Автор: Акопян Кристина Арутюновна
Должность: студент
Учебное заведение: Филиал СГПИ
Населённый пункт: г. Железноводске
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Акопян Кристина Арутюновна,
студентка гуманитарного факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Сухарева Евгения Евгеньевна,
старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин
Филиала СГПИ в г. Железноводске
DEVELOPMENT
OF UNIVERSAL EDUCATIONAL PERSONAL ACTIONS
OF YOUNGER STUDENTS IN THE LESSONS OF LITERARY READING
Akopyan Kristina Arutyunovna,
student of the Faculty of Humanities
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific supervisor: Sukhareva Evgeniya Evgenievna,
Senior Lecturer at the Department of historical and philological disciplines
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация:
в
данной
статье
изучены
особенности
развития
универсальных учебных личностных действий младших школьников на уроках
литературного чтения. В работе раскрыто понятие универсальных учебных
личностных, даны виды и характеристика универсальных учебных личностных
действий, представлены результаты экспериментального исследования по
рассматриваемой проблеме.
Annotation: This article examines the features of the development of universal
educational personal actions of younger schoolchildren in literary reading lessons.
The paper reveals the concept of universal educational personal actions, gives the
types and characteristics of universal educational personal actions, and presents the
results of an experimental study on the problem under consideration.
Ключевые
слова:
универсальные
учебные
личностные
действия,
базовые логические действия, развитие универсальных учебных личностных
действий, начальная школа, уроки в начальной школе.
Keywords: universal educational personal actions, basic logical actions,
development of universal educational personal actions, elementary school, lessons in
elementary school.
Согласно ФГОС НОО одной из задач современной начальной школы
является формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
По мнению А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской понятие «универсальные
учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта [4, c.12].
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
-
обеспечение
возможностей
учащегося
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации
на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и
компетентностей в любой предметной области [2, с.25].
Универсальные
учебные
личностные
действия
дают
возможность
формировать ценностно-смысловую направленность учащихся. Это умение
оценивать
поступки
и
события
согласно
господствующим
в
социуме
принципам этики, знание норм морали, способность вычленять нравственный
аспект поведения индивида и давать ему точную характеристику с точки зрения
общепринятых
норм
нравственности.
Кроме
того,
учащийся
должен
ориентироваться в принятых в социуме ролях и отношениях между людьми [3,
с. 2].
Современному учителю необходимо применять и вариативно
использовать разнообразные технологии обучения, чтобы развить у каждого
обучающегося интерес и стремление учиться.
Одна из наиболее интересных форм работы с учащимися – уроки -
дискуссии. Они имеют большую обучающую и развивающую ценность, учат
более глубокому пониманию проблемы.
Урок - игра является особенно
предпочтительным типом урока литературного чтения. Игра – это метод
обучения, в ходе проведения которого моделируется определенная ситуация
прошлого или настоящего. Можно применять также метод учебного проекта.
Целью проектного обучения является
создание условий, при которых
учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из
разных источников. [1, c.5].
По
рассматриваемой
проблеме
организовано
и
проведено
экспериментальное исследование. Цель исследования – изучение особенностей
групповой формы работы на уроках литературного чтения как средства
формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших
школьников. Базой для исследования послужило муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
имени А.З. Потапова станицы Лысогорской.
В качестве респондентов
выступили обучающиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 30 обучающихся.
Для организации комплексной диагностики мы воспользовались
следующими авторскими методиками:
1.
«Тест
на
определение
самооценки
«Лесенка»»
(В.
Г.
Щур)
предназначена
для
выявления
самооценки,
самовосприятии
ребенка,
самоопределения
и
предположений
о
том,
как
его
оценивают
окружающие;
2. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Г.
Лусканова). Данная методика состоит из 10 вопросов в тестовой форме и
предназначена
для
выявления
мотивации
обучающихся
к
учебной
деятельности, принятие и соблюдение норм школьного поведения;
3.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (И. Б. Дерманова).
Предназначена для выявления нравственных представлений обучающихся и
нравственно-этической ориентации .
Результаты диагностики показали, что уровень развития универсальных
учебных
личностных
действий
младших
школьников
преимущественно
средний.
