Напоминание

Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в процессе изучения вероятностно-статистической линии

Автор: Винникова Лина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 15"
Населённый пункт: город Орск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в процессе изучения вероятностно-статистической линии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в

процессе изучения вероятностно-статистической линии

Элементы стохастики в начальной школе

В начальной школе начинается знакомство детей с элементами математической

статистики:

– предлагается информация для чтения, заданная с помощью линейных диаграмм;

– предлагаются задания, связанные с записью данных, содержащихся в тексте, в таблицу;

– формируются первоначальные представления о сборе и накоплении данных.

Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм

По программе во 2-ом классе вводится понятие линейной диаграммы: дети учатся читать

информацию, «записанную» в виде набора отрезков (линейной диаграммы в неявном

виде). Эта работа является логическим продолжением работы, выполнявшейся в 1-ом

классе, когда детям

систематически предлагались модели чисел в виде отрезков.

Приведем примеры заданий для 2-го класса.

Какое здание выше всех, какое здание ниже всех?

На рисунке отрезками разного цвета показаны высоты некоторых московских зданий.

Отрезком красного цвета показана высота университета на Воробьёвых горах.

Отрезком коричневого цвета – высота Останкинской телебашни.

Отрезком зелёного цвета – высота гостиницы «Украина».

Отрезком жёлтого цвета – высота храма Христа Спасителя.

В начальных классах начинается изучение комбинаторики, где на конкретных

задачах и примерах рассматривается решение комбинаторных задач методом перебора

возможных вариантов. Этот метод иллюстрируется с помощью построение дерева

возможных вариантов. Примеры и задачи очень простые, позволяющие на этапе

знакомства с комбинаторными задачами, усвоить принцип простого, упорядоченного

перебора возможных вариантов.

В пункте «Случайные события» рассматривается понятие случайное событие,

достоверные, невозможные и равновероятные события. Тут же приводятся реальные,

понятные примеры, позволяющие учащимся лучше усвоить эти понятия.

Во втором классе по программе рассматриваются таблицы и диаграммы (как способ

представления информации). Учащихся учат пользоваться таблицей, извлекать из нее и

анализировать необходимую информацию, также учат самих строить таблицы. Во втором

классе рассматриваются столбчатые диаграммы, рассматриваются круговые диаграммы.

Также рассматривается пункт «Опрос общественного мнения», где составление таблиц по

данным опроса позволяет решить те или иные классные вопросы, возникающие в

реальной жизни

В 3 и 4 классе повторяем построение таблиц и диаграмм. Повторяют уже изученные

столбчатые диаграммы и более подробно рассматривают круговые (для представления

соотношения между частями целого).

Продолжается решение задач по комбинаторике: логика перебора и правило

умножения. Здесь рассматриваются задачи, которые решаются уже известным им

способом перебора и предлагается упростить его, используя, так называемое кодирование.

Также рассматривается новый способ решения комбинаторных задач с помощью правила

умножения.

Вводятся задачи на «вероятность случайных событий». Учащимся предлагается

провести ряд экспериментов, зафиксировав результаты в таблицах. После чего, используя

полученные результаты, вводится понятие частота и вероятность случайных событий.

Снова обращаемся к решению комбинаторных задач, которые решаются с помощью

рассуждений. Рассматриваются перестановки. В начальной школе рассматриваются

таблицы и деревья вариантов. Эти пункты необходимы, так как именно таблицы и деревья

вариантов учат учащихся представлению и первоначальному анализу данных.