"Роль системы менеджмента качества в образовательном маркетинге"

Автор: Чугуева Екатерина Николаевна
Должность: специалист по маркетингу, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса"
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль системы менеджмента качества в образовательном маркетинге"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РОЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРКЕТИНГЕ
Маркетинг состоит в том, чтобы распространить среди людей историю о ваших преимуществах, причем так, чтобы эти люди могли оценить их. Сет Годин Современные условия развития рынка образовательных услуг вынуждают многие учебные заведения жить по принципам и на условиях, которые диктует рыночная экономика. Ужесточение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг заставляет учебные заведения вести активную маркетинговую деятельность и отвоевывать свой сегмент рынка. Ситуация осложняется демографическим спадом 90-х годов, что в настоящее время вызывает дефицит в рядах потенциальных студентов. После результатов исследований возникает необходимость во введении в структуру современного учебного заведения профессионального образования службы маркетинга, задачами которой будут являться: • сбор и анализ информации о внешней среде, потребительных группах; • разработка планов маркетинговой деятельности по видам образовательных услуг; • совершенствование образовательных услуг; • формирование спроса и стимулировании сбыта образовательных услуг через маркетинговые мероприятия. С 2008 года в ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса» под руководством директора техникума Наталии Павловны Башкатовой, кандидата педагогических наук, члена президиума Совета директоров профессионального образования Ставропольского края создан отдел маркетинга. Цели отдела маркетинга: • увеличить контингент поступающих; • сформировать высокую степень удовлетворенности не только образовательным процессом, но и иными факторами, исходя из приоритетов и потребностей обучающихся; • обеспечить высокую степень престижности и известности образовательного учреждения; Для продвижения образовательного учреждения, используются следующие маркетинговые мероприятия: • в рамках прямого маркетинга совместная реализация образовательных проектов, профориентационная работа в школах организация курсов по подготовке к поступлению в техникум, проведение «Дня открытых дверей», «Дня специалиста» и т д.;
• в рамках управления связями с общественностью (PR): работа с центрами занятости населения Ставропольского края, потенциальными работодателями; поддерживание отношений с выпускниками, что имеет ряд положительных моментов (появляются потенциальные спонсоры, потенциальные работодатели или посредники в трудоустройстве выпускников, повышается степень информированности общественности о деятельности учебного заведения); организация конференций и семинаров, общественная и благотворительная деятельность; проведение юбилейных мероприятий, презентаций; участие в выставках и ярмарках и т.д. • в области ( PR) - рекламная кампания специальностей учебного заведения с размещением в СМИ объявлений, статей, рекламных роликов и т.д. В техникуме с 2009 года разработана и внедрена система менеджмента качества применительно к услугам образования, соответствующая международным требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Отдел маркетинга работает по системе менеджмента качества, за отделом закреплены 2 процесса: Б-01 «Исследование рынка труда и образовательных услуг»; Б-07 «Содействие трудоустройству выпускников». Специалист по маркетингу производит сбор информации с учетом замечаний по предыдущему году, предложений администрации, педагогических работников техникума, студентов и заинтересованных сторонних организаций. Специалист по маркетингу разрабатывает план работы техникума по исследованию рынка труда и образовательных услуг. Специалист по маркетингу организует проведение мероприятий в школах города, КМВ, Ставропольского края и других регионов, а также руководит подготовкой к участию техникума в городских и краевых мероприятиях. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, ориентируется на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственного соответствия требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств личности, развитости интеллектуального потенциала. В рамках профориентационной работы проводятся дни открытых дверей, техникум участвует в выставках, ведется работа по школам и лицеям, выходят публикации в СМИ ( Бизнес КМВ, МК Кавказ, Пятигорская правда, Кавказская здравница, Городовой), публикуется реклама техникума и в справочниках для абитуриентов (Куда пойти учиться, учебные заведения ЮГА-России). В рыночной экономике существенно повышается значимость профориентационной работы среди выпускников школ города и края. Вся образовательная деятельность техникума зависит от набора абитуриентов, а
это, в свою очередь, напрямую зависит от профориентационной работы, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Хочется отметить такую форму работы, как привлечение для профориентационной работы студентов нашего техникума, т.к. для школьников особо интересно общение со сверстниками, и им они больше доверяют. В течение всего года проводятся маркетинговые исследования по информированности выпускников школ и училищ о специальностях техникума. Совместно со студентами техникума маркетинговый отдел выезжает по школам города, КМВ, Ставропольского края и других регионов. Ежегодно проводится студенческая акция «Учишься сам – приведи друга», когда каждый студент приглашает в техникум своих друзей и знакомых на мероприятие «День открытых дверей». Поэтому очень важно вести профориентационную работу не только среди школьников, но и среди родителей, помочь им сделать правильный выбор будущей профессии своих детей. С этой целью планируются встречи с родителями в школах, в техникуме. Презентация техникума и знакомство с основными специальностями осуществляются при помощи мультимедийных средств. Родители и абитуриенты имеют возможность увидеть творческую жизнь техникума, материально-техническое и информационное обеспечение учебного заведения. Профориентационной работой охвачены не только школы города, района но и других регионов. Совместно с Центрами занятости населения Ставропольского края ( ГКУ ЦЗН г. Пятигорска, ГКУ ЦЗН г. Кисловодска, ГКУ ЦЗН г. Ессентуки, ГКУ ЦЗН г. Железноводска, ГКУ ЦЗН Предгорного р-на, ГКУ ЦЗН Георгиевского, и т.д.) отдел маркетинга техникума на протяжении ряда лет участвует в ярмарках вакансий и учебных мест. Как и любой товар, образовательные услуги нуждаются в формировании системы продвижения и реализации рекламной программы. Средства массовой информации занимают одно из ведущих мест в системе профориентационной работы техникума. Эффективность профориентационной работы, проводимой преподавателями и студентами, под руководством отдела маркетинга подтверждается планом выполнения контрольных цифр приема и высоким конкурсом абитуриентов. Работает сайт техникума ptet. ru. Информация на сайте представлена в виде различных статей, разделов и под разделов. В данных разделах предоставляется полная информация о техникуме , о его рабочем коллективе и сотрудниках, выпускниках. Статьи в разделах сайта интересны как студентам и преподавателям так и простым пользователям и абитуриентам. Они содержат множество справок, описаний и другой полезной информации. Ежегодно выполняются контрольные цифры приема. Несмотря на серьезные демографические проблемы, профориентационная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Плодотворная работа с выпускниками школ возможна только при формировании положительного имиджа учебного заведения. Имидж нашего техникума, в свою очередь,
формируется благодаря использованию новых методов управления, применению новейших информационных технологий, методическому обеспечению учебного процесса и современного материально-технического оснащения. Внедрение концепции маркетинга уже на начальном этапе даст решение ряда прикладных задач, встающих при управлении деятельностью профессионального учебного заведения. Таким образом, профориентационная работа позволяет выпускникам школ получить необходимую информацию о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и сделать осознанный выбор профессии. Отдел маркетинга ГБПОУ ПТТТиС неоднократно награжден дипломами и благодарственными письмами ГКУ Центров занятости населения Ставропольского края.