Автор: Максютов Ильнур Ризатович
Должность: учитель билогии и химии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Толбазинская башкирская гимназия имени Рашита Назарова муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Толбазы
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём…"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОЛБАЗИНСКАЯ БАШКИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АУРГАЗИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Рассмотрено»
на педагогическом
совете
протокол №___
от «___ »_____2020 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР________ И.Р.Максютов
«___»__________2020 г.
«Утверждено»
Директор Толбазинская БГ
_______C.Р.Юлмухаметова
Приказ №_________
от «____»______2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём…»
для обучающихся 5 класса
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Максютов И.Р.
2020 – 2021 учебный год
1
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-
культурной ситуации начала XXI века.
В процессе становления современной концепции экологического образования
экологическому
воспитанию
придаётся
значение
как
средству
оптимизации
взаимодействия
человека
с
природной
средой.
Следовательно,
формирование
ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат
экологического
образования,
сколько
как
экологического
воспитания.
Сущность
экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-
педагогическую систему, но и социально - педагогическую, и воздействует не только как
педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Изучение
экологических
аспектов
школьниками
придаст
новый
импульс
в
выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме,
осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и
вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как
сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в
динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую
нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его
сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать,
воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не
потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с
окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И
из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в
социальные
отношения
через
отношение
к
природе.
Программа
способствует
формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное
сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Программа
создаёт
условия
для
развития
творческих
способностей.
Всё
вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки
воспитанников.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную
значимую деятельность.
Задачи:
Сформировать экологические понятия.
Развивать умения ухода за растениями.
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных
экологических ситуациях.
Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
Прививать любовь к природе, родному краю, Родине
Сформировать умение критически мыслить.
Занятия внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём…», рассчитаны на 1
час в неделю по одному часу, всего 35 часов.
2
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология,
технология, география, ИЗО, литература, информатика.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Доступность.
Планируемые результаты обучения
ФГОС
основного
общего
образования
определяет
ценностные
ориентиры
содержания образования:
Личностные универсальные учебные действия:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и
какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, обеспечивающая моральный
выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план;
• оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и
преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
3
Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на
жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования;
изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, геоинформационными
системами для сбора информации, ее обработки и систематизации;
воспитание
экологической культуры.
Программа
обеспечивает:
усвоение
обучающимися
нравственных
ценностей,
приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности,
конструктивного
социального
поведения,
мотивации
и
способности
к
духовно-
нравственному развитию; приобщение обучающихся к культурным ценностям своего
народа, базовым национальным ценностям.
Учащиеся должны уметь:
раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
смоделировать экологическую ситуацию;
приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей
среде;
взаимодействовать в группах;
находить необходимую информацию на различных носителях;
демонстрировать результаты своей работы;
соблюдать правила поведения в природе.
проводить исследовательскую деятельность.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело,
журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
1
Экология – наука об окружающей среде.
2
2
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе
10
3
Экология человека.
6
4
Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы
9
5
Путешествие с комнатными растениями.
3
6
Пропаганда экологических знаний.
5
Итого
35
Содержание программы
4
1. Экология – наука об окружающий среде.
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая
безопасность. Модели поведения.
2. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище
животных, планета - дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как
их поддерживать.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» -
планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное
влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и
жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные
народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в
разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные
материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум,
стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и
здоровье человека.
Стоит ли убирать пыль? Что такое пыль? Последствия влияния пыли на здоровье
человека.
Чем опасны моющие средства? Характеристика моющих средств. Использование
моющих средств.
Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Изделия из пластмассы,
которые использует человек в повседневной жизни. Опасные игрушки.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение
потребления воды и электроэнергии - одна из причин возникновения экологических
проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей
среды.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, -
насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих
(белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта).
«Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе;
способы её экономии.
3. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Друзья природы. Как знакомятся и приветствуют друг
друга люди, животные, птицы и рыбы.
Экология и наше здоровье. Химические загрязнения среды и здоровье человека.
Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека.
Погода и самочувствие человека. Метеочувствительность.
Питание и здоровье человека. Понятие «рациональное питание», режим дня. Болезни
человека, связанные с нарушением питания.
