Авторы: Рыжкова София Михайловна, Иванченко Ирина Васильевна
Должность: студентка гуманитарного факультета, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: город Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Основные приемы использования проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе "Окружающий мир", направленные на развитие универсальных учебных познавательных действий младших школьников
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В
КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рыжкова София Михайловна,
студентка гуманитарного факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Иванченко Ирина Васильевна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Филиала СГПИ в г. Железноводске
THE MAIN METHODS OF USING PROBLEM-BASED LEARNING IN THE
STUDY OF HISTORICAL MATERIAL IN THE COURSE «THE WORLD
AROUND US», AIMED AT THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL
EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIONS OF YOUNGER
SCHOOLCHILDREN
Ryzhkova Sofia Mikhailovna,
student of the Faculty of Humanities
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific supervisor: Ivanchenko Irina Vasilevna,
Senior Lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация: в данной статье раскрыто понятие универсальных учебных
познавательных
действий,
проблемного
обучения,
определено
место
исторического
материала
в
курсе
«Окружающий
мир»,
выявлены
возможности приемов проблемного обучения
при изучении исторического
материала в курсе «Окружающий мир» в развитии универсальных учебных
познавательных действий младших школьников.
Annotation: this article reveals the concept of universal educational cognitive
actions, problem-based learning defines the place of historical material in the course
«The world around», identifies the possibilities of problem-based learning techniques
when studying historical material in the course «The world around» in the
development of universal educational cognitive actions of younger schoolchildren.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, универсальные
учебные
познавательные
действия,
младшие
школьники,
развитие
универсальных учебных познавательных действий младших школьников, курс
«Окружающий мир», изучение исторического материала курса «Окружающий
мир», проблемное обучение, приемы проблемного обучения.
Keywords:
universal educational actions, universal educational cognitive
actions, younger schoolchildren, the development of universal educational cognitive
actions of younger schoolchildren, the course «The world around», the study of
historical material of the course «The world around», problem-based learning,
methods of problem-based learning.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основное
внимание современных исследователей обращено к проблеме формирования
универсальных учебных действий младших школьников, к которым наряду с
универсальными
учебными
личностными,
регулятивными
и
коммуникативными
действиями
относятся
и
универсальные
учебные
познавательные действия [4, c.6].
Анализ научных исследований позволил определить универсальные
учебные
познавательные
действия
как
«универсальные
действия,
обеспечивающие
организацию
учебно-познавательной
деятельности
и
направленные на познавательное развитие личности младшего школьника» [2,
c.18].
Согласно ФГОС НОО к универсальным учебным познавательным
действиям относятся базовые логические действия, базовые исследовательские
действия и работа с информацией [4, c.7].
Развитие
универсальных
учебных
познавательных
действий
детей
младшего школьного возраста осуществляется в процессе изучения системы
учебных
предметов,
предусмотренных
федеральной
образовательной
программой начального общего образования, в том числе и при изучении курса
«Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» для начальной школы предполагает изучение
исторического материала. Как показал анализ содержания учебного материала
в учебниках по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова (УМК
«Школа России»), большая часть исторического материала представлена во 2
части учебника для 4 класса [1, c.68].
Для развития универсальных учебных познавательных действий при
изучении исторического материла в курсе «Окружающий мир» на уроках
используются современные образовательные технологии. К таким технологиям
относится проблемное обучение.
Проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения,
содержание которого представлено системой проблемных задач различного
уровня сложности, в процессе решения которых обучающиеся овладевают
новыми знаниями и способами действий» [3, c.10].
На уроках окружающего мира при изучении исторического материала с
целью развития универсальных учебных познавательных действий детей
младшего школьного возраста используются различные виды и методы
проблемного обучения.
К
видам
проблемного
обучения,
используемым
при
изучении
исторического материла в курсе «Окружающий мир», способствующим
развитию
познавательных
универсальных
учебных
действий
младших
школьников, относятся научное творчество, практическое творчество и
художественное творчество; к методам проблемного обучения - метод
монологического изложения, рассуждающий метод обучения, диалогический
метод изложения, эвристический метод изложения, исследовательский метод и
метод программированных заданий [3, c.24].
При изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир» с
целью развития универсальных учебных познавательных действий младших
школьников применяются различные виды проблемных ситуаций: проблемные
ситуации, различные по направленности на поиск недостающего нового,
различные по уровню проблемности, а также различные по типу и характеру
содержательной стороны противоречий.
С целью развития универсальных учебных познавательных действий
младших школьников при изучении исторического материала на уроках
окружающего мира им задаются проблемные вопросы. Например, при изучении
на уроке окружающего мира темы «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
младшим школьникам может быть задан проблемный вопрос «Почему древние
книги назвали сокровищницей Древней Руси?».
При изучении на уроке
окружающего мира такой темы, как «Что создавалось трудом крестьянина?»,
младшим школьникам может быть предложен следующий проблемный вопрос
«Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и
женский? Почему?». При изучении на уроке окружающего мира темы «Петр
Великий» младшим школьникам может быть задан проблемный вопрос
«Почему Петра I называют великим?».
Таким образом, одним из условий развития универсальных учебных
познавательных действий младших школьников при изучении исторического
материала в курсе «Окружающий мир» является использование приемов
проблемного обучения. Это связано с тем, что проблемное обучение,
реализуемое через различные приемы, виды и методы имеет ряд особенностей,
связанных с направленностью на активизацию мышления, познавательной
деятельности, самостоятельную творческую выработку решений.
Список литературы (список по алфавиту):
1. Алексеева О.В., Арасланова А.А. Окружающий мир: особенности изучения
предмета в начальной школе. Учеб. пособие / О.В. Алексеева. - М.: Первое
сентября, 2017. - 144 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
3. Махмутов
М.И.
Организация
проблемного
обучения
в
школе
/
М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и
основного общего образования. - М.: Вако, 2022. - 160 с.
References (alphabetical list):
1. Alekseeva O.V., Araslanova A.A. The world around us: features of studying the
subject in elementary school. Textbook / O.V. Alekseeva. - M.: The first of
September, 2017. - 144 p.
2. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. How to design universal
educational activities in primary school: from action to thought: a teacher's manual /
A.G. Asmolov. - M.: Enlightenment, 2012. - 234 p.
3. Makhmutov M.I. Organization of problem-based education at school /
M.I. Makhmutov. - M.: Enlightenment, 2011. - 108 p.
4. Federal state educational standards of primary and basic general education. - M.:
Vako, 2022. - 160 p.