Автор: Храмцова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Обучение приемам работы над рассуждением как средство развития самостоятельного мышления или интеллектуального развития.
Обучение приемам работы
над рассуждением как средство развития самостоятельного мышления
(или интеллектуального развития).
Способность мыслить самостоятельно, умение рассуждать, аргументировать, выявлять
следственно-причинные связи не даются человеку от рассуждения. Этому надо кропотливо
учить. Весь цивилизованный мир давно понял, как важно научить человека мыслить, самому
сопоставлять факты и искать информацию. При таком подходе кардинально меняется и роль
учителя, потому что задача педагога не в том, чтобы решить проблему за ученика, а в том,
чтобы научить другого, как это сделать самому, указав, какими средствами, способами,
приемами достигнуть поставленной цели.
Специальные комплексно – педагогические исследования показали, что наиболее
эффективным является комплексное обучение, при котором умения воспринимать устную и
письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устную и письменную
дискуссию. В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и
навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое
базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый
процесс мышления и речь.
Как отмечают психологи, между мышлением и речью нет тождества. Будучи тесно
взаимосвязаны, мышление и речь
различаются своими механизмами: говорим мы при
помощи слов, мыслим же более крупными единицами. Как писал Л.С.Выготский «мысль не
состоит из отдельных слов – так, как речь». Если я хочу передать мысль, что я видел сегодня,
как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице, я не вижу отдельно мальчика,
отдельно блузу, отдельно то, что она синяя, отдельно то, что он бежит. Я вижу все это в
едином акте мысли, но я расчленяю все это в речи на отдельные слова. Мысль всегда
представляет собой нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объему…
Процесс перехода мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс
расчленения мысли и ее воссоздания в словах (Л.С. Выготский. Мышление и речи»
(Избранные психологические исследования – М.:, 1955)
Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, или, как говорят
психологи, перекодирования информации.
(Жинкин Н.И. Речь как проводник информации – М.1982).
Перекодирование бывает 2-х видов: при восприятии речи (слушании) происходит
операция свертывания словесной информации в «смысловой сгусток»; при производстве речи
(говорении, письме) – операция расчленения «смыслового сгустка» на слова. Обе операции
сложны, и дети овладевают ими не сразу. Особенно труден для них процесс расчленения
мысли, оформления ее в словах.
Мысль поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней
речи, она «формируется и формируется» (Л.С.Выготский).
Самый трудный момент работы над текстом, когда ученик мучительно ищет слова для
формирования и форму******** мысли.
Письменная дискуссия является переходной формой между устной дискуссией,
характерной
для
младших
школьников,
и
развитыми
формами
самообразования,
опирающегося на различные тексты. На переходном этапе образования ученики должны
учиться письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения одноклассников,
выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с авторами
письменных текстов.
Как показывает практика одним наиболее эффективных средств развития навыков
самостоятельного мышления и поисковой активности является обучение сочинениям –
рассуждениям. Чем раньше мы начнем обучение школьников дедуктивного и индуктивного
рассуждений,
тем
прочнее
заложим
основы
определенного
процесса
приобретения
школьниками культуры научного труда, прививая навыки написания в старших классах
рефератов, докладов, исследовательских работ, отзывов, конспектирование научной работы.
Сочинение – сугубо индивидуальная, творческая работа. Готовых стандартных
рецептов написания сочинений нет. Но существуют способы действия. И если ребенок
овладеет способом действий, то он освоит суть теории.
Уже во 2-м классе формируется у учащихся понятие о построении текста, логической
последовательности его содержания. В тексте предложения связаны не только общей темой,
но и определенной идеей, основной мыслью. Основная мысль текста – это то, к чему он
призывает, чему учит, ради чего он написан.
В 4-5 классах начинается знакомство с типами речи (повествование, описание,
рассуждение).
Разберем на примере.
Учитель дает детям 3 фрагмента текстов.
- О чем эти тексты? Определите основную мысль каждого текста.
- Какой из них перечисляет события?
- А в каком тексте об одном предмете рассказывается очень подробно? Найдите в
каждом тексте высказывания, в которых содержится главное сообщение текста.
- Определите строение каждого текста.
1) 2) 3)
Результатом этой работы было следующее.
Тексты бывают разные по содержанию и по задаче (цели) высказывание.
В одних из них рассказывается о действиях героев, событиях – повествование
(последовательность событий).
