Напоминание

"Пищеварение в ротовой полости"

Автор: Плашенкова Ольга Александровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 79 им Н.А. Зайцева"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Пищеварение в ротовой полости"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

Цель: изучить строение ротовой полости и процессы химической обработки

пищи в ротовой полости.

Задачи: Образовательная: систематизировать знания учащихся о строении

и функциях пищеварительной системы.

Развивающая: познакомить учащихся с процессами механической и

химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных

желез, регуляцией слюноотделения.

Воспитательная: содействовать стремлению учащихся вести здоровый

образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, самостоятельная

работа.

Формы работы: индивидуальные, групповые.

Лабораторное оборудование:

кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта,

чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода,

ватные палочки,

зеркала,

карточки с заданиями.

кусочки ржаного хлеба

лимон

Ход урока

I.

Орг. момент.

Задание: возьмите кусочек хлеба, пожуйте его долго, как изменится

вкус хлеба? Почему?

Проблемный вопрос ??????

Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для

решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому

предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен,

если нет, то виновен. Почему?

Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища

раздражает рецепторы . Что же такое слюна, ее химический состав и

функции

Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок.

Ежедневно у человека выделяется около 2 литров слюны, которая

секретируется тремя парами слюнных желез и множеством щечных желез,

расположенных в слизистой полости рта. Слюна состоит на 99,5% состоит

из воды, имеет слабощелочную реакцию, содержащий ферменты птиалин

(или амилаза) и лизоцим, а также хлористый натрий, бикарбонаты, фосфаты,

карбонаты, Са

2+

, К

+

, Mg

2+

, сульфацианид и слизь. Избыток щелочных солей в

слюне приводит к образованию зубного камня. А еще в ее состав входят

бактерицидные вещества, которые убивают бактерии, попадающие с пищей.

Муцин, способствует формированию пищевого комка ,смачивает и

обволакивает пищу, облегчая тем самым ее проглатывание и легкое

продвижение по пищеводу. Под действием птиалин-фермента, или амилазы,

слюны начинается расщепление крахмала, который превращается в мальтозу.

Лизоцим способствует очищению ротовой полости от патогенных

микроорганизмов, катализируя их расщепление их клеточных стенок.

Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы

чувствуете? Что появляется у вас в ротовой полости ?

Учитель: Слюноотделение - это условный рефлекс. Он приводит к

выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если

человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет.

При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у

других – нет.

Учитель

:

Слюнные железы – 3 пары: околоушные, подъязычные,

подчелюстные. Предлагаю вам определить положение слюнных желез.

Проводим демонстративную практическую работу ”Определение

положения слюнных желез”).

Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.

Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее

воспаление часто бывает связано с эпидемическим паротитом (свинкой).

Инфекция паротита распространяется воздушно-капельным путем. Болезнь

часто поражает детей в возрасте от 5 до 15 лет и опасна тяжелыми

осложнениями.

Ход работы. Определение положения околоушной слюнной

железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон.

Почувствуете, как во рту появляется слюна.

Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите

под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее

углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется

слюной.

Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато

легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания

уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном

ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно

увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Проведение лабораторной работы

Учитель: А теперь мы приступаем с вами к выполнению лабораторной

работы запишите тему и цель. Прежде чем приступить к эксперименту,

давайте вспомним, как можно в продуктах обнаружить крахмал? Какова

качественная реакция на него?

Ученик: Если на продукт, в составе которого содержится крахмал, капнуть

йод, то появится сине-фиолетовое окрашивание. Показываем опыт с

картошкой.

Учитель: Исследование вы будете выполнять в группах. Ход эксперимента

описан в инструктивных картах, которые лежат у вас на столах. После

выполнения опытов общий вывод работы мы сформулируем вместе. Работать

вы должны аккуратно. В чашках у вас налит слабый раствор йода,

случайное попадание которого на руки не окажет на них никакого

воздействия. После работы приведите свое рабочее место в порядок. Читайте

внимательно инструктивные карты. Желаю успеха!

Лабораторная работа

“ Действие слюны на крахмал ”

Оборудование:

Накрахмаленные бинт или белый материал, нарезанный на кусочки.

Ватные палочки

Блюдце.

