"Особенности жизненной позиции старшеклассников с нарушением интеллекта, воспитывающихся в интернате"
Автор: Старчеусова Надежда Николаевна Должность: воспитатель школы-интерната
Учебное заведение: ГБОУ Сокольская школа-интернат для детей с ОВЗ
Населённый пункт: Татарстан, Бугульминский район, село Соколка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности жизненной позиции старшеклассников с нарушением интеллекта, воспитывающихся в интернате"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сокольская школа – интернат VIII вида»
“Особенности жизненной позиции
старшеклассников с нарушением
интеллекта воспитывающихся в
интернате”.
Воспитатель:Старчеусова Н.Н.
2015г.
1
«Жизненная позиция – направленность жизнедеятельности личности, ее
точка зрения на свое место и роль в общественной жизни.
В нравственном плане жизненная позиция – система поведения
личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью.
Формирование активной жизненной позиции человека происходит под
влиянием общественных условий, воспитания и
природных задатков человека, решающая роль в этом процессе принадлежит
общественным условиям и воспитанию.
Проблема воспитания социально
активной личности была одной из важнейших в педагогической науке
и школьной практике. Большое внимание ее изучению уделяли Н.К.Крупская,
А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и другие
выдающиеся педагоги. И хотя термином «активная жизненная позиция» они
не пользовались, сущность этого понятия раскрывали через цели, задачи,
средства процесса воспитания.
Вопросы воспитания активной жизненной позиции личности получили
дальнейшее развитие в работах современных советских
философов, педагогов, социологов, психологов.
Воспитание активной жизненной позиции личности
учащегося,
особенное с нарушением интеллекта
возможно только при наличии
определенных педагогических условий. К числу важнейших относятся
нравственность, общение, ученический и педагогический коллективы.
Нравственность является фундаментом активной жизненной позиции
личности, поскольку именно в ней отражаются ценности общества, которые
являются концентрированным выражением всего лучшего,
передового и
прогрессивного, накопленного человечеством.
Нравственное совершенствование личности рассматривается
педагогами как необходимая предпосылка успешного решения задач в связи с
интенсивным расширением сферы
нравственного регулирования
общественной жизни, демократизацией общественных отношений на основе
управления и самоуправления, характерной особенностью формирования
2
нравственности как фундамента активной жизненной позиции
является коллективистическая направленность этого процесса. Коллектив в
жизни учащихся, развивает и стимулирует
нравственные потребности,
способствует духовному росту каждого члена коллектива. Главная функция
коллектива в воспитании активной жизненной позиции личности - это
воспитание нравственности.
В процессе выполнения совместной общественно-значимой
деятельности учащиеся приобретают необходимый опыт выполнения этой
деятельности, и позиция учащегося в коллективе и степень влияния
коллектива на воспитание активной жизненной позиции учащегося
определяется актуальностью для членов коллектива целей и содержания
деятельности, общей эмоционально-положительной атмосферой всей
коллективной жизни. В связи с этим важнейшей педагогической задачей
является забота об ускорении формирования
ученического коллектива,
развития в нем системы отношений, опосредованных содержанием
деятельности, развития межличностных взаимодействий, создание
положительного эмоционального настроя на основе педагогически правильно
организованного общения учащихся.
Функция общения в воспитании активной жизненной позиции
учащихся с нарушением интеллекта очень велика, поскольку в процессе
общения усваиваются и передаются ценности общества, удовлетворяются
интересы и могут быть реализованы потребности учащихся, для них оно
является способом включения в широкие социальные отношения, под
влиянием которых формируется активное отношение к миру,
происходит усвоение норм социально типического поведения. Общение
играет существенную роль в эмоциональном развитии, в приобретении
индивидуального социального опыта. Опыт общения приобретается
учащимися как в процессе жизнедеятельности класса,
интерната, так и в
процессе совместной деятельности и обучения со взрослыми.
3
Таким образом, воспитание активной жизненной позиции учащихся с
нарушением интеллекта, является педагогически сложным процессом,
требующим учета факторов и условий осуществления воспитания.
