Напоминание

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Лабазанова Меседу Магомеднабиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "СОШ Ахвахского района"
Населённый пункт: Село Местерух,Ахвахский район
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лабазанова Меседу Магомеднабиевна, учитель русского языка и

литературы

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Цель: представить систему работы по формированию читательской

грамотности на уроках русского языка и литературы посредством

определенных методических приёмов;

Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации,

находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию,

пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и

неверную.

Функциональная грамотность - способность человека применять

приобретенные знания, умения и навыки для достижения поставленных

целей и решения различных жизненных задач в различных сферах

деятельности.

Функциональная грамотность - в широком смысле – совокупность

знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально-

экономическое развитие страны;

в узком смысле – ключевые знания и навыки, необходимые для

полноценного участия гражданина в жизни современного общества.

Читательская грамотность – способность человека понимать и

использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,

чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

На уроках русского языка и литературы мы можем воплощать

несколько направлений, одним из которых является грамотность чтения

( или смысловое чтение). Это способность обучающихся к осмыслению

письменных текстов, использования их содержания для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия

в жизни общества.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной

грамотности.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из

мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. –

Читать – это еще ничего не значит, чтО читать и как понимать

прочитанное – вот в чем главное».

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских

умений:

выделять главную мысль всего текста или его частей;

понимать информацию, содержащуюся в тексте;

преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего

использования;

применять информацию из текста в изменённой ситуации;

критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте

информации

Выделяют три группы умений

Обучающиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,

определить тему и главную мысль.

Обучающиеся анализируют, и обобщают информацию, которая

представлена в тексте.

Обучающиеся используют информацию из текста для различных целей.

На уроках русского языка и литературы использую приемы, и технологии

развития читательской грамотности. Остановлюсь лишь на некоторых.

Приём «Тонкий и Толстый вопрос».

Это приём из технологии развития критического мышления используется для

организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три

«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.

Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»

вопросов.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на

любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,

слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Дайте три объяснения, почему… ?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли…

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5,

6,7 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в

правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания

ученики могут предложить несколько различных путей последовательного

соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие

коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приемы графической переработки учебного материала

Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот

прием

формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически

оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по

категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В

центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются

крупные

смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми

линиями. Это

могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли,

факты,

образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»

центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые

единицы,

более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи

Приём «Опорный конспект»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию

из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической

информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под

рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем);

понимать язык

графика, схемы, диаграммы

Приемы, используемые при групповой работе:

Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в

нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную

информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,

спорят,

совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

Спикер

передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения

перед

всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него

время

В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного

сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже

слабому ребенку.

Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение –

рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами

определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента,

подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из

прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)….

……..Только ……………..люди смогут……………………………..

Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту … в котором говорится (рассказывается) о…..

……, которые………… Доказательством этому служат предложения

…………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это

и есть ……………………………….

(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с

собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И

здесь можно использовать данный приём)

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

………….………….. Такой поступок свидетельствует

о…………………………………

Итак , можно сделать вывод, что…….

Приём «Опорный конспект» ИЛИ конкурс шпаргалок

Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для

формирования читательского умения находить и извлекать информацию из

текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки

которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать

информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в

которых требуется работать с графической информацией: извлекать

информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия

столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика,

схемы, диаграммы.

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как

правило, по группам.

Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для

экстренного повторения той или иной темы.

Также при работе с текстом на уроках русского языка и литературы

наиболее часто я использую и такие приемы как

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с

карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем

необходимо попросить встать тех «ребят, кому все слова в тексте понятны (у

кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При

необходимости используются различные словари.

Приём «Маркировка»– это выделение цветом основной мысли, ключевых

слов.

Перед чтением текста предлагается обучающимся несколько вопросов на

мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется

прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в

руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и

отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному.

Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с

лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при

составлении плана любого текста.

Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности -

творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в

разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся

восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для

восстановления текста.

Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по

которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму

стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по

определённым правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определённый смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым

словом).

Тема «Причастие»

Причастие

Особенное, значимое

Склоняется, описывает, обозначает

Соединяет признаки глагола и прилагательного

Часть речи

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное

рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-

выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей

внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение;

формулирование собственной читательской позиции.

В настоящее время у обучающихся наблюдается языковой минимализм,

ограничена память, снижено внимание, не развито воображение.. Сейчас

много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много

времени проводят в Интернете и у экранов телевизора. И как следствие -

неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается

частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой

ситуации становится важным заинтересовать ребенка.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов:

быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и

использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская

грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной

программы на уровнях начального, основного и среднего общего

образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа

над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения

от класса к классу.

Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного

чтения, то получим читающего ученика.

Таким образом, читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо

лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать

художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик

тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит

основанием для формирования финансовой, естественно-научной

грамотности, умение критически мыслить и анализировать

.