Автор: Лабазанова Меседу Магомеднабиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "СОШ Ахвахского района"
Населённый пункт: Село Местерух,Ахвахский район
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Лабазанова Меседу Магомеднабиевна, учитель русского языка и
литературы
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся
на уроках русского языка и литературы
Цель: представить систему работы по формированию читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы посредством
определенных методических приёмов;
Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации,
находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию,
пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и
неверную.
Функциональная грамотность - способность человека применять
приобретенные знания, умения и навыки для достижения поставленных
целей и решения различных жизненных задач в различных сферах
деятельности.
Функциональная грамотность - в широком смысле – совокупность
знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-
экономическое развитие страны;
в узком смысле – ключевые знания и навыки, необходимые для
полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
На уроках русского языка и литературы мы можем воплощать
несколько направлений, одним из которых является грамотность чтения
( или смысловое чтение). Это способность обучающихся к осмыслению
письменных текстов, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия
в жизни общества.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной
грамотности.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из
мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. –
Читать – это еще ничего не значит, чтО читать и как понимать
прочитанное – вот в чем главное».
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских
умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего
использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте
информации
Выделяют три группы умений
Обучающиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,
определить тему и главную мысль.
Обучающиеся анализируют, и обобщают информацию, которая
представлена в тексте.
Обучающиеся используют информацию из текста для различных целей.
На уроках русского языка и литературы использую приемы, и технологии
развития читательской грамотности. Остановлюсь лишь на некоторых.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
Это приём из технологии развития критического мышления используется для
организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три
«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»
вопросов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на
любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы,
на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто?
Дайте три объяснения, почему… ?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли…
Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5,
6,7 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания
ученики могут предложить несколько различных путей последовательного
соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие
коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приемы графической переработки учебного материала
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот
прием
формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически
оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по
категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные
смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми
линиями. Это
могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли,
факты,
образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые
единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи
Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию
из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под
рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем);
понимать язык
графика, схемы, диаграммы
Приемы, используемые при групповой работе:
Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в
нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную
информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,
спорят,
совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.
Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения
перед
всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него
время
В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного
сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже
слабому ребенку.
Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение –
рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)….
……..Только ……………..люди смогут……………………………..
Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту … в котором говорится (рассказывается) о…..
……, которые………… Доказательством этому служат предложения
…………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это
и есть ……………………………….
(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с
собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И
здесь можно использовать данный приём)
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.
………….………….. Такой поступок свидетельствует
о…………………………………
Итак , можно сделать вывод, что…….
Приём «Опорный конспект» ИЛИ конкурс шпаргалок
Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для
формирования читательского умения находить и извлекать информацию из
текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки
которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать
информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в
которых требуется работать с графической информацией: извлекать
информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия
столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика,
схемы, диаграммы.
Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как
правило, по группам.
Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для
экстренного повторения той или иной темы.
Также при работе с текстом на уроках русского языка и литературы
наиболее часто я использую и такие приемы как
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с
карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем
необходимо попросить встать тех «ребят, кому все слова в тексте понятны (у
кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При
необходимости используются различные словари.
Приём «Маркировка»– это выделение цветом основной мысли, ключевых
слов.
Перед чтением текста предлагается обучающимся несколько вопросов на
мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется
прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в
руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и
отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному.
Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с
лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при
составлении плана любого текста.
Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности -
творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в
разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся
восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для
восстановления текста.
Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по
которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму
стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по
определённым правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым
словом).
Тема «Причастие»
Причастие
Особенное, значимое
Склоняется, описывает, обозначает
Соединяет признаки глагола и прилагательного
Часть речи
К приемам интерпретации художественного текста относится словесное
рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-
выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей
внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение;
формулирование собственной читательской позиции.
В настоящее время у обучающихся наблюдается языковой минимализм,
ограничена память, снижено внимание, не развито воображение.. Сейчас
много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много
времени проводят в Интернете и у экранов телевизора. И как следствие -
неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается
частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой
ситуации становится важным заинтересовать ребенка.
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности
поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов:
быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и
использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская
грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной
программы на уровнях начального, основного и среднего общего
образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко,
через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа
над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения
от класса к классу.
Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного
чтения, то получим читающего ученика.
Таким образом, читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо
лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать
художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик
тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит
основанием для формирования финансовой, естественно-научной
грамотности, умение критически мыслить и анализировать
.