"Эффективные педагогические приёмы - залог успеха любого педагога"

Автор: Евтушенко Наталия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: пос. Пангоды, Надымский район, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: методические материалы из опыта работы
Тема: "Эффективные педагогические приёмы - залог успеха любого педагога"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эффективные педагогические приёмы – залог успеха любого

педагога.

Евтушенко Наталия Васильевна,

учитель русского языка и литературы
Главная задача педагога – удивлять. Любое познание начинается с удивления. Важно уже в
начале урока
создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый учителем. Например: Одна туча способна погрузить во мрак целую рощу, так же как одно слово способно омрачить величайшее счастье. Как вы понимаете основную мысль этого афоризма? Как она нам поможет на уроке? Удачна, на мой взгляд, сказка-притча, написанная В.А.Сухомлинским: Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: – Какое оно сильное, могучее, вечное – море. А человек с холодным сердцем сказал: – Да. Много воды. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: – Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем! – Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень… – Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось,
весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: – Да, крепкий камушек…. – Ребята, а вы видели красоту по дороге в школу? Расскажите о ней. – Что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? – Сегодня мы с вами будем работать над красотой наших душ. Увидеть красоту – тоже труд. И этот труд наши сердца делает такими же прекрасными, как прекрасна наша земля. Такой настрой помогает развивать восприятие текста на слух, содействует воспитанию ребёнка, создаёт положительную мотивацию к учёбе. Для
определения темы урока
можно использовать
приёмы сравнения:
а) Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? ( Синтаксис.) б) Игра «Третий лишний» Задание классу (устно). Двойка, утроить, седьмой, четверня Эффективно заполнение «слепых» таблиц- алгоритмов. На моей «таблице» убежали слова. Учащиеся устно восстанавливают «потерянный» алгоритм. Как называется такая схема? (Алгоритм) Каково значение этого слова? Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ. Какова же тема сегодняшнего урока? Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?
Проверку домашнего задания
, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет
логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме
или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается

рассказать теоретический материал по данной цепочке
или объясняет, почему это сделать нельзя. Например, к теме «Правописание предлогов» цепочка по теме «Предлог» «Производные, простые, составные, непроизводные, в течение, в продолжение, вследствие, несмотря на и др.». Лучше, если
новая тема
будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как. На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вида сокращения текста, выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи одноклассников. Часто использую на уроке самооценку и взаимооценку ответов учащихся. Мне всегда интересны задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку. Образная мысль всегда затрагивает или пробуждает определённые чувства.
Поэзия – эффективная форма рефлексии.

Даймонд
– это особая форма выполнения творческой работы. Схема составления даймонда. 7 строк. 1 строка –существительное 2 строка – 2 прилагательных или причастия, раскрывающие признак первого существительного 3 строка – 3 глагола или деепричастия, которые выражают действие 4 строка – 4 слова, два из которых характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие , завершающее даймонд. 5 и 6 строки – зеркальное отражение 3 и 2 строк, только эти характеристики раскрывают уже существительное в последней строке. Литота Маленькая, миниатюрная. Уменьшает, суживает, измельчает. Дюймовочку превращает в огромного Гулливера. Увеличивает, расширяет, преумножает. Гигантская, колоссальная Гипербола. (Хисамов Артём, 7 в класс.)
Алгоритм написания синквейна
.  1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.  3-я строка. Что делает? 3 глагола.  4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.  5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное. Время. Мимолётное, быстротечное. Пролетает, ускользает, уходит. Как жаль его потерять. Жизнь. (Рукина Алёна , 10 в класс)
Хайку
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:  Строчка 1: «Я знаю, (помню)» кого-то или что-то  Строчка 2: Какого?  Строчка 3: Как? Я знаю город Белый и красивый. Больно. (Вожигова Елизавета, 7 а класс) Я помню дождик Мелкий и весёлый. Приятно. (Сиражитдинов Ильдар, 7 в класс) Хайку – это всегда личное переживание. Если есть переживание, цель достигнута. В хайку самым гармоничным образом сочетается
работа с понятием и эмоциональное

отношение к нему.

Хокку -
своеобразное философское размышление о мире и людях. Это жанр японской поэзии, включающий в себя всего три стоки. Данное нерифмованное стихотворение состоит из 17 слогов. Предлагается любая тема. Лучше всего писать о природе. Цветок растёт. Наступив на него, Сгубишь частицу себя… (Вожигова Елизавета, 7а класс) У бездомного пса Жизнь бродячая Из-за человека… (Шмакова Полина, 7 в класс) В стране моей родной Мне дорог даже Самый мелкий кустик (Павлюченко Светлана, 7 в класс)
Смотрю с улыбкой В небо я ночное И вижу лица звёзд. (Сафарова Айшан, 7 в класс)
Диаманты
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед няя из которых — понятия с противоположным значени ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:  строчка 1: тема (существительное)  строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 причастия)  строчка 4: ассоциации (4 существительных)  строчка 5: действие (3 причастия)  строчка 6: определение( 2 прилагательных)  строчка 7: тема (существительное) Костылин Лживый и трусливый, Дрожащий, врущий, трясущийся. Безделье, лень, пассивность, эгоизм. Трудящийся, стремящийся, борющийся, Бесстрашный, умный Жилин. (Раянов Руслан, 7 в класс) Написание диаманты полезно для понимания школь никами сути
различий и

