Напоминание

Практические аспекты организации тестирования ВФСК "ГТО" детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Надежда Ивановна Андреева
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт. Белый Яр Сургутский район ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: Практические аспекты организации тестирования ВФСК "ГТО" детей с ограниченными возможностями здоровья







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО»

детей с ограниченными возможностями здоровья

Андреева Надежда Ивановна,

учитель физической культуры МАОУ

«Белоярская СОШ №1»

Нормы

ГТО,

ФГОС

предъявляют

высокие

требования

к

уровню

формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются

педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы

здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения

программы по физической культуре и специальные условия оценивания их

деятельности.

Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья,

особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп

здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к

уроку физкультуры определены в нормативных актах представленных на слайде.

Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой

группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче

нормативов ГТО.

В соответствии с нормативными документами на уроке физкультуры дети

распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению

нормативов ГТО.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения

врача.

Дети занимаются со снижением физической нагрузки.

Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к

выполнению

нормативов

ГТО

после

дополнительного

медицинского

осмотра.

Специальная группа здоровья (III группа)

Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения

врача.

Дети занимаются со снижением физической нагрузки.

Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях

здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов

допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не

противопоказаны ребенку (Письмо).

Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов

ГТО.

Специальная группа здоровья делится на:

1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые

могут быть переведены в подготовительную.

2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

Выдержки

из

Письма

Минобразования

Российской

Федерации

«Об

оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-

263/123 от 31.10.2003 г.:

Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения

в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.

Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и

навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная

оценка.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем

образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с

учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и

навыков,

умений

осуществлять

физкультурно-оздоровительную

и

спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики

физической подготовленности и прилежания.

Но в то же время индивидуальные особенности физического и психического

здоровья детей не учитываются ни в рамках Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса ГТО, ни в рамках даже школьной дисциплины

«Физическая

культура».

Первым

шагом

к

формированию

условий,

обеспечивающих физическое развитие детей с ограниченными возможностями,

можно считать апробацию «Концепции ФГОС обучающихся с ОВЗ общего

образования»

и

«Проекта

специальных

требований

в

федеральные

государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с

различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях

инклюзивного образования». Но ни один из этих проектов не проработан на

должном уровне. Так, в обоих проектах проблема физического воспитания детей

с ограниченными возможностями рассматривается только в рамках начального

общего образования. К тому же в

«Проекте специальных требований в

федеральные

государственные

стандарты

основного

и

среднего

общего

образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми

нарушениями

речи

в

условиях

инклюзивного

образования»

изменения

предусмотрены только в образовательной дисциплине «Филология». Исходя из

этого, данные проекты должны быть существенно доработаны на федеральном

уровне. Одним из условий освоения детьми-инвалидами нормативов ГТО

является

использование

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

(ЗОТ). Под ними понимается определенная форма развития психологических и

психофизический возможностей детей. Имеется интересный зарубежный опыт

создания

эффективных

моделей

инклюзивного

образования

детей

с

ограниченными возможностями. Полагаем, что необходимо перенять данный

опыт и адаптировать его к программам образовательных учреждений РФ всех

уровней. Это поможет разработать комплекс мер по физическому развитию детей-

инвалидов для их дальнейшей адаптации в обществе.

Успешным опытом опережающего внедрения ВФСК «ГТО» поделились

специалисты БУ «Центр адаптивных видов спорта». На II Региональной научно-

практической

конференции

«Опыт

внедрения

и

научно-методическое

обеспечение ВФСК «ГТО» в ХМАО-Югре» Артём Владимирович Кареба

представил

результаты

апробации

уровня

физической

подготовленности

инвалидов при выполнении нормативов комплекса.

По информации центра в период с 28 сентября 2016 года прошли

апробацию более 30 детей с инвалидностью. Испытуемым было предложено 4

вида испытаний: сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, поднимание

туловища из положения лёжа на спине, прыжок в длину с места толчком двумя

ногами, наклон вперёд из положения сидя прямыми ногами.

По результаты апробации выявили ряд проблем:

-сложность получения медицинского допуска;

-необходимость

сурдопереводчика

для

работы

со

спортсменами

с

нарушением слуха;

-отсутствие опыта общения судейского состава с людьми с инвалидностью.

По состоянию на декабрь 2016 года в МБОУ СОШ №38 обучается 13 детей

с инвалидностью. Из них ни один ребёнок не принимал участие в сдаче

нормативов проходящих внутри образовательной организации. На сегодняшний

день материально-техническая база учреждения готова для принятия тестов ОФП

комплекса. Но уровень подготовки судий из числа учителей физической культуры

и волонтёров из числа учеников образовательной организации не позволяет

эффективно работать с данной категорией детей.

Для эффективной организации тестирования детей с ОВЗ необходимо:

1.

Провести мониторинг детей с инвалидностью с учётом по географического

проживания, возраста и нозологии;

2.

Разработать карту доступности объектов спорта и физической культуры для

детей с инвалидностью для сдачи норм ГТО;

3.

Разработать механизм содействия получения медицинского допуска к сдачи

норм ГТО;

4.

Обучить учителей ФК, членов волонтёрских отрядов навыкам работы с

детьми с ОВЗ в рамках комплекса.