Автор: Плашенкова Ольга Александровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 79 им Н.А. Зайцева"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Пищеварение в ротовой полости"
Конспект урока "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс
Цель: изучить строение ротовой полости и процессы химической обработки
пищи в ротовой полости.
Задачи: Образовательная: систематизировать знания учащихся о строении
и функциях пищеварительной системы.
Развивающая: познакомить учащихся с процессами механической и
химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных
желез, регуляцией слюноотделения.
Воспитательная: содействовать стремлению учащихся вести здоровый
образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, самостоятельная
работа.
Формы работы: индивидуальные, групповые.
Лабораторное оборудование:
кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта,
чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода,
ватные палочки,
зеркала,
карточки с заданиями.
кусочки ржаного хлеба
лимон
Ход урока
I.
Орг. момент.
Задание: возьмите кусочек хлеба, пожуйте его долго, как изменится
вкус хлеба? Почему?
Проблемный вопрос ??????
Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для
решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому
предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен,
если нет, то виновен. Почему?
Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища
раздражает рецепторы . Что же такое слюна, ее химический состав и
функции
Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок.
Ежедневно у человека выделяется около 2 литров слюны, которая
секретируется тремя парами слюнных желез и множеством щечных желез,
расположенных в слизистой полости рта. Слюна состоит на 99,5% состоит
из воды, имеет слабощелочную реакцию, содержащий ферменты птиалин
(или амилаза) и лизоцим, а также хлористый натрий, бикарбонаты, фосфаты,
карбонаты, Са
2+
, К
+
, Mg
2+
, сульфацианид и слизь. Избыток щелочных солей в
слюне приводит к образованию зубного камня. А еще в ее состав входят
бактерицидные вещества, которые убивают бактерии, попадающие с пищей.
Муцин, способствует формированию пищевого комка ,смачивает и
обволакивает пищу, облегчая тем самым ее проглатывание и легкое
продвижение по пищеводу. Под действием птиалин-фермента, или амилазы,
слюны начинается расщепление крахмала, который превращается в мальтозу.
Лизоцим способствует очищению ротовой полости от патогенных
микроорганизмов, катализируя их расщепление их клеточных стенок.
Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы
чувствуете? Что появляется у вас в ротовой полости ?
Учитель: Слюноотделение - это условный рефлекс. Он приводит к
выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если
человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет.
При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у
других – нет.
Учитель
:
Слюнные железы – 3 пары: околоушные, подъязычные,
подчелюстные. Предлагаю вам определить положение слюнных желез.
Проводим демонстративную практическую работу ”Определение
положения слюнных желез”).
Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.
Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее
воспаление часто бывает связано с эпидемическим паротитом (свинкой).
Инфекция паротита распространяется воздушно-капельным путем. Болезнь
часто поражает детей в возрасте от 5 до 15 лет и опасна тяжелыми
осложнениями.
Ход работы. Определение положения околоушной слюнной
железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон.
Почувствуете, как во рту появляется слюна.
Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите
под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее
углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется
слюной.
Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато
легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания
уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном
ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно
увидеть небольшой фонтанчик слюны.
Проведение лабораторной работы
Учитель: А теперь мы приступаем с вами к выполнению лабораторной
работы запишите тему и цель. Прежде чем приступить к эксперименту,
давайте вспомним, как можно в продуктах обнаружить крахмал? Какова
качественная реакция на него?
Ученик: Если на продукт, в составе которого содержится крахмал, капнуть
йод, то появится сине-фиолетовое окрашивание. Показываем опыт с
картошкой.
Учитель: Исследование вы будете выполнять в группах. Ход эксперимента
описан в инструктивных картах, которые лежат у вас на столах. После
выполнения опытов общий вывод работы мы сформулируем вместе. Работать
вы должны аккуратно. В чашках у вас налит слабый раствор йода,
случайное попадание которого на руки не окажет на них никакого
воздействия. После работы приведите свое рабочее место в порядок. Читайте
внимательно инструктивные карты. Желаю успеха!
Лабораторная работа
“ Действие слюны на крахмал ”
Оборудование:
Накрахмаленные бинт или белый материал, нарезанный на кусочки.
Ватные палочки
Блюдце.