В других – изображаются, рисуются предметы:
- описание;
- природы;
- обстановки (интерьера);
- характер человека (живого существа);
- внешность человека (или предмета).
В третьих – что-то доказывается – рассуждение. 2) описание
Схемы строения текстов.
1) Повествование 1
2
3
3) рассуждение – тезис;
- аргументы;
- примеры;
- следствие;
- выводы.
Фрагменты текстов
Описание.
На белом фоне березняка, весь освещенный солнцем, стоял лесной гигант. Как он был
хорош!
Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали
вывороченные корни дерева. Сам тяжелый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у
скакового коня.
Повествование.
Матрос вырвался и побежал по палубе, увертываясь и виляя между корзинами,
ящиками, людьми. За ним бежал усатый.
… Они, один за другим, нырнули в проход машинного отделения. Затем вынурнули с
другой стороны. Пробежали вверх по трапу, дробно стуча подошвами и срываясь со
скользких медных ступенях. (В.Катаев).
Рассуждение.
Играть втроем в шахматы – это самое последнее дело, потому что играть могут только
двое, а третий следит и подсказывает то одному, то другому.
Если ты выиграешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если
проиграешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе
подсказывали.
Нет, лучше всего играть в шахматы вдвоем, когда никто не мешает. (Н.Носов).
Остановимся более подробно на сочинениях – рассуждениях.
В рассуждении что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то
явления, события.
В рассуждении обычно выдвигается какая – то мысль, которую нужно доказать,
называется тезисом (греч.) – мысль, истинность которой должная быть доказана.
Затем приводятся доказательства (доводы), которые называются аргументами (лат. ) –
довод, приводимый для доказательства чего-либо. Для доказательства иногда достаточно
одного аргумента, а иногда для убедительности приводятся два и больше.
В конце рассуждения делается вывод.
К текстовым – рассуждениям можно поставить вопрос: почему мы утверждаем что-то?
Тема рассуждения – это проблема, которую надо разрешить. Разрешение проблемы есть
идея рассуждения.
Автор сочинения – рассуждения может не открывать ничего нового. Он должен
доказать выдвинутый тезис, а может и при открытии чего – то нового, выдвигая гипотезу,
аргументировано ее доказывать. Форма доказывания – цепь умозаключений. Они бывают
индуктивными и дедуктивными.
Индуктивный метод (автор идей от освещения частных, конкретных фактов к общему
заключению) дедуктивный (путь от общего положения к анализу частных фактов).
Создание такого типа речи затрудняет учащихся. Они не знают, как должны строиться
такие высказывания, из каких структурных элементов они состоят и т.д.
Поэтому в ходе работы над рассуждением важно сформировать умения:
- выделять в тексте все компоненты рассуждения;
- понимать их назначение в организации высказывания;
- осознанно воспроизводить их в собственной речи;
- слушать и говорить, рассказывать, составлять рассказы, оценивать рассказы
товарищей;
- точнее и правильнее отвечать на тему, выражать мысли правильными словами, лучше
понимать ошибки других;
- отбирать материал к сочинению на данную тему и композиционно правильно
располагать его;
- определять основную мысль (идею) своего высказывания и убедительно доказывать
ее.
Для того, чтобы научить выделять в тексте все компоненты рассуждения, понимать их
назначение можно выполнить следующие задания:
I. Прочитайте рассуждения. О чем каждое из них?
Найдите в каждом тезис и доказательство.
1) Зима
- тяжелое время. Даже могучие звери прячутся в берлоги и норы.
(Н.Сладков).
2. Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.
(Н.Сладков).
3. Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается
ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер.
4. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
(Л.Толстой).
II. На листе знака V поставьте вопросы.
Найдите: 1) тезис; 2) доказательство.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
V Он окружен множеством умных, добрых друзей.
V Друзья эти – книги. (К. Паустовский).
III. Прочитайте высказывания наших писателей. Используйте данные высказывания в
качестве тезисов и раскройте их содержание, приводя 2-3 аргумента.
IV. Объясните (письменно), каким типом речи вы воспользуйтесь, рассказывая:
- о том, что вы делали вчера вечером;
- о том, как выглядит ваша любимая игрушка;
- о том, почему у вас испортилось настроение.
