Напоминание

"Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста"

Автор: Шихова Азиза Эйнуллаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 47 "Успех"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Семинар – практикум для родителей с детьми на тему:

«Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук»

(старший дошкольный возраст)

Актуальность этой темы заключается в том, что у большинства

современных дошкольников наблюдается задержка в развитии мелкой

моторики пальцев и кистей рук. Развитие двигательных навыков в пальцах и

руках связано с развитием речи у дошкольников. Развитие двигательных

навыков у детей стимулирует интеллектуальное развитие и способствует

развитию элементарных навыков, таких как правильно держать в руках

ложку, ножницы, застегивание и расстёгивание замка, пуговиц, завязывание

шнурков. Отсюда следует: от развития двигательной способности рук

зависит дальнейшее успешное обучение в начальной школе,

подготовленности руки к письму.

Связь между речью ребенка и его чувственным опытом давно доказана.

Движение пальцев (соответствующее возрасту) указывает на то, что речь

ребенка развивается нормально. Задержка в движении пальцев указывает на

задержку развития речи, хотя общая моторика рук нормальная и даже выше

нормальной. Импульсы, создаваемые руками (точнее, пальцами), улучшают

речь ребенка. Развитие двигательных навыков у ребенка помогает

скорректировать его речь.

Изучая мозговую деятельность детей, психологи обеспечивают

стимулирующую ценность для функции руки, в особенности движения

пальцев и кистей рук.

Древние эксперты утверждают, что игры с участием рук и пальцев

могут улучшить психическое и физическое здоровье и поддерживать

работоспособность мозговой системы..

Японский врач Намикоси Токудзиро поделился методом такого лечения, как

надавлевание пальцами рук. Исследования показывают, что палец имеет

много рецепторов, которые проникают в центральную нервную систему

человека. Акупунктурные точки на массажной руке воздействуют на

внутренние органы. Есть также биоактивные области в ушах и ступнях.

Массаж большого пальца улучшает функцию мозга, массаж указательного

пальца благотворно сказывается на работе желудка, массаж безымянного

пальца улучшает работу печени и почек, а массаж мизинца стабилизирует

работу сердца.

В Китае принято заниматься с каменными и металлическими шариками. Эти

упражнения помогают улучшить память, улучшить интеллект,

стабилизировать сердечно-сосудистую и пищеварительную системы,

улучшить координацию и поддержать весь организм.

Волшебная сила рук - хастры и мудры (жесты, особые положения рук, а

также особые положения глаз и тела для развития сознания и физического

развития) очень популярны в Индии.

Корейское иглоукалывание помогает улучшить работу сердца, глаз,

мозга и других органов.

Популярная терапия Су-Джок стимулирует акупунктурные точки на руках и

ногах и оказывает профилактическое и необходимое терапевтическое

воздействие.

Русские народные игры «Сорока-белобока», «Ладушки» и другие игры не

только развлекают, но и оказывают лечебное воздействие.

Исследования местных физиологов также подтвердили связь между

развитием рук и развитием мозга. В работе В.М. Бехтерева показано влияние

движений рук на неврологическую активность и развитие речи.

Новизна педагогической работы заключается в развитии мелкой

моторики рук с использованием подручных и бросовых материалов для

создания системной работы по развитию детской речи, такой как:

- Подбор методов, приемов и средств для развития мелкой моторики у детей.

- Создание условий для увеличения практического опыта

- Спектр форм взаимодействия с родителями дополнен практическими

занятиями и семинарами

- Использование мультимедийных устройств, чтобы значительно расширить

зону непосредственного развития ребенка и создать позитивную

эмоциональную среду для сотрудничества между детьми и родителями.

Целью семинара является повышение осведомленности родителей о

здоровом образе жизни детей. Ознакомление с упражнениями и играми,

чтобы развить моторику, которые можно выполнять дома.

Подготовительная работа.

• Провести опрос по развитию мелкой моторики у дошкольников.

