"Наша Родина - русский язык!"

Автор: Мусаэлян Ирина Нобеловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Наша Родина - русский язык!"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Мусаэлян Ирина Нобеловна
НАША РОДИНА - РУССКИЙ ЯЗЫК!

Цель урока
: привить любовь к родному языку как культурному достоянию нации.
Задачи:

Учебные:
показать роль родного языка в жизни человека, связь языка с Родиной и жизнью народа.
Развивающие:
развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, творчески способностей, способствовать самостоятельному решению проблемных вопросов.
Воспитательные
: воспитывать чувство гордости за свой язык, за свою Родину, укреплять солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге разных культур.
Результаты урока:

Личностные:
любовь и уважение к большой и малой Родине, её населению, его языку и традициям; эффективное накопление своего личностного опыта, развитие этических чувств, понимание общечеловеческих ценностей.
Предметные:
создание условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, формирование представления о связи языка и культуры народа.
Метапредметные:
формирование культуры речи через речевые ситуации и текст; расширение границы представлений учащихся о родном языке, демонстрация связи с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов, умение работать в группе.
Оборудование и материалы к уроку:
проектор, компьютер, презентация.
Ход урока.
I. Лекция учителя и беседа с учащимися. 1
слайд 1 - Сегодня, 21 февраля, отмечается Международный день родного языка , провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. На вопрос «Сколько языков в мире?» никто не даст точного ответа. Среди языков есть большие и малые, а есть и великие. Слова большие, малые и великие лингвисты употребляют не для того, чтобы возвеличить один язык над другим, и не для того, чтобы сказать, будто один язык лучше другого. Дело только в количестве говорящих, в том, что на одних языках говорят миллионы людей, а на других – всего лишь несколько сотен. И, наверное, если спросить представителей разных народов, какой язык они считают великим, многие назовут свой родной язык. Это подчеркнул поэт И.Куратов: …На свете много стран больших И много малых есть, И для народностей любых Язык свой – это честь. -Уверена, вам не составит труда сформулировать тему нашего урока. (ответы учащихся) слайд 2 -Родной язык…Задумывались ли вы, ребята, какое это глубокое и серьёзное сочетание слов? Русский поэт и публицист П.А.Вяземский когда-то написал: (обращение к эпиграфу урока) «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной». слайд 3 -Какие слова в этом высказывании вы бы назвали ключевыми? (ответы учащихся) Большинство называют слова язык, народ, душа, родной. 2
-Действительно, у слов народ, родной и природа один исторический корень -род-. На тесную связь второй пары слов язык и душа обращали внимание не только лингвисты, но и многие выдающиеся деятели России. В.Кюхельбекер, русский поэт и писатель, друг А.С.Пушкина, сказал: «Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой...» слайд 4 -Как вы понимаете словосочетание родной язык? Примерные ответы учащихся: -Родной язык-тот, на котором говоришь с раннего детства, на котором говорят родные и близкие люди. -На родном языке человек думает. -Чувства легче и точнее выражаются с помощью родного языка. -С помощью родного языка человек познаёт мир. слайд 5 -Пожалуй, к месту будет вспомнить слова русского писателя Андрея Битова, который написал: «На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету. Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви ...» -Кто из вас, ребята, считает русский язык родным языком? (Руки подняли все 25 учащихся класса). -Сейчас уже не назовёшь удивительным тот факт, что среди тех из вас, кто считает русский язык родным, есть татарин (Кудряшов Камиль), корейцы (Хан Надежда и Ким Максим), потомки выходцев с Украины (Апатенко Михаил, Донейко Игорь, Головня Антон), Белоруссии (Лобок Анастасия), родившиеся в России и считающие её своей Родиной армяне (Арутюнян Вячеслав, Чакмазова Наринэ и Оганова Алина). И для меня, армянки по национальности, рождённой в другой прекрасной древней культуре, Россия стала второй Родиной, а русский язык всегда был родным, и вот уже почти четверть века я - учитель русской 3
словесности, старающаяся в меру сил своих раскрыть юному поколению духовную сущность как слова, так и великого родного языка в целом. II. Клуб юных краеведов. -Зная, что Шалманов Юрий увлекается краеведением, я попросила его подготовить сообщение по теме «Национальный состав г.Георгиевска». слайд 6 Текст сообщения учащегося Шалманова Ю.: -По данным переписи 2010г. в городе проживают представители 74-х национальностей. К русским себя причисляют 81% жителей. Вторыми по численности традиционно являются армяне - 11% . На третьем месте находятся украинцы -1% . Практически догнали по численности украинцев азербайджанцы -1%. Среди относительно крупных диаспор (от 0,5% до 1% жителей города) пятое-шестое место занимают соответственно корейцы (0,7%) и цыгане (0,5%). К национальностям, чье присутствие в городе составляет от 0,1% до 0,5% относятся: чеченцы, греки, татары, белорусы, осетины, даргинцы, лезгины, аварцы, немцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы . У каждого народа, проживающего в нашем городе, есть свои язык, история, культура, традиции. Но что нас всех объединяет? Конечно же, ставропольская земля и русский язык. Все мы - носители русского языка и входим в русский языковой союз братских народов. -Можно сделать первый вывод. Какова основная функция языка? -Функция общения ( коммуникативная) III. Лингвистическая игра синквейн. -Я знаю, что вам очень нравится составлять синквейны. Составьте синквейн со словом язык. Кстати, в переводе с французского синквейн означает стихотворение из пяти строк, то есть по-русски пятистишие. (работа в группах) 4
