Напоминание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ С УЧАСТИЕМ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Галкина Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №77
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: родительское собрание, формы родительского собрания, психологическая служба в школе, план родительского собрания.
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ С УЧАСТИЕМ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

371

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ С УЧАСТИЕМ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF

HOLDING PARENT MEETINGS WITH THE PARTICIPATION OF A

TEACHER-PSYCHOLOGIST IN ELEMENTARY SCHOOL

Галкина Ирина Анатольевна

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №77»,

РФ, г. Новосибирск

Аннотация.

В современных школах психолог активно интегрируется в

повседневную жизнь учебного заведения. К традиционным методам работы,

таким как диагностика и консультирование, добавляются уроки психологии,

тематические недели психологии и психологические проекты. Психолог

сотрудничает с учителями, администрацией и родителями. Однако, в отличие

от педагогов и администрации, с которыми можно общаться в школе, родители

представляют собой особую категорию.

Abstract.

In modern schools, the psychologist is actively integrated into the

daily life of the educational institution. In addition to traditional methods of work,

such as diagnostics and counseling, psychology lessons, psychology thematic weeks

and psychological projects are added. The psychologist collaborates with teachers,

administration and parents. However, unlike the teachers and administration with

whom you can communicate at school, parents represent a special category.

Ключевые

слова:

родительское

собрание,

формы

родительского

собрания, психологическая служба в школе, план родительского собрания.

Keywords:

parent meeting, parent meeting forms, psychological service at

school, parent meeting plan.

Родительское собрание представляет собой одну из ключевых форм

взаимодействия между классным руководителем, школой и родителями. В

начальной школе это является высшим органом родительского самоуправления

в классе и способом взаимодействия родителей с учителями и администрацией

учебного заведения.

Основная

цель

любого

родительского

собрания

заключается

в

установлении и улучшении отношений между родителями и педагогами, а

также между родителями и администрацией школы с целью решения общих

учебно-воспитательных задач. Проведение родительских собраний с участием

психолога

представляет

собой

прекрасную

возможность

рассказать

о

деятельности психолога и установить контакт с родителями. Для психолога

такая форма работы на родительском собрании имеет ряд характерных

особенностей. В частности, родители часто рассматривают родительское

собрание как обязательное формальное мероприятие.

Родительское собрание является одним из наиболее традиционных

аспектов

школьной

жизни,

где

все

родители

имеют

определенное

представление о его формате и процессе. Психолог, который не следует

устоявшейся схеме собрания, может вызвать разнообразные реакции, включая

сопротивление и агрессию. Важно понимать, что стереотипы меняются не

мгновенно, и потребуется время, прежде чем присутствие психолога на

собраниях станет обыденным явлением. Психологу важно осознавать, что он

строит фундамент для будущего и необходимо сохранять особую позицию,

занимаемую на собраниях.

На таких встречах, как «родительское собрание», у родителей может

возрасти уровень тревожности. Психологическая литература указывает на то,

что школа может вызывать у родителей беспокойства, связанные с оценкой их

собственной успешности через успехи и достижения их детей. Присутствие на

родительском мероприятии усиливает эти страхи и беспокойства.

В психологической литературе отмечается, что школа иногда усиливает

детские страхи у родителей и вызывает особые беспокойства, связанные с

оценкой их успешности через успехи ребенка. Родительские собрания могут

еще больше усиливать эти страхи. В. К. Лосева и А. В. Луньков отмечают, что

на таких встречах уверенные в себе взрослые начинают вести себя как

напряженные подростки, боясь, что их фамилия будет названа вслух. При

выборе методов работы важно помнить, что родители редко открываются на

таких встречах, и это зависит не только от них самих, но и от обстановки. Такая

обстановка затрудняет взаимодействие с родителями, поэтому важно создавать

атмосферу доверия и занимать не строго учительскую позицию.

Родители не очень заинтересованы в долгих беседах с психологом, так

как у них много других проблем, которые требуют их внимания на

родительских

собраниях.