Так ли безопасно жевать жевательную резинку? Состав жевательной резинки.
Последствия употребления жевательной резинки.
5
4. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические
проблемы
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых
организмов;
истощение
природных
ресурсов;
загрязнение
окружающей
среды;
продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением
окружающей среды бытовыми отходами).
Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые
природные
территории
и
объекты:
заповедники,
заказники,
национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению
товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в посёлке; установление
причин этого (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
5. Путешествие с комнатными растениями.
Роль комнатных растений в жизни человека.
Экологическая
значимость
комнатных растений.
Мои зелёные друзья.
Уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.
6. Пропаганда экологических знаний.
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая
сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в
котором мы живем
Календарно-тематическое планирование
№
Название темы
Кол-во
часов
Формы
занятий
Дата
план
Факт
1.
Экология – наука об окружающей среде. (2 часа)
Формирование УУД:
Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно.
1.
Я - и экология!
1
Вводное занятие
2
Экологическая безопасность. Модели
поведения.
1
Экскурсия
2. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.
6
(10 часов)
Формирование УУД:
Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные: уметь находить ответ
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.
Понятие о доме в его прямом и
переносном смысле: дом человека,
убежище животных,
планета - дом всего человечества.
1
Беседа
4
Что должен уметь каждый из нас, чтобы
быть хранителем нашего общего «дома» -
планеты Земля.
1
Агитбригада
5.
Человек защищается от воздействия
окружающей среды: появление одежды и
жилищ.
Экскурсия
6
Элементарные представления об экологии
жилища.
1
Практическая
работа «Дом, в
котором я бы
хотел жить»
(разработка
творческого
проекта).
7
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны
моющие средства?
1
Беседа
8
Почему пластмасса может быть опасной
для здоровья?
1
Работа над
проектом
9
Опасные игрушки.
1
Работа над
проектом
10
Как городской дом обеспечивается водой
и электроэнергией?
1
Круглый стол
11
Как научиться экономить энергию?
1
Акция
12
Наблюдение за расходом воды в школе и
дома.
1
Беседа
Практическая
работа «Вода,
которую мы
теряем»
3. Экология человека. (6 часов)
Формирование УУД:
Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные: уметь находить ответ.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
13
Будем взаимно вежливы.
1
Журнал
7
14
Экология и наше здоровье.
1
Беседа
15
Погода и самочувствие человека.
1
Беседа
16
Питание и здоровье человека.
1
Викторина
17
Так ли безопасно жевать жевательную
резинку?
1
Работа над
проектом
18
Так ли безопасно жевать жевательную
резинку?
1
Работа над
проектом
4. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы
(9 часов)
Формирование УУД:
Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;
моделирование.
Личностные: уметь находить ответ.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
19
Глобальные экологические проблемы.
1
Беседа
20
Пути решения экологических проблем (на
примере борьбы с загрязнением
окружающей среды бытовыми отходами).
1
Трудовой десант
21
Как разлагается мусор?
1
Круглый
Стол
22
Переработка и повторное использование
бытовых отходов.
1
Беседа, проект
23
Новинки из мусорной корзинки.
1
Коллективно-
творческое дело
24
Охраняемые природные территории и
объекты.
1
Беседа
25
Десять основных правил разумного
отношения к окружающей среде.
1
Агитбригада
26
Мусорный бум.
1
Акция
27
Правила утилизации бытовых отходов.
1
Игра
5. Путешествие с комнатными растениями (3 часа)
Формирование УУД:
Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно.
28
Роль комнатных растений в жизни
человека.
1
Беседа
29
Мои зелёные друзья.
1
Работа над
проектом
8
30
Уход за комнатными растениями.
1
Беседа
Практическая
работа «Уход за
комнатными
растениями»
6. Пропаганда экологических знаний (5 часов)
Формирование УУД:
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности
31
Правила поведения в лесу.
1
Круглый
стол
32
Правила поведения на берегу реки.
1
Круглый
стол
Составление
памяток
33
Экологическая сказка «Грустная история».
1
Игра
34
Берегите природу родного края!
1
Наказ
35
Дом, в котором мы живем.
1
Праздник,
конкурс
9