V. Закончить текст, сделав вывод, вытекающий из проведенного рассуждения.
Не только радость, но и обязанность…
Наверно, очень многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому,
что иногда не позволяют условия. Собака – это не только радость, но и забота, обязанность,
необходимость чем – то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час
раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем – она живое существо. А если в
это время захочется пойти в кино, в спортзал? Собаку надо обучать… И не день, и не два –
годы. Многие не выдерживают…Отдают, выбрасывают, продают. На дождь, на мороз.
Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто – то обрек их
на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце. (По Ю.Дмитриеву).
Далее работу можно построить следующем образом:
Ученик выходит к доске и начинает рассказывать о своих выводах. Все остальные
должны слушать с ручкой в руках, записывая свои замечания по ходу рассказа. В начале эта
работа не всем удается. Одни не успевают записывать, внимание многих привлекает
несущественные детали. Но постепенно учащиеся начинают отмечать существенные
недочеты рассказчика, фактические ошибки, шероховатости в построении ответа. Свои
замечания ученики высказывают очень эмоционально, всем хочется выступить и сказать. Но
постепенно мы учимся такту, культуре общения, учимся сначала говорить о содержании,
затем о композиции ответа.
Для того чтобы сочинение получилось убедительным, необходимо, чтобы не только
основной тезис, соответствовал
теме сочинения, а отобранные доказательства были
убедительными, но и чтобы все части рассуждения были тесно связанными между собой.
Для этого необходимо «вооружить» учащихся некоторыми предложениями и словами,
при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
1. Докажем это.
2. Это можно доказать так.
3. Это докажем следующим образом.
4. Почему? И вот почему?
5. Обобщим все сказанное.
6. Таким образом, ...
7. Этом объясняется следующим.
8. Следовательно…
9. Из всего сказанного следует…
10. Все вышеперечисленное говорит о том, …
Задание:
1) Запишите слова сначала те, которые используют для связи тезиса и доказательства,
затем – доказательств и вывода.
2) Напишите сочинение – рассуждения на тему. Слово «одуванчик» - имя
существительное. Используйте для связи данные слова и предложения.
Фрагменты детских сочинений – рассуждений.
Света Бородачева.
Правда ли то, что слово «одуванчик» - имя существительное?
Я думаю на этот вопрос ответить просто.
Во-первых слово «одуванчик» изменяется по падежам. Во-вторых – это слово не
изменяется по родам, ведь у имен существительных род постоянный. В-третьих изменяется
по числам, называет предмет.
Итак, осталось обобщить все сказанное:
Одуванчик
Выяснила, что слово «одуванчик» - имя существительное.
Настя Зверева.
Я согласна, что слово «одуванчик» - это имя существительное. Спросите почему? И вот
почему: Слово изменяется по падежам, имеет склонение, мужского рода. Слово «одуванчик»
можно просклонять.
Называет предмет. Исходя их этого следует, что «одуванчик» - имя существительное.
Саша Балухтин.
Слово одуванчик – имя существительное. Это можно доказать так.
Во-первых, слово одуванчик называет название цветка и отвечает на вопрос что? Во –
вторых, слово не изменяется по родам, а имеет постоянный мужской род. В-третьих, слово
изменяется по падежам числам. Следовательно, слово одуванчик – имя существительное,
потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Стас Хусаинов.
Слово «одуванчик» - имя существительное.
Почему? А вот почему.
Слово «одуванчик» отвечает на вопрос что? И имеет все признаки существительного.
Докажу это.
- постоянный
Одуванчик - независимое
- зависимый.
Вывод: Это имя существительное.
Сочинение – рассуждение помогают письменно излагать свое мнение, понимать точки
зрения одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в
спор с авторами письменных текстов.
Работу можно построить следующим образом.
Задание. Ребята писали рассуждение на тему: «Зачем нужно заниматься спортом?»
Прочитайте их работы.
1. Маша:
Я не сомневаюсь: спортом заниматься нужно. Вот и папа мне часто говорит, что без
спорта в жизни нельзя. И мама с ним согласна. А мой брат Алеша уже год занимается
плаванием. Скоро и я начну ходить в бассейн.
2. Алеша:
Все знают, как важно заниматься спортом. Вот я расскажу о своем любимом виде
спорта – плавании. Я уже второй год им занимаюсь. Тренер Сергей Петрович меня хвалит.
Говорит, что я уже быстро плаваю. Скоро я буду участвовать в чемпионате города. Учусь
плавать кролем и брасом.