Чтобы выявить особенности жизненной позиции старшеклассников в нашей
школе, среди учащихся 8-9 классов (15 человек) было проведено
тестирование, беседы и игры с элементами тренинга.
Все данные были проанализированы и сведены в таблицы.
На вопрос: Определили ли вы свои
жизненные планы? Респонденты ответили следующим образом
(представлено на рисунке 1), 70% респондентов думают о своем будущем,
20% респондентов, не думают о своем будущем, 10% респондентов, еще не
могут определиться. В группу риска попадают 30% опрошенных, с которыми
необходимо прорабатывать данное направление.
Рисунок 1-Результаты ответов на вопрос: Определили вы свои жизненные
планы?
На вопрос: После окончания 9 класса я планирую…. Респонденты
ответили следующим образом (представлено на рисунке 2), 53%
респондентов планируют продолжить учебу в колледже, 20% респондентов
хотят уехать и не понятно куда, 10% респондентов совсем не определились,
4
что - же они будут делать после окончания школы, 17% респондентов не
смогли ответить на данный вопрос. В целом 47% респондентов не
определились, что они будут делать после окончания школы. В этом
направлении нужно усилить работу педагогического коллектива.
Рисунок 2 - Результаты ответов на вопрос: После окончания 9 класса я
планирую…
На вопрос: Каким вы представляете свое будущее после окончания
школы? Респонденты ответили следующим образом (представлено на
рисунке 3), 73% респондентов уверены, что все будет хорошо, 27%
респондентов не совсем представляют свое будущее, им трудно что-либо
сказать об этом.
В данном направлении необходимо вместе с учащимися строить «модель» их
дальнейшей жизни (есть ряд игр, которые помогут ребятам «увидеть» свою
будущую жизнь).
5
Рисунок 3 - Результаты ответов на вопрос: Каким вы представляете свое
будущее после окончания школы?
На вопрос: Как вы полагаете, что вам дала школа? Респонденты ответили
следующим образом (представлено на рисунке 4), ответы радуют, 45%
респондентов считают, что школа дала знания, 30% помогла приобрести
друзей, 25% респондентов подготовку к будущей жизни.
Рисунок 4 - Результаты ответов на вопрос: Как вы полагаете, что вам дала
школа?
6
На вопрос: Как Вам кажется, насколько Вы подготовлены к решению
жизненных задач? Респонденты ответили следующим образом
(представлено на рисунке 5), 73% респондентов считают, что они хорошо
подготовлены к решению следующих жизненных задач, 10% респондентов
считают, что плохо подготовлены, 10% респондентов считают, что
недостаточно подготовлены, и 7% респондентов не смогли ответить на
данный вопрос. В целом 27% респондентов не готовы к решению жизненных
задач. В данном направлении необходимо усилить работу педагогическому
коллективу: беседы, проигрывать жизненные ситуации, проводить игры с
элементами тренинга.
Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос: Как вам кажется, насколько вы
подготовлены к решению следующих жизненных задач?
На вопрос: В какой сфере профессиональной
деятельности вы хотели бы найти себя? Респонденты ответили следующим
образом (представлено на рисунке 6), 30% респондентов хотят быть
строителями, 40% респондентов хотят быть плотниками, 10% респондентов
хотят быть поварами, 10% респондентов хотят быть сварщиками, 10%
респондентов хотят быть портными. В целом учащиеся выбирают профессии,
с учетом уровня своего интеллекта.
7
Рисунок 6 - Результаты ответов на вопрос: В какой профессиональной
деятельности вы хотели бы найти себя?
На вопрос: Определились ли вы с будущей профессией? Респонденты
ответили следующим образом (представлено на рисунке 7), 65%
респондентов определились с выбором будущей профессии, а 35%
респондентов пока не определились (это учащиеся 8 классов). Необходимо
усилить профориентационную работу, экскурсии в колледж организовать,
просмотр фильмов и т.д.
Рисунок 7 - Результаты ответов на вопрос: Определились ли вы с будущей
профессией?
На вопрос: Насколько хорошо вы знакомы с выбранной профессией?