Аптечный 5% йод.
Вода.
Снег
Ход работы :
1.
Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.( несколько капель
йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого
заваренного чая.)
2.
Ватную палочку смочить слюной, нарисовать белый кружок на
накрахмаленной материи.
3.
Зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы
накрахмаленная материя нагрелася ( 1-2 минуты)
4.
Опустить накрахмаленную материю в йодную воду, тщательно
расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а
места, обработанные слюной , останутся белыми, так как крахмал в
них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего
окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится
белое пятно.
o
Сделать вывод
Результат
Вывод
Условия опыта
йодно-
крахмальной
реакции
Крахмал+слюна (температура тела,
слабощелочная среда)
Крахмал+вода (температура тела)
Учитель: На основании результатов опыта сформулируйте общий вывод.
Общий вывод: Ферменты слюны в ротовой полости начинают
переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в
слабощелочной среде при температуре тела (37оС).
Учащиеся записывают в тетрадь.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как вы думаете, зачем я
попросила вас это сделать? - . Дотроньтесь языком верхнего нёба.
Почувствовали поперечные полоски? А знаете что это? Это небные валики –
остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается у всех зародышей
млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается
только один ряд. Вот о зубах мы и поговорим.
Строение зубов
Практическая работа: “Определение типов и функций зубов”.
С помощью зеркала :
1.Рассмотрите свои зубы.
2.Сосчитайте сколько зубов на каждой челюсти. (Сколько зубов у взрослого
человека.)
3.Рассмотреть их форму.
4.Определить, какую функцию выполняют разные типы зубов.
5.
Запишите выводы
Виды зубов
Тип зуба
Описание
Функция
Резцы
Расположены в ротовой полости
спереди, имеют ровные острые края.
Используются для срезания
и откусывания пищи.
Клыки
Имеют конусовидную форму, у
человека развиты слабо.
У хищников
предназначены для
захватывания и
умерщвления жертвы и
разрывания ее на куски.
Малые коренные
зубы (премоляры)
Имеют один или два корня и два
бугорка на жевательной
поверхности.
Предназначены для
раздавливания и
перетирания пищи, у
человека могут служить
также для разрывания
пищи.
Коренные зубы
(моляры)
Имеют несколько корней (верхние
имеют три, а нижние два корня), а на
вершине четыре или пять бугорков.
Предназначены для
дробления и
перемалывания пищи.
Строение зуба
- Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой
кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы
участвуют в захвате пищи, определении ее качества.
- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.
- За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно
осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать
Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых
всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.
Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы?
Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?
Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе
пищеварения необходимо знать как за ними правильно ухаживать.
Какие правила ухода за зубами вы знаете?
Учитель: Ребята попробуйте ответить на вопросы:
-Почему плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали им зубы?
- Почему пищу надо тщательно пережевывать?
Какое важное правило мы должны помнить, когда начитаем жевать пищу?
Ученик: Жевать ее нужно долго и тщательно.
Берегите здоровье, берегите зубы, ведь здоровые зубы – это здоровый
организм!
Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).
При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к
глотке для глотания.
Вкусовые зоны языка
Проблемный вопрос А теперь вернемся к вопросу, который был
рассмотрен в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть
сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек
виновен?
(ответы учащихся)
Учитель: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А
сухой рис проглотить не возможно. Если человек был виновен, он сильно
нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог
проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала
рис, и он глотал его. Если учащиеся не могут ответить, ответ сообщает
учитель.
. Закрепление
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке ? Чему научились?
Ученик:
Пища начинает перевариваться в ротовой полости , подвергаясь
двум видам обработки: механической и химической.
Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая –
слюной.
Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы,
проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.
Выделение слюны – это рефлекс.
Пищу необходимо долго и тщательно жевать.
Ежедневно ухаживать за ротовой полостью .
- Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной)
- Какую функцию выполняют зубы? (механическая обработка пищи)
- Какова роль языка? (апробация пищи)
Этапы расщепления веществ в ротовой полости:
механическое измельчение пищи (язык, зубы);
образование пищевого комка (слюна, язык);
частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);
Домашнее задание (вариативное).
1.
Составьте памятку по уходу за зубами и полостью рта (для творческих
учащихся).