Автор: Жерготова Мария Даниловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №17
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья, учебная программа
Тема: "Элективный курс "Элементы высшей математики в школьном курсе" для учащихся 10-11 классов"
Элективный курс «Элементы высшей математики в школьном курсе»
для учащихся 10-11 классов
Жерготова М.Д.
учитель математики
МОБУ СОШ №17, г. Якутска
Аннотация:
в
данной
статье
рассмотрена
разработка
методического
обеспечения элективного курса «Элементы высшей математики в школьном курсе» для
учащихся 10-11 классов. Поставлены цели и задачи элективного курса, приведен учебно –
тематический план.
Ключевые слова:
элективный курс, высшая математика, школьный курс
математики, координатно – векторный метод.
Проблема профилизации является в настоящее время одной из самых актуальных в
образовании. Дополнительное образование в школе, а значит, и наличие элективных
курсов позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый
для ученика фон усвоения различных направлений стандарта общего образования и, во-
вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут
содействовать определению его жизненных планов.
Выбор темы элективного курса «Элементы высшей математики в школьном курсе»
для учащихся 10-11 классов обусловлен тем, что приоритетным направлением становится
обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, при этом
развитие
личности
в
системе
образования
обеспечивается
через
формирование
универсальных учебных действий.
Цель
- разработка методического обеспечения элективного курса «Элементы
высшей математики в школьном курсе» для учащихся 10-11 классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить
научно-педагогическую
и
научно-методическую
литературу
исследования;
2) Разработать методическое обеспечение преподавания элективного курса;
3) Провести экспериментальную работу по теме исследования.
Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся старших
классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: изучение элементов высшей математики на элективных
курсах по математике в общеобразовательной школе.
Гипотеза
исследования:
заключается
в
том,
что
систематическое
и
целенаправленное
изучение
элементам
высшей
математики
в
школьном
курсе
способствует осознанному применению полученных знаний на практике, повышает
уровень эффективности обучения.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 1 год обучения: 1 раз в
неделю, 34 часа.
Программа содержит четыре модуля, связанных единой идеей.
- Первый модуль знакомство с матрицами, их видами, сложение и вычитание
матриц, умножение матрицы на число;
- Второй модуль вырабатывает навыки вычисления детерминанта второго и
третьего порядка;
- Третий модуль посвящен аналитической геометрии;
- Четвертый модуль – показать практическую значимость пройденных тем при
решении геометрической задачи координатно – векторным методом.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Формы контроля
Модуль I. Матрицы и операции над ними
5
Сложение и вычитание матриц
2
Самостоятельная работа
Умножение матрицы на число
3
Практическая работа
Модуль II. Определители квадратных матриц
6
Общие понятия
2
Вычисления определителей II и III порядка
4
Практическая работа
Модуль III. Аналитическая геометрия
16
Уравнение плоскости
2
Расстояние от точки до плоскости
2
Самостоятельная работа
Расстояние от точки до прямой
2
Расстояние между скрещивающимися прямыми
2
Самостоятельная работа
Угол между двумя прямыми
2
Угол между прямой и плоскостью
2
Практическая работа
Угол между плоскостями
2
Расстояние от точки до плоскости
2
Практическая работа
Модуль IV. Решение задач координатно-
векторным методом
7
Контрольная работа
Итого
34
Приведем пример решения геометрической задачи координатно-векторным
методом:
В кубе ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
точки E и F середины ребер соответственно A
1
B
1
и A
1
D
1
. Найдите
тангенс угла между плоскостями AEF и BDD
1
.
Решение:
1. Введем систему координат А(0;0;0), F(a/2;0;a), Е(0;a/2;a)
2. Вычислим уравнение плоскости, проходящей через 3 точки:
|
х
−
0
у
−
0
z
−
0
a
2
−
0
0
−
0
a
−
0
0
−
0
a
2
−
0
a
−
0
|
=
0
⇒
|
x
y
z
a
2
0
a
0
a
2
a
|
=
0
⇒
x ∙
a
2
2
+
y ∙
a
2
2
−
z ∙
a
2
4
=
0
- уравнение плоскости
3. Находим вектор перпендикулярный плоскости
N
2
=
{
a
2
2
;
a
2
2
;
−
a
2
2
}
4. Рассмотрим B(0,a;0), D(a;0;0), D (a;0;a)
₁
|
x
y
−
a
z
a
−
a
0
a
−
a
a
|
=
0
⇒
a
2
∙ x
+
a
2
∙ y
−
a
3
=
0
- уравнение второй плоскости
5.
N
2
=
{
a
2
; a
2
; 0
}
6.
cos α
=
4
3
√
2
7.
tg ² α
+
1
=
1
cos α
⇒
tg ² α
=
1
8
⇒
tg α
=
√
2
4
Ответ:
tg α
=
√
2
4
Все темы, входящие в элективный курс, не вызовут трудности у учащихся, так как
не содержат громоздких выкладок, каждое предыдущее готовит последующее. При
направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно формулировать свойства,
определения, алгоритм. В курсе заложено время на размышление, рассуждение и
применение знаний, полученных в основной школе. Этот курс дополняет базовую
программу, не нарушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является
преемственностью между школой и вузом.
Экспериментальная работа была проведена у учащихся 11б класса МОБУ СОШ
№17 в г. Якутске. Проводилось анкетирование, практические, самостоятельные работы,
беседа с учителями, наблюдение за учащимися на уроках, анализ их знаний, насколько
интересуются математикой.
В конце была проведена контрольная работа для проверки умения решать
подобные задачи.
Контрольная работа:
1.
На ребрах СD и BB куба
₁
ABCDA
₁
B
₁
C
₁
D с ребром 12 отмечены точки
₁
P и Q
соответственно, причем DP = 4, а B
₁
Q = 3. Плоскость APQ пересекает ребро СС в точке
₁
М.
а) Докажите, что точка М является серединой ребра СС .
₁
б) Найдите расстояние от точки С до плоскости APQ.
2.
В прямоугольном параллелепипеде MNPQM
1
N
1
P
1
Q
1
ребра MN=15, MQ=MM
1
=8.
Найдите угол между QP
1
и плоскостью QPN
1
.
3.
Сторона основания правильной треугольной призмы АВСА
1
В
1
С
1
равна 2, а
диагональ боковой грани равна √5. Найдите угол между плоскостью А
1
ВС и плоскостью
основания призмы.
Результаты контрольной работы отражены на диаграмме 1.
Оценка "5"
Оценка "4"
Оценка "3"
Оценка "2"
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
Ряд 1
Результаты контрольной работы. Диаграмма 1
Эксперимент показал, что учащиеся не знакомы с понятием матриц, но
заинтересовались данной темой, а также стали лучше решать задачи координатно-
векторным методом. Учащиеся активно работали в ходе проведенных занятий, им это
ново и увлекательно.
Элективный курс по теме «Элементы высшей математики в школьном курсе» для
учащихся 10-11 классов позволит качественно усвоить школьнику этот материал, а
главное, осознанно применять полученные знание в своей практической деятельности.