родители

должны

создать

эмоционально

спокойную, ненапряжённую атмосферу. Ребёнку бывает трудно самому

опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой

«палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно создать для ребёнка

ситуацию успеха, говорить ему о том, что него верят и надеются на успех.

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей

расхолаживать: если у меня и так всё получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный

для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не

делает. Если, наоборот, волнение слишком сильно, оно приводит к ступору,

мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с

волнением.

Экзамены – ситуация действительно важная, но не запредельная.

Ощущение огромной значимости экзамена не стимулирует ребёнка, а,

напротив, мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту

важность. Если ребёнок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет

и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается ребёнок. Кому-то

из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то

нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно Вашему

ребёнку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?».

Конечно, невозможно за такое короткое время ответить на все вопросы.

Кроме того, все дети разные, и перед ними встают разные проблемы.

Поэтому если у Вас есть какие-то конкретные вопросы, касающиеся именно

Вашего ребёнка, вы можете их задать школьному психологу.

Как показывает практика, родители часто сами усугубляют тревоги и

страхи у детей в период подготовки к экзаменам. Ситуация эта для родителей

тоже непростая, потому что они воспринимают успешность ребёнка на

выпускных экзаменах и при поступлении в институт как показатель

собственной родительской состоятельности: если ребёнок хорошо сдаёт

экзамены и поступает в хороший ВУЗ, это значит, что я как родитель

правильно выполнил свои задачи.

С каждым годом значимость ЦТ становится все выше. Умению сдавать

экзамены, как ни странно, никто специально не учит. Вместе с тем

соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только

повышают

эффективность

подготовки

к

экзаменам,

позволяют

более

успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию

навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей

ситуации,

овладевать

собственными

эмоциями

и

т.п.

Как

правило,

соответствующая работа с будущими выпускниками не только не вызывает

сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся.

Психологическая поддержка выпускников – это один из важнейших

факторов,

определяющих

успешность

преодоления

ими

предстоящих

испытаний. Существуют разные способы поддержки ребенка, которые

делают их сильными и самостоятельными. Подлинная поддержка должна

основываться

на

подчеркивании

способностей,

возможностей,

положительных сторон, ресурсов ребенка.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются учащиеся в период

подготовки и сдачи экзаменов являются:

1.

Проблемы информационного плана: недостаток информированности о

правилах проведения экзамена, правах и обязанностях экзаменующихся,

отсутствие навыков заполнения бланков и т. п.

2.

Временные

трудности:

необходимость

рационально

организовать

время подготовки к экзаменам.

3.

Проблемы учебного характера: пробелы в знаниях, необходимость

проработки,

усвоения

и

запоминания

большого

количества

учебного

материала, неумение работать с тестовыми заданиями.

4.

Психологические

проблемы:

влияние

личностных

особенностей

учащихся, тревога в экзаменационной ситуации, страх не оправдать свои и

чужие ожидания, недостаточная уверенность в себе и т. п.

Исходя

из

этих

проблем,

необходимо

планировать

и

способы

поддержки и формы психологической подготовки учащихся к сдаче

экзаменов и тестирования.

Работу над проблемами в учреждениях образования проводят педагоги

и психологи. Для большей эффективности такой работы нужна и помощь

родителей.

От того, насколько серьёзно к ним отнесутся родители, во многом

зависит итог участия детей в экзаменационном марафоне.

Подготовить себя и своего ребёнка к будущим экзаменам помогут

рекомендации психологов:

Создайте

в

своём

доме

уютную

тёплую

рабочую

атмосферу

(изолированное рабочее место, тишина в доме, доброжелательное отношение

между членами семьи).

Составьте расписание рабочего времени своего ребёнка на период

экзаменов. Расписание составляйте совместно с ребёнком, не навязывая его

ему, дайте ребёнку право на выбор.

Учтите в расписании 15-20 минутные перерывы после часа работы. А

после 30 минут 4-6 минут отдыха, т. е. 30 минут работы – 4 минуты отдых,

ещё 30 минут работы – 15 минут перерыв.

Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Пища не

должна быть тяжёлой. Необходимо побольше рыбы, сыра, молочных

продуктов, яблок, моркови, соков, творога, салатов. Не забывайте, что мозг

требует витаминной пищи.

Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим

ребёнком. Помните, сейчас Ваш ребёнок более чем когда раним, тревожен,

беспокоен, а это значит, что склонен к стрессу. Вспомните, как Вы сдавали

первый экзамен, и не то, что было после сдачи экзамена, а то, как Вы

боялись, готовились и испытывали страх. То же самое испытывает и Ваш

ребёнок сейчас.

Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к Вам за

помощью или советом. Даже если Вам некогда, уделите ему внимание. Это

поможет ему, поддержит его. Он будет чувствовать, что он Вами любим.

Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти,

необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Не позволяйте своему ребёнку тратить время впустую. Помогите ему

правильно организовать свой рабочий день.

В день сдачи экзаменов не забудьте:

во время его разбудить;

приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;

положить необходимые принадлежности;

эмоционально его поддержать;

пожелать ему удачи.

Учите детей воспринимать экзамен как жизненный рубеж.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на

экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку

мысль, что количество баллов не является совершенным

измерением его возможностей.

Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно

поможет ребенку быть успешным!

А самое главное любите детей! Не смотря на то, что они и

старшеклассники и считают себя взрослыми, всё-таки они ещё дети,

наши дети. И родительская любовь для них огромная поддержка и

необходимое условие для достижения успеха.

Начальник отдела Службы подбора, подготовки и сопровождения

замещающих семей

Хмиль Юлия Андреевна

11.04.2024 г.