"Постановка учебной задачи на уроках математики"

Автор: Степанова Люция Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шеинская средняя общеобразовательная школа-интернат" им.М.Н.Анисимова
Населённый пункт: с.Шея, Сунтарский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Постановка учебной задачи на уроках математики"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Степанова Люция Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Шеинская СОШ-И» Сунтарский улус. Эл. адрес: sheya_suntar@mail


Постановка учебной задачи на уроках математики
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, с помощью описания различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока или иной единицы учебного процесса. Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.Создание банка учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов. Важно, что этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку. Цель моей статьи- показать некоторые из возможных вариантов постановки учебной задачи, позволяющих подготовить учащихся к самостоятельной поисковой деятельности или к осознанному восприятию нового материала. Основная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Создание проблемной ситуации учителем в начале урока вызывающее мотивацию, возбуждение интереса учащихся к теме урока, создания эмоционального настроя класса. II класс. Первый урок по теме «Деление с остатком». Последнее задание устного счета формулируется следующим образом: Заполните таблицу: Делимое 54 36 13 Делитель 6 2 2 Частное 16 4 Первые три клетки таблицы заполняются быстро, не вызывая затруднений. Последнее задание вызвало вначале замешательство, а затем недоумение: «Не делится», «В примере ошибка»… На уроке создана такая ситуация, когда имеющихся у учащихся знаний явно недостаточно для выполнения предложенного задания, ученикам предоставлена возможность осознать этот факт и они сформулируют тему и цель предстоящего урока. Аналогичная работа может быть проведена на этапе актуализации, на уроке по ознакомлению с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное. Выполни деление устно:
1. 45000:9 2. 286 : 2 3. 867 : 3 Этап актуализации знаний явился отправным пунктом для создания такой ситуации, осознание которой нацелит класс на работу. Во II классе учитель сообщает детям, что записи 3:0, 12:0 не имеют смысла- делить на 0 нельзя. Рассмотрим, как может быть организована деятельность обучающихся при ответе на вопрос «Почему нельзя делить на 0?». Учитель предлагает учащимся выполнить устно деление, доказать правильность полученного результата, сделав проверку умножением: 1. 72:9 2. 66:22 3. 13:0 Выполняя третье задание, учащиеся в частном предлагают числа: 13*0. Проверка показывает, что ни одно из названных чисел при умножении на 0 не дает в произведении 13. Возникает проблема поиска такого числа, которое бы при умножении на 0 дало в результате 13, оказывается, что такого числа нет: произведение всегда равно 0. Делается вывод о невозможности деления на 0. В данной ситуации каждый ученик выступает в роли исследователя, каждому предоставлено право выдвинуть свою гипотезу в решении проблемы и попытаться доказать ее состоятельность. На уроке могут быть созданы условия, позволяющие ощутить учащимся потребность в приобретении новых знаний. Например. Ошибки, связанные с несоблюдением порядка действий в ходе выполнения вычислений, встречаются не только у учеников начальной школы. Первоначально эти знания обобщаются во II классе. К моменту, когда формулируется правило выполнения порядка действий в примерах вида 40- 25:5, учащиеся умеют находить значения выражений вида: 1. (63-39):8 - выражения, содержащие скобки; 2. 27: 7*2 72-46+12- выражения, содержащие действия только одной ступени; 3. 2*6 + 58 27:9 + 97- выражения, содержащие действия двух ступеней, но действия умножения и деления записаны первыми. Порядок нахождения значений выражений не вызывают затруднений. Однако к моменту, когда учащиеся впервые встречаются с выражением вида 40-25:5, у них уже сложился стереотип: если выражение не содержит скобок, выполняй задание по порядку.Учащихся следует предостеречь от подобного переноса имеющихся знаний в новые условия, предпослав выводу о порядке выполнения действий в подобных упражнениях следующую работу. Учитель предлагает учащимся выяснить, кто из ребят решил пример верно: 45+21:3 =66: 3=22 45+21:3=45+7=52 Необходимость промежуточных результатов очевидна: иллюстрируется последовательность выполнения арифметических действий. В ходе беседы устанавливается необходимость договоренности о порядке выполнения действий, создаются условия для формулирования нового правила.
Рассмотрим еще пример. Одна из основных дидактических целей урока, посвященного знакомству с квадратным дециметром,- необходимость показать учащимся целесообразность введения новой единицы измерения площади. Предлагается с помощью модели квадратного сантиметра измерить площадь доски. В ходе выполнения измеренияучащиеся подводятся к выводу о том, что известная единица измерения является неудобной: на измерение с помощью 1 кв.см уходит много времени; в результате получаются большие числа. Возможно, дети сами будут предлагать большую мерку. Аналогичная работа может быть проведена на уроках по ознакомлению с дециметром, метром, квадратным метром и др. Немаловажным для психологического настроя учащихся на изучение нового материала является и форма предъявления заданий устного счета. Дети с высоким эмоциональным подъемом работают на уроке, проводимом в форме сказки. Покажем возможный вариант реализации этой системы упражнений в форме сказки. - Ребята, сегодня устный счет проведем в необычной форме. Героями его будут персонажи известной вам сказки Колобок. Жили-были дед да баба. Старуха испекла колобок.Поставила на окошко студить, а он прыг- да и был таков. Докатился до калитки, а калитка хитрая, на ней примеры записаны. Кто решит правильно, перед тем и откроется. Поможем колобку? И.тд Рассмотренные примеры с уроков математики в начальной школе позволяют сделать вывод о том, насколько велика роль учебной задачи при подготовке учащихся к ознакомлению с новым материалом, насколько при этом эффективнее становится обучение математике в целом.