Автор: Наталья Степановна Малыхина
Должность: учитель музыкально-ритмических занятий
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие певческого дыхания у младших школьников с нарушениями слуха средствами игр и сказок по фонопедическому методу развития детского голоса
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями
слуха» г. Абакан
Тема:
РАЗВИТИЕ
ПЕВЧЕСКОГО
ДЫХАНИЯ
У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
СРЕДСТВАМИ
ИГР
И
СКАЗОК
ПО
ФОНОПЕДИЧЕСКОМУ
МЕТОДУ
РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОГО ГОЛОСА.
.
Малыхина
Наталья
Степановна,
учитель
музыкально-
ритмических занятий
Развивающие голосовые игры и сказки предусматривают создание
игровых ситуаций, в которых младшие школьники с нарушениями слуха
непринужденно проявляются: выражают эмоции вне и независимо от
какой-либо эстетики и традиций познают возможности своего голоса и
даже учатся им управлять.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет
совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю,
индивидуально
к
каждому
ребёнку
с
учетом
его
природных
особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании,
позволяет
разрешать
проблемы
даже
с
голосовыми
аппаратами,
имеющими различными дефекты. Ни один звук в упражнениях, играх,
сказках
не
возникает
просто
так.
Это
всегда
какое-то
особое
«непевческое» неречевое положение или действие голосообразующей
системы, которое может иметь координирующее и тренирующее
значение для голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь,
направлен на оздоровление голосового аппарата. Он способствует
улучшению
психоэмоционального
фона
человека,
развитие
и
гармонизацию личности. К голосовым играм я подобрала сказки, где
младшие школьники, имеющие нарушения слуха с удовольствием
развивают свой голосовой и артикуляционный аппарат.
Упражнение Обезьянки.
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули,
покорчили рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы.
Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у
обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало
грустно (грустные губы). Потом они увидели ёжика и стали дышать как
он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. От
радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик
и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом
обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали
старый баобаб (покряхтеть голосом).
Лошадка.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.
Дети
быстро
«щелкают»
языком
на
полуулыбке
(высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила
она так.
Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).
И
очень
часто
Лошадка
любила
бегать
с
мамой
наперегонки.
Поочередно
высоко-низко,
быстро-медленно
«щелкать»
языком.
Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4
раза.
Лошадка
побежала
«Щелкать»
высоко.
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», -
подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через
нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а», медленно 4
раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков.
Вот
пробежал
ежик.
Звук «ф»по 4 раза.
Застрекотал
кузнечик.
Звук
«ц»
по
4
раза
Пролетел
жук
Звук
«ж»
продолжительный
За
ним
–
комар
Звук
«з»
продолжительный
А
ветер
дул
все
сильнее
и
сильнее
Продолжительный
выдох
Лошадка
замерзла
Звук
«брр»
4
раза
И
побежала
домой
«Щелкать»
высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама «Щелкать» низко медленно
Она стала согревать Лошадку (Бесшумный выдох на ладоши через
открытый рот 4 раза).
Сказка про лисичку.
Шла лисичка и нашла ягодку. Положила на язычок и стала пробовать –
«ах,
какая
вкусная»
(покусать
кончик
языка).
Потом пришла к речке и поймала рыбку. Стала её кушать. Вот так
(постепенно высовывать язык вперед – назад, слегка прикусывая).
Съела рыбку, а косточка в зубах застряла, стала ее вытаскивать. Вот так
(упереться
кончиком
языка
в
одну
щеку,
в
другую).
Вытащила косточку, а после еды надо обязательно почистить зубки
(круговые движения языком по передним зубам, в одну и в другую
стороны).