• Подборка тематических пособий, игр, литературы по данной теме.

• Создание наглядных материалов и рекомендация для родителей.

• Выбор музыки.

Украшение зала

Презентация с высказываниями ученых, преподавателей, новаторов и

философов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, столы и

стулья.

Материалы: крупы, контейнеры, нитки, катушки, бутылки, картон, макароны,

комнатные растения, пульвизатор, бумага, мелкие игрушки.

Введение.

Я начну свое выступление со слов великого философа Иммануила

Канта: «Рука – это вышедший наружу головной мозг».

Каждый год жизнь предъявляет свои требования не только к нам, но и к

нашим детям. Объем знаний неуклонно растет, и использование гаджетов

играет важную роль в общем развитии детей. Мы, как взрослые, должны

обращать внимание на своевременное и полное формирование речи и других

психических процессов (внимания, мышления, памяти) у детей. Это

основные предпосылки для будущего успешного обучения. У современных

детей наблюдается моторное отставание, у некоторых возникают трудности с

получением элементарных навыков: правильно пользоваться ложкой,

ножницами, застегивать и расстегивать замки, пуговицы, завязывать шнурки.

Анализ анкет показал, что многие родители знают о взаимосвязи

развития мелкой моторики рук и развития речи. Большинство родителей не

уверены, какой тип игрушек и пособий поможет ребенку с развитием

хороших двигательных навыков. В большинстве семьях вместо шнуровок,

современных бизибордов, игр с откручивающими элементами имеют место

быть мягкие игрушки, пластмассовые машинки и куклы. Эти стандартные

игрушки могут способствовать развитию познавательных способностей,

развитию воображения, но не будут стимулировать развитие мелкой

моторики.

Родители редко проводят время, играя в игры со своими детьми, а

такие игры, как сортировка круп, манипулирование мелкими предметами

считают бесполезными. После анализа мы пришли к выводу, что необходимо

провести семинар на тему «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук

у детей».

Программа семинара

1. «Пусть наши дети будут умнее»

2. Презентация «Дружные пальчики» (как мы развиваем мелкую моторику в

непосредственной образовательной деятельности и в свободной

деятельности).

3. Практическая часть

1. Быть здоровым - это естественное желание каждого человека. Для каждой

мамы особенно важно заботиться о здоровье своего ребенка. Но что же такое

здоровье? (ответ родителей)

Из толкового словаря С. И. Ожегова : «Здоровье – это полное

физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов». Поэтому нам с ранних лет нужно

воспитывать в детях привычку быть здоровым.

Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым,

преодолевающим все препятствия, достигая своей заветной цели! Не зря

древние греки говорили: «В

здоровом теле – здоровый дух

Если речь идет о здоровье наших детей, мы сразу представляем их

физическое здоровье. Но есть и психическое здоровье, в том числе

нормальное развитие речи, мышления, воображения и памяти. Учёные

сделали вывод о том, что формирование устной речи ребёнка начинается при

достижении достаточной точности движения пальцев рук. Другими словами,

формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития детской речи зависит от формирования мелкой

моторики. Развивая мелкую моторику пальцев, мы можем воздействовать на

внутренние органы человеческого тела. Оказывается, одним из показателей

нормального физического и нейропсихологического развития у детей

является развитие руки и ручных навыков. Развитие моторики руки ребенка

может рассказать вам о развитии центральной нервной системы и мозга.

Почему важно развивать моторику рук у детей?

Правда в том, что в человеческом мозге центры, отвечающие за речь и

движения пальцев, очень близки. Стимулируя мелкую моторику, мы

активируем часть мозга, которая отвечает за речь.

Тренируя пальцы, мы сильно влияем на работу коры головного мозга,

что также влияет на готовность руки к письму. Развиваем мелкую моторику у

детей рук - развиваем и языковой аппарат.