взаимосвязи понятий.
Можно дать дополнительные задания:  определить разряды прилагательных, причастий и т.д.  сделать морфемный, морфологический или синтаксические разборы  определить изобразительно-выразительные средства речи. Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:  расширить словарный запас учащихся  проверить знание частей речи  проверить знание теории литературы и русского языка  проверить знание текста художественного произведения. В качестве
домашнего задания
иногда можно предлагать составить ряды из
четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы: а) суффиксы ЕК-ИК у существительных, б) чередующиеся гласные в корне, в) правописание НЕ с глаголами, Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей. Применение данных элементов обучения предполагает соблюдение таких методических принципов:  системность обучения,  ведущая роль теоретических знаний,  обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. Особенности таких уроков: 1. в работу задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс. 2. общение на уроке организовано не в форме диалога “ учитель – ученик”, а как полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей. Методическая цель любого урока в системе уровневой дифференциации –
создание

на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями:  Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение).  Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез.  Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей.  Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания. Вот примеры возможных
проблемных ситуаций
на уроках русского языка:

1) –ть
в инфинитиве глагола суффикс или окончание? (предъявить школьникам противоречивые факты, аргументировать их, достичь компромисса, примирить противоречия, познакомить с тем, как трактуют этот вопрос авторы учебников, по которым предстоит заниматься детям)
2)
Правильно ли расставлены знаки препинания? Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. Рыбы говорят: рыболовы охотно идут на приманку. Проблемная ситуация создаётся путём поиска ошибки. Увидев её, создаётся мотивация изучения данной темы, формируется мнение о важности умения правильно расставлять знаки препинания, так как нарушение правил пунктуации ведёт к неточности выражения мысли в письменной речи.
3)
Объясните пунктограммы в данных предложениях. (Тема «Однородные члены предложения» Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.
4)
В науке морфемы трактуются как значимые части слова. Почему? Обоснуйте ответ, взяв в качестве примеров слова малина, клубника, земляника (к уроку по теме “Морфемика”). Через анализ лингвистического факта учащиеся приходят к выводу, что в корне заключается лексическое значение слова, в суффиксе – словообразовательное, в окончании – грамматическое, то есть каждая морфема имеет какое-либо значение.
5)
Определить склонение существительных в данном тексте (в текст включить слово знамя). При выполнении упражнения возникнет проблемная ситуация: к какому склонению отнести существительное знамя, в результате решения которой будет введено понятие “ разносклоняемое существительное” (к уроку по теме “ Разносклоняемые существительные”).
6)
Выяснить, от чего зависит написание суффиксов о-а в наречиях: справа, издалека, изредка, снова, добела; направо, наскоро, задолго, влево; извилисто, досрочно, избыточно, сноровисто. Составить схему, объясняющую выбор суффиксов.
7)
Чем объяснить разное написание слов в предложениях? По моему совету он пришёл. Всё решилось по-моему. (К уроку по теме “ Дефис в наречиях”). На таких уроках активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Данное задание касается темы «Омонимы» Замок-замок, орёл – Орёл, костный – косный, старожил – сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца. Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Примеры индивидуальных домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их. -Как появилась слово «здравствуйте»? - Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову “пожалуйста”? - Как образовалось это слово? - Узнать, как и когда появились знаки препинания ? - Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное? - Одинаково ли количество падежей в разных языках? - Когда и в связи с чем в русском языке появились беглые гласные
о
и
е
? - Как появились в языке безличные глаголы? -Как появилась в русском языке буква Ё? -За что раньше ругали букву Ф -Почему после Ж и Ш в русском языке пишется И? Эти задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы В.В.Фирсова, как многогранность и вариантность. Широко использую различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд. На уроке по теме «Лексика» ставлю проблемный вопрос:
«Почему появляются

