Напоминание

"Формирование универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Авторы: Восканова Дарья Сергеевна, Сухарева Евгения Евгеньевна
Должность: студентка гуманитарного факультета, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников на уроках русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ РЕГУЛЯТИВНЫХ

ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Д.С. Восканова,

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: Е.Е. Сухарева

старший преподаватель

кафедры историко-филологических дисциплин

Филиал СГПИ в г. Железноводске

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL REGULATORY ACTIONS

FOR YOUNGER STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

D.S. Voskanova,

Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Scientific supervisor: E.E. Sukhareva

Senior lecturerof the Department

of Historical and Philological Disciplines

Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Аннотация:

В данной публикации представлено содержание работы по

организации уроков русского языка как средства формирования универсальных

учебных регулятивных действий у младших школьников, которое может быть

успешно применено в практике учителей начальных классов.

Annotation:

This publication presents the content of the work on the organization

of Russian language lessons as a means of forming universal educational regulatory

actions for younger schoolchildren, which can be successfully applied in the practice

of primary school teachers.

Ключевые

слова:

универсальные

учебные

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, русский язык, начальная школа.

Keywords: universal educational actions, regulatory universal educational actions,

Russian language, elementary school.

Современная

система

обучения

в

начальной

школе,

реализуя

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (далее - ФГОС НОО), обусловила необходимость новых подходов

как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к поиску и

разработке новых технологий, моделей развития обучающегося. Ведущей

задачей школы является раскрытие способностей каждого обучающегося,

воспитания его как личности, готовой к жизни в меняющихся условиях. Для

успешного

решения

поставленной

задачи

необходимы

кардинальные

изменения в представлении о целях образования и путях их реализации;

необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе

над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения

отдельных

учебных

предметов

к

межпредметному

изучению

сложных

жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и обучающихся в ходе

овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве [1,

с.23].

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной задачи

является формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных

помочь решать задачи быстрого и качественного обучения, что находит свое

отражение в современной концепции развития универсальных учебных

действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.C.

Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г.

Асмолов) группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская,

O.A. Карабанова, Н.Г. Салмина и C.B. Молчанов) [3].

Среди

универсальных

учебных

действий

выделяют

регулятивные

учебные действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности

обучающегося

[6].

К

ним

относятся

целеполагание,

планирование,

прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Универсальные

учебные регулятивные действия (далее

регулятивные УУД)

связаны с

формированием сознательности мышления, произвольности деятельности и

поведения, взаимодействия с окружающими.

В психологическом значении термин «универсальные учебные действия»

определяется как совокупность способов действия учащегося (а также

связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное

усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого

процесса [2].

В

качестве

средства

формирования

универсальных

учебных

регулятивных

действий

могут

выступить

уроки

русского

языка.

Несмотря на то, что авторами концепции универсальных учебных

действий говорится об их значении в процессе развития у школьника умения

учиться, вопрос о регулятивных УУД исследован недостаточно полно. Мало

изучены

технологии

и

методы

поэтапного

становления

регулятивных

универсальных учебных действий при изучении предметов в начальной школе,

в том числе и «Русского языка».

Российский психолог А.А. Леонтьев трактует понятие следующим

образом:

«Регулятивные

универсальные

учебные

действия

-

это

самоуправление познавательной и учебной деятельностью. Именно они

обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека» [4].

Именно

этот

вид

универсальных

учебных

действий

является

управленческим и лежит в основе формирования умений самоорганизации

учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности

всего обучения в начальной школе. Благодаря формированию и развитию

регулятивных компонентов обучающихся, происходит комплексное усвоение

знаний и умений в процессе учебной деятельности детей.

К регулятивным УУД относятся:

–целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

–планирование – определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

–прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения

знаний, его временных характеристик;

–контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

–коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

результата;

–оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и

что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

–саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к

волевому усилию (к выбору ситуации мотивационного конфликта) и к

преодолению препятствий [5].

Критериями

сформированности

у

учащегося

регуляции

своей

деятельности может стать способность:

способность осуществлять действие по образцу и заданному

правилу;

способность сохранять заданную цель;

способность видеть указанную ошибку и исправлять ее по

указанию;

способность контролировать свою деятельность по результату;

способность адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Таким образом, для успешного существования в современном обществе

человек должен обладать регулятивными действиями, а именно уметь ставить

себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные

ситуации. Регулятивные УУД позволят школьнику правильно поставить перед

собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти

наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Учитель начальных классов на уроках русского языка должен научить

учащихся самостоятельно ставить цель, составлять план для достижения этой

цели, а уже после они должны предположить, каких результатов они могут

достигнуть.

Внедрение универсальных учебных регулятивных действий ФГОС

позволяет выпускнику школы развиваться всю жизнь, что очень важно в

условиях современности и непрерывно меняющихся запросов общества.

Список литературы:

1.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

начального и основного общего образования. - М.: Вако, 2022. - 160 с.

2.

Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий

(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.:

Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

3.

Асмолов

А.Г.,

Бурменская

Г.В.,

Володарская

И.А.

Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли: Пособ. для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012.

- 234 с.

4.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.

– М., 1999. – 304 с.

5.

Ломов,

Б.Ф.

Методологические

и

теоретические

проблемы

психологии / Б.Ф. Ломов. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 1174 с.

6.

Формирование универсальных учебных действий: от действия к

мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.

Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. — М.:

Просвещение, 2010. — 159 с.

References:

1. Federal state educational standards of primary and basic general education. -

M.: Vako, 2022. - 160 p.

2. Azimov E. G. A new dictionary of methodological terms and concepts

(theory and practice of language teaching) / E.G. Azimov, A. N. Shchukin. – M.:

Publishing House IKAR, 2009. – 448 p.

3. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. How to design

universal educational activities in primary school: from action to thought: Help. for a

teacher / A.G. Asmolov. - M.: Enlightenment, 2012. - 234 p.

4. Leontiev, A.N. Activity. Conscience. Personality / A.N. Leontiev. – M.,

1999. – 304 p.

5. Lomov, B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F.

Lomov. – Moscow: Direct Media, 2008. – 1174 p.

6. Formation of universal educational actions: from action to thought. The

system of tasks: a teacher's manual / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A.

Volodarskaya, etc. / edited by A. G. Asmolov. — M.: Enlightenment, 2010. — 159 p.