Автор: Разумова Ирина Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала СГПИ, Гуманитарного факультета, 4 курса, 4-1н группы
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Групповая форма работы как средство формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников на уроках русского языка"
УДК 374.1
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И.В. Разумова
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Р.И. Пелипенко,
Старший преподаватель кафедры историко-
филологических дисциплин
Филиал СГПИ в г. Железноводске
GROUP FORM OF WORK AS A MEANS OF FORMING UNIVERSAL
EDUCATIONAL COMMUNICATIVE ACTIONS OF YOUNGER
SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
I.V. Razumova
Branch of SSPI in Zheleznovodsk
Supervisor: R.I. Pelipenko,
Associate Professor of the
Senior Lecturer at the Department of Historical
and Philological Disciplines
Branch of SSPI in Zheleznovodsk
Аннотация:
в данной статье рассмотрены особенности групповой
формы
работы
как
средства
формирования
универсальных
учебных
коммуникативных действий младших школьников на уроках русского языка. В
работе
раскрыты
понятия
«универсальные
учебные
коммуникативные
действия»,
«групповая
работа»,
проанализированы
методы
и
приемы
формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших
школьников в процессе организации групповой формы работы
на уроках
русского языка.
Abstract: This article examines the features of the group form of work as a
means of forming universal educational communicative actions of younger
schoolchildren in Russian language lessons. The paper reveals the concepts of
"universal educational communicative actions", "group work", analyzes methods and
techniques for the formation of universal educational communicative actions of
younger schoolchildren in the process of organizing a group form of work in Russian
lessons.
Ключевые слова:
групповая форма работы,
универсальные учебные
коммуникативные действия, русский язык, методика, младший школьник,
учитель.
Keywords: group form of work, universal educational communicative actions,
Russian language, methodology, junior high school student, teacher.
На данный момент успешное формирование универсальных учебных
коммуникативных действий
среди младших учеников является одним из
главных условий их развития, формирования личности. Актуальность данной
проблемы
основана
на
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте начального общего образования, изменённый 1 сентября 2022 года.
[1]
Коммуникативный УУД - это правильное распределение ролей внутри
коллектива, умение правильно слушать и вступать в диалог, умение наладить
продуктивное
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками.
Коммуникативные
УУД
занимают
особое
место,
так
как
не
только
образовательная деятельность младшего школьника, но и успех в его
дальнейшей
жизни
зависят
от
способности
правильно
воспринимать
информацию и обладания коммуникативными навыками. [2] Проблема
формирования
универсальных
учебных
коммуникативных
действий
рассмотрена в работах следующих ученых: С.П. Баранов, И.А. Гришанова, Г.А.
Цукерман; Ю.К. Бабанский, Н.В. Бордовская, В.С. Лазарев, Е.С. Полат, Г.К.[3]
Групповая работа - это форма организации деятельности, при которой
небольшие рабочие группы формируются на основе класса для совместного
выполнения учебной задачи или задач.[2] Это один из основных способов
решения
проблемы,
поскольку
с
помощью
этой
деятельности
можно
способствовать
более
легкой
адаптации
школьников
к
изменяющимся
социальным условиям. Ведь младшие школьники чувствуют себя в нем
свободно и раскрепощенно, активизируя словарный запас, совершенствуя
артикуляционный аппарат, впитывая богатство родного языка.
Формирование
универсальных учебных коммуникативных действий
школьников происходит на всех уроках начального этапа образования, но
особое
место
предопределено
урокам
русского
языка.
Психолого-
педагогические условия организации совместной и отдельной ученической
деятельности следующие[2]:
отношения между младшими школьниками,
вступающими в группу, должны быть положительными или нейтральными;
групповое обучение будет эффективным с динамикой ролей;
необходимо
последовательно представлять систему задач, которая создает возможность
изменять ролевые функции;
каждый член группы должен участвовать в
практической реализации плана;
желательно сгруппировать учащихся с
разными
уровнями
развития
обобщения,
но
достаточно
близкими,
по
отношению к достигнутой образовательной цели. Например, группы учеников
со «смешанным» уровнем обобщения будут эффективнее, чем группы с
«высоким» или только «низким» уровнем.
При
планировании
групповой
работы
на
уроках
русского
языка
необходимо следить за тем, чтобы задания в группе были составлены таким
образом, чтобы можно было учитывать и оценивать индивидуальный вклад
каждого члена группы. (Дети развивают "правила игры» внутри группы через
свой социальный опыт. 1-2 человека делают задание, другие смотрят на них.
Это просто создает внешний вид групповой работы). Особое внимание следует
уделить развитию детей различными способами, формами взаимодействия
внутри группы, умению работать вместе. Но также существуют некоторые
недостатки групповой работы: сначала необходимо обучить групповой работе.
Для этого необходимо тратить время уроков; хотя учащиеся играют главную
роль в групповой работе, ее эффективность во многом зависит от усилий и
навыков учителя; при непродуманной организации группы некоторые учащиеся
могут пользоваться более сильными учениками; разделение на группы может
быть драматичным; в классе всегда найдутся дети, которые захотят работать в
одиночку. Нужно создать для этого условия. Это дополнительные сложности
для преподавателя.
Таким образом, при соблюдении всех условий и избегая недостатков
организация групповой формы работы на уроках русского языка будет
наиболее эффективной.
Список литературы:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273 в редакции на 01.02.2019. - М.: Сфера, 2019. - 192 с.
2.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
Пособ. для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
3.
Ю.К. Бабанский, Н.В. Бордовская, В.С. Лазарев, Е.С. Полат, Г.К.
«Селевкотеории и концепции применения современных образовательных
технологий на уроках в общеобразовательной школе»
References (alphabetical list):
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 12/29/2012
No. 273 as amended on 02/01/2019. - M.: Sphere, 2019. - 192 p.
2. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. How to design
universal educational activities in primary school: from action to thought: Help. for a
teacher / A.G. Asmolov. - M.: Enlightenment, 2012. - 234 p.
3.
Yu.K. Babansky, N.V. Bordovskaya, V.S. Lazarev, E.S. Polat, G.K.
"Seleucotheories and concepts of the application of modern educational technologies
in lessons at a comprehensive school".