Автор: Семенычева Альбина Талгатовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА
ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Семенычева Альбина Талгатовна,
учитель родного языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г.Бавлы
Воспитание нравственных качеств у учащихся, формирование
привычек толерантности и взаимного уважения, обучение их правилам
общения с людьми и требованиям времени – одна из основных задач,
стоящих сегодня перед школой и педагогами. Воспитание данных
основополагающих качеств личности должно осуществляться с раннего
возраста и непрерывно. Для того, чтобы ребенок вел себя правильно и
непринужденно в любой жизненной ситуации, важно последовательно
проводить уроки нравственности. Каждый ребенок в течение своей жизни
сталкивается с положительными и отрицательными событиями. Тогда они
должны уметь отличать хорошее от плохого и выбирать правильный путь.
Обучать этому – обязанность учителей.
При переходе к рыночной экономике и попытках построения
демократического
государства
стали
исчезать
такие
нравственные
качества,
как
честность,
сострадание,
взаимоуважение,
доброта
и
вежливость, которые веками передавались из поколения в поколение.
Нравственное
воспитание
–
единственная
опора
в
сохранении
человеческих качеств. Хороших результатов можно добиться только в том
случае, если ей следовать с рождения и на протяжении всей жизни.
Святая обязанность каждого родителя и учителя – дать ребенку
правильное воспитание, формировать в нем нравственность, доброту,
честность и образованность. Родители и учителя показывают пример, а
ребенок старается сформировать эти качества в себе.
Мы
живем
во
времена
хаоса.
Алкоголизм,
наркомания
и
преступность прочно укоренились в обществе. Количество неполных
семей увеличивается с каждым днем. По телевидению показывают фильмы
и телепередачи, которые плохо действуют на умы детей. Дети проводят
большую часть своего времени перед компьютером, а не на свежем
воздухе.
Именно
поэтому
на
сегодняшний
день
назрела
острая
необходимость в организации духовно-нравственного воспитания детей.
Законы
нравственного
и
духовного
воспитания,
которые
накапливались, развивались и совершенствовались татарским народом на
протяжении многих веков, можно обобщить и включить в понятие
«народная педагогика». Перед школой сегодня стоит непростая задача:
воспитать человека, способного жить, работать и находить свое место в
жизни в постоянно меняющихся условиях. В данной работе будет очень
полезно обратиться к трудам великого татарского мыслителя и педагога –
Ризаэтдина Фахреддина, который внес огромный вклад в развитие
отечественного образования и воспитательного процесса в школе. Также
такие известные великие просветители татарского народа, как Каюм
Насыйри
и
Шихабеддин
Марджани
всю
свою
жизнь
посвятили
образованию
и
воспитанию
детей,
оставив
народной
педагогике,
основанной на исламских нравственных правилах, богатое литературное и
научное наследие. Труды «Уроки нравственности» и «Уроки Имана»
заслуженного учителя России, писателя Виля Казыханова являются очень
нужным и важным пособием для учителей.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания детей
являются исламские ценности. В одном из своих выступлений Президент
России Владимир Путин сказал: «Нам пора поднимать уровень религии».
Продолжая это мнение, первый Президент Республики Татарстан, ныне –
Государственный советник Татарстана М.Ш.Шаймиев сказал: «Воспитаем
поколения, достойные жить в третьем тысячелетии на основе ислама».
Цель воспитания – сделать так, чтобы в сознании учащихся жили светлые
надежды и идеи, создающие уверенность в завтрашнем дне народа, и
проводить практические мероприятия, развивающие способности каждого
ученика и обучающие их честно следовать нормам жизни. Преступность,
безработица, алкоголизм, наркомания, широко распространенные среди
нашей молодежи в нашей стране, вызваны тем, что молодое поколение
теряет свою точку опоры. Духовное оскудение идет из глубины веков:
забыты обряды, игры и традиции, которые давали нашим предкам силы
жить и работать. Родной язык занимает основное место в духовной
культуре каждого народа. Современные машины такие как телевизор,
смартфон, компьютер сажают детей в собственный барабан круговорота
событий. Он забывает своих предков, родителей, традиции, передаваемые
из
поколения
в
поколение,
вечные
понятия,
такие
как
Родина,
национальная гордость. Поэтому воспитание детей в национальном духе
должно осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной
деятельности. Эта работа может быть эффективной только в том случае,
если она будет проводится систематически.
Республика Татарстан – многонациональный регион. Здесь испокон
веков дружно живут татары, русские, удмурты, марийцы, башкиры,
крещенные
татары
и
другие
народы.
Учитывая
эту
особенность,
поддержание толерантности среди детей разных национальностей в
школах нашей республики является одной из больших задач. Воспитание
межнациональной дружбы, уважения и толерантности у учащихся,
конечно же, не может быть достигнуто только на уроках. Их необходимо
поддерживать, поднимать духовный настрой детей, организовав различные
праздники. Только тогда полностью раскроются их истинные способности
и эстетическое богатство. Ученик всегда должен стремиться к искусству,
красоте и духовному богатству. Для достижения этой цели каждый
учитель может использовать в своей работе дополнительные народные
ритуалы и праздники.
Прежде всего, хотелось бы привести в пример праздник Науруз. В
этот день ученики ходят по домам, поздравляя с приходом весны и желая
счастья, а хозяева дома, в свою очередь, дарят детям подарки. Затем они
берут собранные подарки и отправляются на природу. Там начинаются
всевозможные игры: борьба (көрәш), бег в мешках, перетягивание каната и
др. Красноречивые, умелые юноши и девушки припевают такмаки
(частушки). Каждый школьник знает, что Науруз – это праздник
подготовки к полевым работам, который проводится перед Сабантуем.
Считаю, что проведение таких игр является важным мероприятием в
формировании нравственного и эстетического воспитания учащихся. Дети
начинают по-новому смотреть на национальные ценности: обычаи,
культуру. В них формируется национальная гордость.
С
точки
зрения
воспитательного
значения
считаю
уместным
упомянуть еще один праздник: это – Сабантуй. В саду, где цветут
разноцветные цветы, можно разместить изделия ручной работы учеников –
плетеные полотенца, шали, деревянную мебель. Это делается с желанием
создать чувство удовлетворения от своей работы. Каждый ученик
участвует в творческой работе и старается проявить свой талант. Конечно,
такие
мероприятия
требуют
большой
подготовки
и
усилий,
но
положительные эмоции от этих праздников навсегда останутся в сердцах
учащихся.
Опыт народной педагогики, отраженный в фольклоре, многогранен и
глубок. Пути и средства воспитания подрастающего поколения в народе
создавались, совершенствовались, передавались из поколения в поколение,
развивались и обновлялись на протяжении всей жизни человека на земле.
Кроме того, вводятся новые праздники, отвечающие требованиям времени.
Один из них – «День Независимости». Этот праздник широко отмечается и
в нашей Республике. Вся толпа собирается на площади. Они поют,
танцуют и слушают веселые песни. Они поздравляют с достижениями и
благодарят тружеников села. Празднование этого праздника вселяет в
людей чувство национальной гордости. Верность своей стране, нации,
преданность ее независимости, любовь к своему народу передаются детям
от старшего поколения.
Наше будущее будет светлым только в том случае, если молодое
поколение будет знать и сохранять народные традиции. Воспитание этих
качеств, несомненно, является величайшей обязанностью педагогов.