заимствованные слова?”
Учитель Запись учащихся 1. Можно ли утверждать, что слова “тарелка, “диван”, 1. Из каких языков пришли слова в русский язык?
“торшер”, “бюро” русского происхождения? 2. Что означает слово “боярин” и почему не используется сейчас? 3. Как, когда и в связи с чем появилось слово “спутник”? 4. Почему люди на Севере называют белку векшей, а петуха на Дону - кочет? 5. Кто в своей речи использует слова “мольберт”, “палитра”? 2. По каким причинам слова уходят из языка и как они называются? 3. В связи с чем в языке появляются слова? Как они называются? 4. Почему жители разных областей называют одно и то же по-разному? 5. Какие слова используют представители разных профессий? В ходе урока использую дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в уроке. При изучении темы “ Виды связи слов в словосочетании ” ребёнок вправе выбрать одно из следующих заданий. 1)Найти словосочетания. Зимнее солнце неожиданно осветило всю землю своими холодными лучами. 2)Найти словосочетания, определить их вид. Мама сказала, вечерний остров, сказать сгоряча, макароны по-флотски, рисовать эскиз, шли и беседовали, астры и гладиолусы. 3)Выписать словосочетания из предложения. Снег выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял. 4)При выполнении задания “ Выпишите словосочетания из предложения” ученик допустил ошибку. Найдите её. Серые тучи проплывают над лугами и освежают их своей прохладой. а)серые тучи, б)проплывают над лугами, в)проплывают и освежают, г)освежают прохладой, д)своей прохладой, е)тучи проплывают. К заданию третьему и четвёртому можно предложить дополнительное задание “Определите вид словосочетаний”. При изучении темы “ Корень слова” на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале им предлагается выбрать задание и выполнить его. 1)Вода, водный, водитель, водоросль. 2)Коса, косой, косить, косарь.
3)Осы, осина, осинник, осиновый. 4)Речонка, речь, заречье, речник. 5)Морской, морить, моряк, взморье.
Задания
: 1)Списать цепочки слов, обозначить корень. 2)Списать цепочки слов, найти “ четвёртое лишнее”, продолжить ряд однокоренных слов. 3)Подобрать к “ четвёртым лишним ” однокоренные слова, обозначить в них все морфемы. 4)Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки. Чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности каждого учащегося, учитель для решения проблемных вопросов может предлагать затрудняющимся учащимся вариативные инструкции, причём дифференцированные. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по двум-трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной.
Задание
: “Как связаны между собой выделенные слова в данном тексте?
Не раз
себя корил за то, что я
сказал,
И
часто
рад был я тому, что
промолчал.
(Рудаки) Поощряю стремление ученика находить свой способ работы (решение учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Так, пятиклассники в связи с повторением сведений о глаголе, полученных в начальной школе, предлагают способ действия, как определить неопределённую форму по разным личным формам глагола: 1)Назвать глагол. 2)Поставить вопрос к нему. 3)Задать тот же вопрос в неопределённой форме. 4)Назвать неопределённую форму. На каждом уроке возникает вопрос:
что и как делать
? - Как определить гласную в безударном личном окончании глагола? - Как отличить подлежащее от дополнения? - Как отличить слово категории состояния от наречия? - Как различить сравнительную степень прилагательных, наречий, слов состояния?
- От каких условий зависит выбор гласных в чередующихся корнях? - Как отличить производный предлог от омонимичных форм существительного, деепричастия, наречия? .
Открытый самим учеником способ действия запоминается им надолго
На развитие учащихся влияет только их интенсивная
самостоятельная

деятельность
,
связанная с эмоциональным переживанием
. Для системы В.В.Фирсова характерен путь познания – “ от учеников”. “ Идти от учеников” – это значит организовать и направлять коллективный поиск. Цель урока, сформулированная учителем, не всегда становится целью самих учащихся. Поэтому важный момент урока – создание мотивации учения, постановка цели познавательной деятельности учеников. Встречающееся на уроке незнание не расстраивает ученика, а мобилизует волю, мысли на решение возникшей учебной задачи. Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому ученикам не только предлагаются задания типа “ списать, вставить пропущенные буквы”, “ расставить знаки препинания”. Преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления – с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне. Урок в дифференцированной системе обучения отличается гибкой структурой. Он может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним своим опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально (кроссворд, вводящий новое понятие; игра, например, “ Корректор”, “ Третий лишний”; мотивационная проблемная ситуация и др.).
Развёртываться урок может в виде

учебного диалога как постепенное углубление в тему,
чему способствует привлечение материала как из пройденных, так и из непройденных тем. Главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство (без доказательств знания усваиваются формально, непрочно, происходит запоминание без понимания). Для учителя важна не “гладкость” урока, когда ученики безошибочно отвечают на задаваемые учителем вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, смущения и др. На
уроке каждый ребёнок проводит рефлексию –
оценку собственных деятельностных усилий и приобретённых знаний. Отрабатывая, например, тему
“Правописание

Ь в разных частях речи
» ученики пишут словарный диктант, позволяющий провести рефлексию. Детям предлагается записать слова в три столбика:
1)знаю, почему надо писать
Ъ
, 2)знаю, почему
Ъ
писать не надо, 3)не знаю, надо писать
Ъ
или нет. Способствуют формированию рефлексии следующие упражнения: 1) задания, выявляющие способность ученика к “ орфографическому” чтению и помогающие становлению “природной” грамотности, 2) упражнения на списывание с дополнительными заданиями (обнаруживает сформированность основных умений по орфографии, 3) упражнения по созданию и анализу алгоритмов как упражнения, призванные научить планировать свою деятельность по осознанию способа действия, осуществлять “пошаговый” контроль за своими действиями. Например: - проанализировать готовый алгоритм, - составить собственный алгоритм (таблицу, схему), - определить, к каким правилам относится алгоритм (таблица, схема), - закончить (восстановить) алгоритм (таблицу, схему). В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого школьника практикуются домашние задания, носящие вариативный характер. Они способствуют выявлению интересов, увлечений учеников, выявляют уровень притязаний школьников (выпишет предложение или составит сам), предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. По желанию учащихся им можно предлагать выполнение работ творческого характера (написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.).