Одним из показателей умственного развития детей является уровень

развития мелкой моторики. Обычно дети с хорошим вниманием, памятью,

мышлением и развитием речи имеют высокий уровень развития моторики

рук.

В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

На сегодняшний день в магазине можно найти множество обучающих

игр и пособий, различные кинетические и космические пески, бизиборды и

методическую литературу по развитию мелкой моторики, но не все родители

могут себе это позволить. Поэтому сегодня мы хотим познакомить вас с

играми, в которые вы можете играть дома, на кухне. А материалы для этих

игр мы предлагаем тесто, пластилин, крупы, то есть, то что у нас дома есть

под рукой.

1.

Разминка для пальцев.

Все упражнения, нужно выполнять в медленном темпе, потихоньку

увеличивая темп по мере запоминания текста ребенком, сначала одной, а

затем другой. Нужно следить за правильностью выполнения.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!

Лучше маму поищи.

2. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш

внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть

ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает

другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет —

Коготки поточит.

Цап-царап!

3. «На зарядку становись!«

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем

большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку.

После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.

Четвёртый палец — лишь дремал.

Третий палец — засыпал.

Второй палец — всё зевал.

Первый палец бодро встал,

На зарядку всех поднял.

2.

«Подарок маме»

Дети нанизывают макароны на веревку, тем самым изготавливая подарок –

бусы маме.

3.

«Открутили, закрутили»

Каждой группе раздаются бутылки с отвинченными крышками. По команде,

дети завинчивают крышки, кто быстрее.

4.

«Хозяюшка»

На столе емкость, в которой смешаны три вида крупы (фасоль, перловка, рис)

и три блюдца. Детям предлагается перебрать крупы по отдельности. Важно,

чтобы ребенок это делал способом пинцетного захвата (с помощью большого

и указательного пальца)

5.

«Мамины помощники»

Родитель держит веревку, а ребенок вещает на эту веревку платки и

закрепляет прищепками.

6.

«Перемотка ниток»

Родитель держит нитку, а ребенок наматывает нитку на пустую катушку.

7.

«Сыщики»

В контейнере с крупой спрятать мелкие игрушки (например, от киндера).

Задача ребенка, разыскать в крупе игрушку

8.

«Шнуровка»

Из картона вырезать фигуру, сделать проколы дыроколом и шнурок вдевать в

отверстие.

9.

«Детская парикмахерская»

Заплетать косички кукле, делать ей хвостики под руководством мамы.

10.

«Уход за растениями»

Рассказывайте ребенку о пользе домашних растений, о необходимости ухода

за ними. Научите пользоваться пульвизатором, протирайте листочки

растений от пыли.

11.

«Сюрприз в бумаге»

Скатайте бумажные шарики из бумаги, в один из шариков спрячьте

маленький предмет. Попросите ребенка найти сюрприз в одном из шариков.

12.

«Манные фантазии»

На подносе рассыпать манную крупу и рисовать заданные картинки,

например цветы для мамы, птицы улетающие на юг и т.д.

Заключение

Ну вот мы и убедились, насколько просты и легки игры, которые

можно проводить в домашних условиях, развивающие моторику детских рук.

Систематические упражнения для пальцев, разминки, игры и упражнения

помогут ребенку уверенно держать карандаш / ручку, плести косички,

завязывать шнурки, играть с мелким конструктором, заниматься лепкой.

Пользуясь данными советами, вы сможете обеспечить всестороннее и

полноценное развитие ребенка. Такое времяпрепровождение сблизит

родителей и ребенка, принесет пользу и радость всем.

Список литературы

1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань»,

1999.

2.Елена Селезнева «Мамина Книга» (настольная книга родителей и

воспитателей)-М.: Изд.дом МСП, 1997

3.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,

пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.

4.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики- М.:

Просвещение , 2012.

5.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное

воспитание, 2012. - №11

6.Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков; Эксмо - М.,

2013. - 48 c