Напоминание

Развитие певческого дыхания у младших школьников с нарушениями слуха средствами игр и сказок по фонопедическому методу развития детского голоса

Автор: Наталья Степановна Малыхина
Должность: учитель музыкально-ритмических занятий
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие певческого дыхания у младших школьников с нарушениями слуха средствами игр и сказок по фонопедическому методу развития детского голоса







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями

слуха» г. Абакан

Тема:

РАЗВИТИЕ

ПЕВЧЕСКОГО

ДЫХАНИЯ

У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

СРЕДСТВАМИ

ИГР

И

СКАЗОК

ПО

ФОНОПЕДИЧЕСКОМУ

МЕТОДУ

РАЗВИТИЯ

ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

.

Малыхина

Наталья

Степановна,

учитель

музыкально-

ритмических занятий

Развивающие голосовые игры и сказки предусматривают создание

игровых ситуаций, в которых младшие школьники с нарушениями слуха

непринужденно проявляются: выражают эмоции вне и независимо от

какой-либо эстетики и традиций познают возможности своего голоса и

даже учатся им управлять.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет

совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю,

индивидуально

к

каждому

ребёнку

с

учетом

его

природных

особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании,

позволяет

разрешать

проблемы

даже

с

голосовыми

аппаратами,

имеющими различными дефекты. Ни один звук в упражнениях, играх,

сказках

не

возникает

просто

так.

Это

всегда

какое-то

особое

«непевческое» неречевое положение или действие голосообразующей

системы, которое может иметь координирующее и тренирующее

значение для голоса.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь,

направлен на оздоровление голосового аппарата. Он способствует

улучшению

психоэмоционального

фона

человека,

развитие

и

гармонизацию личности. К голосовым играм я подобрала сказки, где

младшие школьники, имеющие нарушения слуха с удовольствием

развивают свой голосовой и артикуляционный аппарат.

Упражнение Обезьянки.

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули,

покорчили рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы.

Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у

обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало

грустно (грустные губы). Потом они увидели ёжика и стали дышать как

он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. От

радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик

и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом

обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали

старый баобаб (покряхтеть голосом).

Лошадка.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети

быстро

«щелкают»

языком

на

полуулыбке

(высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила

она так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И

очень

часто

Лошадка

любила

бегать

с

мамой

наперегонки.

Поочередно

высоко-низко,

быстро-медленно

«щелкать»

языком.

Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4

раза.

Лошадка

побежала

«Щелкать»

высоко.

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», -

подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через

нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а», медленно 4

раза.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков.

Вот

пробежал

ежик.

Звук «ф»по 4 раза.

Застрекотал

кузнечик.

Звук

«ц»

по

4

раза

Пролетел

жук

Звук

«ж»

продолжительный

За

ним

комар

Звук

«з»

продолжительный

А

ветер

дул

все

сильнее

и

сильнее

Продолжительный

выдох

Лошадка

замерзла

Звук

«брр»

4

раза

И

побежала

домой

«Щелкать»

высоко

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама «Щелкать» низко медленно

Она стала согревать Лошадку (Бесшумный выдох на ладоши через

открытый рот 4 раза).

Сказка про лисичку.

Шла лисичка и нашла ягодку. Положила на язычок и стала пробовать –

«ах,

какая

вкусная»

(покусать

кончик

языка).

Потом пришла к речке и поймала рыбку. Стала её кушать. Вот так

(постепенно высовывать язык вперед – назад, слегка прикусывая).

Съела рыбку, а косточка в зубах застряла, стала ее вытаскивать. Вот так

(упереться

кончиком

языка

в

одну

щеку,

в

другую).

Вытащила косточку, а после еды надо обязательно почистить зубки

(круговые движения языком по передним зубам, в одну и в другую

стороны).