Таблица 1 - Результаты диагностики уровня развития универсальных учебных
личностных действий младших школьников (констатирующий этап
эксперимента)
Уровни
Количество младших школьников
3 «А» класс
3 «Б» класс
Количество
Процент (%)
Количество
Процент (%)
Высокий
2
10
3
15
Средний
10
50
12
60
Низкий
8
40
5
25
Целью формирующего этапа эксперимента стало реализовать работу по
развитию универсальных учебных личностных действий младших школьников
на уроках в начальной школе. В ЭГ апробирована система 10 уроков
литературы, на каждом из которых использовались разнообразные формы
работы, направленные на развитие у младших школьников универсальных
учебных личностных действий.
На каждом уроке младшие школьники
развивали и совершенствовали умение анализировать, строить логические
цепочки рассуждений, делать выводы.
Целью контрольного этапа эксперимента явилось повторное выявления
уровня развития универсальных учебных личностных действий младших
школьников. Для достижения данной цели проведены те же диагностические
методики,
что
и
на
констатирующем
этапе
эксперимента.
Результаты
диагностики
показали,
что
уровень
развития
универсальных
учебных
личностных действий обучающихся 3 «Б» класса остался без изменений, а
уровень развития универсальных учебных личностных действий обучающихся
3 «А» класса стал выше. (таблица 2):
Таблица 2 - Уровень развития универсальных учебных личностных действий
младших школьников (контрольный этап эксперимента)
Уровни
Количество младших школьников
3 «А» класс
3 «Б» класс
Количество
Процент (%)
Количество
Процент (%)
Высокий
6
33
4
20
Средний
11
53
11
53
Низкий
3
14
5
27
После проведения формирующего этапа эксперимента уровень развития
универсальных учебных личностных действий у обучающихся 2 «А» класса
стал выше:
1) количество младших школьников с высоким уровнем развития
универсальных учебных личностных действий выросло на 4 детей (2 младших
школьника на констатирующем этапе эксперимента - 20% - и 6 младших
школьников на контрольном этапе эксперимента - 33%);
2) количество младших школьников со средним уровнем развития
универсальных учебных личностных действий выросло на одного ребенка (10
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента - 50% и 11
младших школьников на контрольном этапе эксперимента - 53%);
3) количество младших школьников с низким уровнем развития
универсальных учебных личностных действий уменьшилось на 5 детей (8
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента - 20% - и 3
младших школьников на контрольном этапе эксперимента - 14%).
Таким образом, в ходе контрольного этапа эксперимента проведена
повторная диагностика уровня развития универсальных учебных личностных
действий младших школьников. Результаты диагностики показали, что уровень
развития универсальных учебных личностных действий младших школьников
преимущественно средний. .
Список литературы (список по алфавиту):
1.
Абаева, Н.Н. Внеурочная деятельность как важное условие реализации
ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Н. Абаева // Школьная педагогика. – 2017.
– №2. – С. 14-17.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе. От действия к мысли. ФГОС [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,
2017. – 159 с.
3. Арановская, Д. Н. Формирование у учащихся младших классов понимания
главной мысли рассказа / Д. Н. Арановская // Начальная школа, 2005. — С.22—
32.
4. Бурменская Г. В., Володарская И. А., Асмолов А. Г. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Г.
В. Бурменская, И. А. Володарская, А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение. — 2014.
— 159 с.
References (alphabetical list):
1.Abayeva, N.N. Extracurricular activities as an important condition for the
implementation of the Federal State Educational Standard of a new generation
[Text] / N.N. Abayeva // School pedagogy. – 2017. – No.2. – pp. 14-17.
2.Asmolov A.G. Formation of universal educational actions in primary school. From
action to thought. FGOS [Text] / A.G. Asmolov. – M.: Enlightenment, 2017. – 159 p.
3.Aranovskaya, D. N. Formation of understanding of the main idea of the story
among elementary school students / D. N. Aranovskaya // Elementary school, 2005.
— pp.22—32.
4.Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Asmolov A. G. Formation of universal
educational actions in primary school: from action to thought / G. V. Burmenskaya, I.
A. Volodarskaya, A. G. Asmolov. — M.: Enlightenment. - 2014. — 159 p.