8
Респонденты ответили следующим образом (представлено на рисунке 8), 55%
респондентов много знают о свое будущей профессии, 35% респондентов
знают о своей профессии только в общих чертах, 10 % респондентов к
сожалению ответили, что совсем не знают.
Рисунок 8 - Результаты ответов на вопрос: Насколько хорошо вы знакомы с
выбранной профессией?
На вопрос: Что или кто оказал влияние на Ваш выбор? Респонденты
ответили следующим образом (представлено на рисунке 9), 45%
респондентов ответили, что учителя и воспитатели, 20% респондентов
ответили, что средства массовой информации, 15% респондентов ответили,
что сами интересовались, 15% респондентов ответили, что родители, 5%
респондентам помогли друзья.
9
Рисунок 9 - Результаты ответов на вопрос: Что или кто оказал влияние на
Ваш выбор?
На вопрос: Проводилась ли в вашей школе профориентационная
работа? Респонденты ответили следующим образом (представлено на
рисунке 10).
Рисунок 10 - Результаты ответов на вопрос: Проводилась ли в вашей школе
профориентационная работа?
10
55% респондентов ответили, что профориентационная работа проводилась в
форме беседы, с учителями, 40% респондентов ответили, что
профориентационную работу проводили с ними воспитатели, 5%
респондентов ответили, что никто с ними не проводил такой вид работы.
На вопрос: Что на ваш взгляд определяет жизненный успех человека?
Респонденты ответили следующим образом (представлено на рисунке 11),
ответы респондентов распределились следующим образом. 30% ребят
считают, что жизненный успех человека определяет умение говорить,
общаться, 20% - случай, 25% респондентов считают личные качества
являются залогом успеха, 15% респондентов считают такое качество как
целеустремленность, 5% респондентов уверены в том, что жизненный успех
человека определен богатыми родственниками, 5% респондентов считают,
что жизненный успех человека определен умением рисковать. К сожалению
всего 40% ребят имеют правильную направленность (личные качества
человека, целеустремленность), а остальные полагаются на богатых
родственников, случай и т.д.
Рисунок 11 - Результаты ответов на вопрос: Что на ваш взгляд определяет
жизненный успех человека?
11
На вопрос: Какие на ваш взгляд, качества личности необходимы
современному работнику? Респонденты ответили следующим образом
(представлено на рисунке 12), 50% ребят отметили – трудолюбие, 25% ребят
отметили умение общаться, 15% респондентов отметили
целеустремленность, и по 5% профессионализм и инициатива. Для
старшеклассников такие качества личности как профессионализм,
инициатива, к сожалению, не являются качествами которыми должен
обладать современный работник.
Рисунок 12 - Результаты ответов на вопрос: Какие на ваш взгляд, качества
личности необходимы современному работнику?
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Выбор жизненной позиции мы рассматриваем как многомерную и
динамичную характеристику личности, соответствующую ее содержательно-
функциональному проявлению в условиях жизненного самоопределения.
Структура выбора жизненной позиции представляет взаимодействие и
взаимопроникновение мотивационно-потребностного, интеллектуального,
эмоционально-волевого и деятельностно-поведенческого компонентов.
У старшеклассников с нарушением интеллекта жизненная позиция
представлена следующими особенностями:
- неустойчивость ценностно-смыслового поля;
- отношение к жизни как трате времени и получению удовольствий;
- низкий уровень осознанного отношения к выбору;
12
- ответственность за выбор выступает как средство внешнего контроля;
- низкий уровень рефлексии и нежелание что-либо менять в своей жизни.
У старшеклассников с нарушением интеллекта воспитывающихся в
интернате жизненая позиция формируется
под влиянием общественных
условий, воспитания и обучения, решающая роль в этом процессе
принадлежит не семье, а общественным условиям, обучению и воспитанию.
Необходимо сформировать следующие жизненные позиции:
- ценностное отношение к жизни как целедостижению и творчеству,
- осознанное отношение к выбору,
- ответственность за выбор выступает как средство внутреннего контроля,
- достаточный уровень рефлексии и готовность к самоизменению,
- личностно-смысловая готовность,
- выраженная готовность к самоизменению.
13