Язык. Великий и могучий (родной и любимый). Обучает, помогает, вдохновляет (утешает). В трудные минуты помогает. (Русский язык- самый богатый) Язык – труд (речь) IV. Фольклорная пятиминутка. слайд 7 -В сокровищнице разных народов есть пословицы о роли языка в жизни человека, о Родине, народе. Вдумаемся в них: Русская: горе в чужой земле безъязыкому. Украинская: родной язык не мякина, его по ветру не развеешь. Армянская: лучше ногою запнуться, нежели языком. Азербайджанская: кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого. Корейская: когда народ един, он непобедим. Цыганская: в какую страну ни пришёл, везде семью нашёл. (Каждая группа (их 6) объясняет смысл выбранной ими пословицы) V. Поэтическая страница. слайд 8 -Ещё одна функция языка - поэтическая: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью, с помощью языка создаётся прекрасное. Французский писатель П.Мериме писал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии». слайд 9 У знаменитого дагестанского поэта, сына аварского народа, Расула Гамзатова есть стихотворение «Родной язык», отрывок из которого прочитает Кнорозов Сергей. …И, смутно слыша звук родимой речи, 5
Я оживал, и наступил тот миг, Когда я понял, что меня излечит Не врач, не знахарь, а родной язык. Кого-то исцеляет от болезней Другой язык, но мне на нем не петь, И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть. Я за него всегда душой болею, Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Но, мне родной, он для меня велик. -Знаете ли вы, ребята, что в центре Махачкалы установлен памятник русскому учителю. Здесь, на древней земле Дагестана, с помощью русского языка соединились 33 народа и создали свою республику. слайд 10 -Татарский поэт Габдулла Тукай тоже написал стихотворение «Родной язык». Я попрошу прочитать его большого любителя литературы, достойного представителя татарского народа, Камиля Кудряшова. Родной язык - святой язык, отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать. Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца: -О боже, мать прости, прости меня, прости отца. слайд 11 6
-Русский поэт Александр Яшин - один из многих, кто обратился к теме родного языка. Его стихотворение называется «Русский язык». Прочитает это произведение Удовиков Алексей. Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Хочешь - песни, гимны пиши, Хочешь - выскажи боль души. Будто хлеб ржаной, он пахуч, Будто плоть земная - живуч. Для больших и для малых стран Он на дружбу, На братство дан. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете За круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. Он, как наши мечты, велик, Животворный русский язык! VI. Учимся размышлять. 7
-Прослушав произведения разных авторов, можно ответить на вопросы: 1) какой общей мыслью объединены эти стихотворения? 2) в чём сила родного языка? (привести аргументы) 3) истинная любовь к Родине возможна без любви к родному языку? (доказать на примере (-ах). (Ответы учащихся) -Думая и отвечая на вопросы, вы использовали родной язык как средство мышления. Видео «За родной язык» VII. Творческая мастерская «Великие люди о великом языке». -Вашему вниманию представляются высказывания выдающихся писателей о значении русского языка. Выберете понравившиеся слова, запишите их в тетрадь, но с одним условием: дополните фразу своим предложением или допишите последнее предложение автора: слайд 12 1) М.Горький: « Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». слайд 13 2) А.И.Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». слайд 14 3) К.Г.Паустовский: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает " до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». (По желанию учащихся зачитываются несколько высказываний. Сами обучающиеся выбирают лучшее дополнение к известной фразе) слайд 15 8
VIII. Интересно, но факт. -Знаете ли вы, что… местоимение Я из праславянского языка, а его формы меня, мне, мной - тюркского происхождения? Большинство кавказских языков используют алфавит на основе кириллицы, русской азбуки? Армянское слово азг (народ) и русское язык имеют один индоевропейский корень? IX. Рефлексия. -Ребята, что вы узнали нового? Сделали ли вы для себя пусть маленькие, но открытия? -Какая мысль, высказанная на уроке, заставила вас серьёзно задуматься? -О каких функциях русского языка сегодня шла речь? слайд 16 -Вот уже три года, занимаясь в этом кабинете русского языка и литературы, вы видите над школьной доской портрет великого русского писателя И.С.Тургенева и отрывок из его стихотворения в прозе «Русский язык», на которые смотрят ученики уже десять лет. Как вы думаете, почему мой выбор как учителя пал именно на этого автора и его произведение? (Выводы учащихся) -Наш разговор о родном русском языке подходит к концу, а закончить урок мне хочется стихотворением узбекского поэта Сабира Абдуллы: слайд 17 Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! 9
Он твой наставник - великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово - Выучи русский язык! X. Домашнее задание. слайд 18 -В качестве домашнего задания я предлагаю вам на выбор следующие: 1)Продолжите предложение, которое я позаимствовала у поэта В.В.Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что…» 2)Напишите сочинение-миниатюру на тему «Язык нашей семьи» 3)Представьте, что вы присутствуете на научной конференции, где решается вопрос: какой язык признать единым для всего мира? Люди разных национальностей приводят доказательства, почему именно их язык может и должен быть мировым. Вы представляете Россию. Как бы вы смогли доказать, что русский язык великий, что есть все основания сделать именно его мировым языком? Напишите своё выступление. 4)Задание для всех желающих: пополните мою копилку из рубрики «Интересно, но факт» 10