Аптечный 5% йод.

Вода.

Снег

Ход работы :

1.

Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.( несколько капель

йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого

заваренного чая.)

2.

Ватную палочку смочить слюной, нарисовать белый кружок на

накрахмаленной материи.

3.

Зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы

накрахмаленная материя нагрелася ( 1-2 минуты)

4.

Опустить накрахмаленную материю в йодную воду, тщательно

расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а

места, обработанные слюной , останутся белыми, так как крахмал в

них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего

окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится

белое пятно.

o

Сделать вывод

Результат

Вывод

Условия опыта

йодно-

крахмальной

реакции

Крахмал+слюна (температура тела,

слабощелочная среда)

Крахмал+вода (температура тела)

Учитель: На основании результатов опыта сформулируйте общий вывод.

Общий вывод: Ферменты слюны в ротовой полости начинают

переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в

слабощелочной среде при температуре тела (37оС).

Учащиеся записывают в тетрадь.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как вы думаете, зачем я

попросила вас это сделать? - . Дотроньтесь языком верхнего нёба.

Почувствовали поперечные полоски? А знаете что это? Это небные валики –

остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается у всех зародышей

млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается

только один ряд. Вот о зубах мы и поговорим.

Строение зубов

Практическая работа: “Определение типов и функций зубов”.

С помощью зеркала :

1.Рассмотрите свои зубы.

2.Сосчитайте сколько зубов на каждой челюсти. (Сколько зубов у взрослого

человека.)

3.Рассмотреть их форму.

4.Определить, какую функцию выполняют разные типы зубов.

5.

Запишите выводы

Виды зубов

Тип зуба

Описание

Функция

Резцы

Расположены в ротовой полости

спереди, имеют ровные острые края.

Используются для срезания

и откусывания пищи.

Клыки

Имеют конусовидную форму, у

человека развиты слабо.

У хищников

предназначены для

захватывания и

умерщвления жертвы и

разрывания ее на куски.

Малые коренные

зубы (премоляры)

Имеют один или два корня и два

бугорка на жевательной

поверхности.

Предназначены для

раздавливания и

перетирания пищи, у

человека могут служить

также для разрывания

пищи.

Коренные зубы

(моляры)

Имеют несколько корней (верхние

имеют три, а нижние два корня), а на

вершине четыре или пять бугорков.

Предназначены для

дробления и

перемалывания пищи.

Строение зуба

- Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой

кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы

участвуют в захвате пищи, определении ее качества.

- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.

- За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно

осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать

Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых

всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.

Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы?

Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?

Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе

пищеварения необходимо знать как за ними правильно ухаживать.

Какие правила ухода за зубами вы знаете?

Учитель: Ребята попробуйте ответить на вопросы:

-Почему плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали им зубы?

- Почему пищу надо тщательно пережевывать?

Какое важное правило мы должны помнить, когда начитаем жевать пищу?

Ученик: Жевать ее нужно долго и тщательно.

Берегите здоровье, берегите зубы, ведь здоровые зубы – это здоровый

организм!

Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).

При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к

глотке для глотания.

Вкусовые зоны языка

Проблемный вопрос А теперь вернемся к вопросу, который был

рассмотрен в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть

сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек

виновен?

(ответы учащихся)

Учитель: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А

сухой рис проглотить не возможно. Если человек был виновен, он сильно

нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог

проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала

рис, и он глотал его. Если учащиеся не могут ответить, ответ сообщает

учитель.

. Закрепление

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке ? Чему научились?

Ученик:

Пища начинает перевариваться в ротовой полости , подвергаясь

двум видам обработки: механической и химической.

Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая –

слюной.

Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы,

проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.

Выделение слюны – это рефлекс.

Пищу необходимо долго и тщательно жевать.

Ежедневно ухаживать за ротовой полостью .

- Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной)

- Какую функцию выполняют зубы? (механическая обработка пищи)

- Какова роль языка? (апробация пищи)

Этапы расщепления веществ в ротовой полости:

механическое измельчение пищи (язык, зубы);

образование пищевого комка (слюна, язык);

частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);

Домашнее задание (вариативное).

1.

Составьте памятку по уходу за зубами и полостью рта (для творческих

учащихся).