Авторы: Восканова Дарья Сергеевна, Сухарева Евгения Евгеньевна
Должность: студентка гуманитарного факультета, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников на уроках русского языка"
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ РЕГУЛЯТИВНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Д.С. Восканова,
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Е.Е. Сухарева
старший преподаватель
кафедры историко-филологических дисциплин
Филиал СГПИ в г. Железноводске
FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL REGULATORY ACTIONS
FOR YOUNGER STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
D.S. Voskanova,
Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific supervisor: E.E. Sukhareva
Senior lecturerof the Department
of Historical and Philological Disciplines
Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация:
В данной публикации представлено содержание работы по
организации уроков русского языка как средства формирования универсальных
учебных регулятивных действий у младших школьников, которое может быть
успешно применено в практике учителей начальных классов.
Annotation:
This publication presents the content of the work on the organization
of Russian language lessons as a means of forming universal educational regulatory
actions for younger schoolchildren, which can be successfully applied in the practice
of primary school teachers.
Ключевые
слова:
универсальные
учебные
действия,
регулятивные
универсальные учебные действия, русский язык, начальная школа.
Keywords: universal educational actions, regulatory universal educational actions,
Russian language, elementary school.
Современная
система
обучения
в
начальной
школе,
реализуя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее - ФГОС НОО), обусловила необходимость новых подходов
как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к поиску и
разработке новых технологий, моделей развития обучающегося. Ведущей
задачей школы является раскрытие способностей каждого обучающегося,
воспитания его как личности, готовой к жизни в меняющихся условиях. Для
успешного
решения
поставленной
задачи
необходимы
кардинальные
изменения в представлении о целях образования и путях их реализации;
необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе
над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения
отдельных
учебных
предметов
к
межпредметному
изучению
сложных
жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и обучающихся в ходе
овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве [1,
с.23].
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной задачи
является формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных
помочь решать задачи быстрого и качественного обучения, что находит свое
отражение в современной концепции развития универсальных учебных
действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.C.
Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г.
Асмолов) группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская,
O.A. Карабанова, Н.Г. Салмина и C.B. Молчанов) [3].
Среди
универсальных
учебных
действий
выделяют
регулятивные
учебные действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности
обучающегося
[6].
К
ним
относятся
целеполагание,
планирование,
прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Универсальные
учебные регулятивные действия (далее
регулятивные УУД)
связаны с
формированием сознательности мышления, произвольности деятельности и
поведения, взаимодействия с окружающими.
В психологическом значении термин «универсальные учебные действия»
определяется как совокупность способов действия учащегося (а также
связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное
усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого
процесса [2].
В
качестве
средства
формирования
универсальных
учебных
регулятивных
действий
могут
выступить
уроки
русского
языка.
Несмотря на то, что авторами концепции универсальных учебных
действий говорится об их значении в процессе развития у школьника умения
учиться, вопрос о регулятивных УУД исследован недостаточно полно. Мало
изучены
технологии
и
методы
поэтапного
становления
регулятивных
универсальных учебных действий при изучении предметов в начальной школе,
в том числе и «Русского языка».
Российский психолог А.А. Леонтьев трактует понятие следующим
образом:
«Регулятивные
универсальные
учебные
действия
-
это
самоуправление познавательной и учебной деятельностью. Именно они
обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека» [4].
Именно
этот
вид
универсальных
учебных
действий
является
управленческим и лежит в основе формирования умений самоорганизации
учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности
всего обучения в начальной школе. Благодаря формированию и развитию
регулятивных компонентов обучающихся, происходит комплексное усвоение
знаний и умений в процессе учебной деятельности детей.
К регулятивным УУД относятся:
–целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
–планирование – определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
–прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
–контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
–коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата;
–оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
–саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий [5].
Критериями
сформированности
у
учащегося
регуляции
своей
деятельности может стать способность:
—
способность осуществлять действие по образцу и заданному
правилу;
—
способность сохранять заданную цель;
—
способность видеть указанную ошибку и исправлять ее по
указанию;
—
способность контролировать свою деятельность по результату;
—
способность адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Таким образом, для успешного существования в современном обществе
человек должен обладать регулятивными действиями, а именно уметь ставить
себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные
ситуации. Регулятивные УУД позволят школьнику правильно поставить перед
собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти
наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Учитель начальных классов на уроках русского языка должен научить
учащихся самостоятельно ставить цель, составлять план для достижения этой
цели, а уже после они должны предположить, каких результатов они могут
достигнуть.
Внедрение универсальных учебных регулятивных действий ФГОС
позволяет выпускнику школы развиваться всю жизнь, что очень важно в
условиях современности и непрерывно меняющихся запросов общества.
Список литературы:
1.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
начального и основного общего образования. - М.: Вако, 2022. - 160 с.
2.
Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.:
Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3.
Асмолов
А.Г.,
Бурменская
Г.В.,
Володарская
И.А.
Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: Пособ. для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012.
- 234 с.
4.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.
– М., 1999. – 304 с.
5.
Ломов,
Б.Ф.
Методологические
и
теоретические
проблемы
психологии / Б.Ф. Ломов. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 1174 с.
6.
Формирование универсальных учебных действий: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. — М.:
Просвещение, 2010. — 159 с.
References:
1. Federal state educational standards of primary and basic general education. -
M.: Vako, 2022. - 160 p.
2. Azimov E. G. A new dictionary of methodological terms and concepts
(theory and practice of language teaching) / E.G. Azimov, A. N. Shchukin. – M.:
Publishing House IKAR, 2009. – 448 p.
3. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. How to design
universal educational activities in primary school: from action to thought: Help. for a
teacher / A.G. Asmolov. - M.: Enlightenment, 2012. - 234 p.
4. Leontiev, A.N. Activity. Conscience. Personality / A.N. Leontiev. – M.,
1999. – 304 p.
5. Lomov, B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F.
Lomov. – Moscow: Direct Media, 2008. – 1174 p.
6. Formation of universal educational actions: from action to thought. The
system of tasks: a teacher's manual / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A.
Volodarskaya, etc. / edited by A. G. Asmolov. — M.: Enlightenment, 2010. — 159 p.