3. Петя:
Мне папа рассказывал. Каким слабым он был в детстве. Часто болел, не мог постоять за
себя. Все изменилось с тех пор, как он решил стать футболистом. Ежедневные тренировки
помогли ему окрепнуть. Я уверен: занятия спортом делают человека сильным и уверенным в
себя. Вот почему спортом должны заниматься все.
Все ребята писали рассуждение?
- А у всех ли получилось?
- Кто из ребят только сформировал основную мысль, но не позаботился о
доказательствах ее правильности?
- Можно ли назвать рассуждением текст, в котором вместо доказательства приводится
описание занятий одним из видов спорта?
- В каком же из этих текстов содержится и основная мысль, и доказательство, вывод?
- Где в этом тексте находится основная мысль.
После всех доводов приводятся наиболее существенные дополнения. Замечания. Дается
задание каждому :самостоятельно выстроить свой план рассуждения и написать дома
небольшую творческую работу на тему, например: Надо ли мыть посуду?»
На следующем уроке готовые авторские тексты вывешиваются на видном месте,
начинается
плодотворная
работа
по
написанию
рецензий
на
сочинения,
отзывы.
Обязательное условие – подбор собственных аргументов, изобразительных средств.
В практике своей работы я использую следующие виды сочинений – рассуждений.
Виды сочинений – рассуждений.
1. Сочинение – рассуждение по видимому тексту. (По аналогии с автором. Сочинение –
рассуждение. На ту же тему, с той же лексикой, только противоположное доказательство.
2. Творческое сочинение – рассуждение с преобразованием композиции текста.
(Определите основную мысль текста. Приведите авторские доказательства этой мысли.
Изложите содержание в виде рассуждения, обосновывающего основную мысль текста).
3. Сочинение – рассуждение по самостоятельно подобранному материалу. (Напишите
сочинение – рассуждение на тему Почему фашистская Германия, имевшая огромный перевес
в живой силе и технике в начале Великой Отечественной войны, в результате не смогла
победить советский народ?)
4. Сочинение – рассуждение по личным впечатлениям и наблюдениям. (Почему
каждому человеку необходимо знать историю своего народа и своей страны?)
5. Творческое лингвистическое изложение с дополнением текста собственным
рассуждением. (Изложив содержание текста, дополните его собственным рассуждением).
6. Лингвистическое – сочинение – рассуждение «Что нужно знать о слове, чтобы
правильно употребить его в устной и письменной формах речи?
7. Сочинение – рассуждение с использованием материала предложенного текста.
Приемы и методы работ по совершенствованию навыков рассуждений на этом не
исчерпываются, разумеется, есть и другие подходы. Но несомненно одно: обучение
приемами работы над рассуждением максимально способствует развитию самостоятельного
мышления, учащиеся отчетливо понимают структуру рассуждения, умеют приводить
убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один
аргумент с другим, о возможно, является переходной формой от устной дискуссии,
характерной для младших школьников к умению вести письменную дискуссию.
От этого как мы научим учащихся учиться, будет зависеть тот интеллектуальный
урожай, который они соберут в будущем.
Список использованной литературы
1. Доценко, Е.Л., Фомичева, Е.В. Психология и педагогика [Текст]:
учебное пособие / Е.Л. Доценко, Е.В. Фомичева. – Тюмень: Издательство
Тюменского государственного университета, 2014. – 220с.
2. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и развития
ребенка [Текст]: учебное пособие / под ред. Е. Божович. – М.: Институт
практической психологии, 2011. – 448с.
3.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный
подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. – М.: Кнорус, 2017. – 464 с.
4.Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами
субъективизации / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2004. - №12. - С. 19-25.
5.Болотнова Н.С. Основы текстоведения в школе: пособие для учителя / Н.С. Болотнова. –
Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. – 121 с.
6.Десяева Н.Д.Текстовые ошибки и возможности их предупреждения на уроках русского
языка/ Н.Д. Десяева. - Начальная школа. - 2017. - № 1. – С. 47-49.
7.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А.
Ладыженская. - М.: Просвещение, 1995. – 231 с.
8.Никитина Е.И. Русская речь / Е.И. Никитина. – М.: Просвещение, 1994. – 103 с.
9.Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных
текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)/ Л.С. Соломатина. – М.:
Первое сентября, 2010. – 231 с.