Иногда

они

даже

не

в

курсе

предстоящих

выступлений

психологов

(например,

если

классный

руководитель

не

предупредил их заранее). Родители ценят свое время, и это следует уважать.

Поэтому, если психолог затягивает свою речь, это может вызвать негативную

реакцию у родителей. На родительских собраниях важно, чтобы психолог

выступал

кратко

и

емко.

Лучше

предупредить

родителей

заранее

о

планируемых выступлениях или других мероприятиях, чтобы они могли

организовать свое время.

В зависимости от характера собрания и поставленных перед психологом

задач, его участие в родительском собрании может принимать различные

формы.

Первая форма - выступление в виде презентации. Такое выступление

короткое по времени и направлено на предоставление информации. Родители

получают представление о работе психологической службы, ее расписании и

содержании, методах фронтальной диагностики, организации тренингов и

прочее. Целью выступления является мотивация родителей к дальнейшему

сотрудничеству с психологом через индивидуальные консультации и другие

формы

взаимодействия,

а

также

формирование

представлений

о

роли

школьного психолога и создание возможностей для сотрудничества.

Вторая форма - проведение исследования. В этом случае психолог ставит

перед собой задачу сбора информации от родителей с использованием анкет,

бесед, интерактивных методов.

Третья форма - тематическое собрание. Выступление по психологической

теме, предназначенное для родителей, является частью общего собрания класса

и может включать различные интерактивные методы, не ограничиваясь только

монологом. Вопрос о целесообразности развернутого выступления психолога

на организационном собрании имеет двоякую природу. С одной стороны, такая

инициатива может выделяться на фоне общей атмосферы, вызывая как

положительные, так и отрицательные реакции среди родителей. С другой

стороны, учитывая массовость таких собраний, можно охватить большое

количество участников, что представляет собой значительную возможность.

Поэтому рекомендуется, чтобы психолог совместно с педагогами решали

вопрос о проведении тематических выступлений, учитывая конкретную

обстановку в классе и позицию родителей.

План родительского собрания включает в себя следующие этапы:

1. Вводная часть (приветственное обращение, представление целей и

задач собрания).

2. Основная часть (передача информации, аналитический разбор в

зависимости от темы встречи).

3. Заключительная часть (ответы на вопросы, обратная связь, подведение

итогов).

При открытии собрания необходимо привлечь внимание родителей,

продемонстрировав актуальность и значимость проводимого мероприятия,

выявив их потребности и определив цели и задачи. Основная часть может

представлять собой лекцию, дискуссию, беседу или игровую форму в

зависимости от тематики. Для избегания однообразия стоит варьировать

методы передачи информации: устные выступления, раздаточный материал,

презентации,

видеоматериалы,

плакаты

и

использование

интерактивных

методов вроде игр, упражнений, тестов и анкет.

Порядок проведения собрания может изменяться в зависимости от

запросов родителей и обучающихся, учитывая их текущий уровень знаний. По

завершении каждого вопроса рекомендуется делать выводы и переходить к

следующему пункту по плану. Содержание и длительность основной части

определяются временем, отведенным для выступлений специалистов.

Подведение итогов начинается прямо на собрании: необходимо подвести

общие выводы, сформулировать решения. Важно получить обратную связь от

родителей о самом собрании через устную реакцию или заполнение анкеты, что

послужит основой для дальнейших рассуждений.

В заключение стоит отметить, что собрание целесообразно начинать с

положительных моментов, затем постепенно переходить к обсуждению

проблем и трудностей, а в завершении выступления выделить важные

предложения

и

рекомендации

на

будущее.

Таким

образом,

важно

акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и

ресурсах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильев

Н.

Н.

Тренинг

профессиональных

коммуникаций

в

психологической практике. СПб.: Речь, 2005.

283 с.

2. Рубцов В. В. Сотрудничество и коммуникация в группах // Культурно-

историческая психология, 2018. Том. 14, № 4.

С. 22-24.

3. Исмаилова З. А. Роль организации эффективного взаимодействия

учителей

и

родителей

в

создании

успешного

учебно-воспитательного

процесса // Эксперимент и инновации в школе, 2011. № 3. С. 33-36.