Напоминание

Тематическое напралвние "Природа и культура в жизни человека"

Автор: Надежда Петровна Олейник
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Карасаевская СОШ "
Населённый пункт: Оренбургская область Акбулакский район село Карасай
Наименование материала: Мастер-класс по подготовке к итоговому сочинению 2023 г.
Тема: Тематическое напралвние "Природа и культура в жизни человека"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер-класс по теме:

«Правописание

-Н- и -НН-

в разных частях речи»

Учитель МБОУ

«Карасаевская СОШ»

Олейник Надежда Петровна

Р.А. Дощинский, О.М. Крайник, Т.В.

Соловьева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей, подготовленные на

основе анализа типичных ошибок

участников ЕГЭ 2022 года по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания по орфографии (рис. 6) в

целом выполнены участниками ЕГЭ

2022 г. на среднем уровне. Лучше всего

из орфографического блока заданий

выполнено задание 13 (Правописание

НЕ и НИ), хуже всего – задание 12

(Правописание личных окончаний

глаголов и суффиксов причастий).

Изменения уровня освоения орфографических

норм произошли в основном в

сторону снижения показателей. Однако наметилась

некоторая тенденция к улучшению

результатов, например, по заданиям 10 и 15,

связанным с правописанием приставок и

правописанием -Н- и -НН- в различных частях речи.

Это далеко не самые простые темы в

школьном курсе русского языка, что совсем не

помешало выпускникам 2022 г. повысить

качество выполнения указанных заданий

.

Исходя из того что целый ряд орфографических

заданий базового уровня сложности в 2022 г.

показал негативные тенденции выполнения,

рекомендуется усилить работу педагогов по

организации с обучающимися целенаправленных

орфографических практикумов, пятиминуток и

разминок, по использованию в учебной

деятельности надежных интернет-ресурсов с

актуальными видеоразборами «проблемных»

заданий в формате ЕГЭ по русскому языку. Важно

понимать, что работа на уроках исключительно с

тестовыми заданиями не позволит улучшить

качество обучения орфографии в школе.

Как показывает практика, доля диктантов и

различных орфографических упражнений,

предполагающих не нахождение орфограмм и их

квалификацию, а отработку навыков употребления

изученных орфографических правил в практической

деятельности, в старших классах крайне мала, что

приводит к своеобразному «отвыканию»

обучающихся от контроля написанного в творческих

работах с позиции орфографической грамотности.

Соответственно, на уроках русского языка в старших

классах необходимо увеличить объем упражнений,

позволяющих ученикам «оттачивать» умение

применять теоретические знания орфографии на

практике.

Приведем в качестве примера слова,

написание которых обернулось

проблемой для выпускников 2022 г.:

 лед..ной, масл..ная (краска),

ветр..ный (день);

 сгущ..нное (молоко), ноч..вка,

парч..вая (ткань);

 заплакала она (ОТ)ТОГО, что

Саша…;

 всё ТО(ЖЕ) самое.

Задание 15.

1.Укажите все цифры, на месте которых

пишется НН.

Подготовле(1)ую и хорошо посоле(2)ую

внутри и снаружи тушку кладут в

кастрюлю, заливают топлё(3)ым

сви(4)ым жиром, обкладывают

кусочками копчё(5)ого сала, добавляют

4−5 морковок, нареза(6)ых кубиками,

головку измельчё(7)ого лука, чайную

ложечку толчё(8)ого или молотого

красного перца и жарят час.

Задание 15.

1.Укажите все цифры, на месте которых

пишется Н.

В багажнике автомобиля время от времени

обнаруживались разные стра(1)ые предметы:

то надтреснутая пудре(2)ица, то плюшевая

собака с полуоторва(3)ым кожа(4)ым носом,

то большой настольный калькулятор, на

дисплее которого светилось бессмысле(5)о

сложное, с четвёрками и тройками в периоде,

число.

Темы для повторения (задание 15)

1.Н и НН в отымённых прилагательных:

- две НН (суффиксы –Н-, -ЕНН-/-ОНН-, -Н- - часть

корня);

- одна Н ( суффиксы –ИН-, -АН-/-ЯН-).

2.Н и НН в словах, образованных от глаголов:

- НН в суффиксах полных причастий;

- Н в отглагольных прилагательных.

3.Н и НН в сложных прилагательных.

4.Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях.

5.Н и НН в наречиях.

6. Н и НН в именах существительных

.

-Н- и -НН-

в именах существительных

В производных существительных

пишется столько же -Н-, сколько и в

производящей основе.

Напр.: путаник (путаный),

избранник (избранный)

Например:: осиННик (образовано от слова

осина, основа которого оканчивается на Н,

поэтому пишется НН),

нефтяНик (образовано от слова нефтяНой,

в котором есть суффикс ЯН, поэтому в

существительном пишется Н).

Запомните:

избранник

воспитанник

бесприданница

гривенник

дружинник

подлинник

данник

малинник

сторонник

конница

лиственница

мошенник

рябинник

священник

ставленник

утопленник

ремесленник

родственник

посланник

племянник

путешественник

трезвенник

великомученик

вареник

песчаник

мороженое

конопляник

путаница

масленица

приданое

мученик

труженик

ученик

копчёности

гостиница

-Н- и -НН- в наречиях

В наречиях на - о (-е) пишется столько -

Н-, сколько и в прилагательном, от

которого данное наречие образовано.

Напр.:

интересно (интересный),

умышленно (умышленный)

Отыменные

прилагательные

Отглагольные

прилагательные

Причастие

-НН-

-Н-

-НН-

-Н-

-НН-

-Н-

НН

Н

Виданный

Отчаянный

Данный

жеваный

Виденный

Деланный

Недреманный

кованый

Доморощенный

Жеманный

Чеканный

раненый

Читанный

Священный

Чванный

названый (брат)

Негаданный

Невиданный

Слыханный

посаженый

(отец)

Казнённый

Неслыханный

Нечаянный

смышленый

Разливанный

Желанный

Венчанный

Прощеное

воскресенье

Ставленый

Неожиданный

Окаянный

писаная

(красавица)

Считанный

Нежданный

Обещанный

В старинной гостинице.

В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой

гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым

орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в

стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были

позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с

зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками.

В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых

яблок, соле…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо,

мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толче…ые орехи, сви…ые отбивные

лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из

белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые

ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

Объясните устно правописание

–Н- и –НН-.

1)

Груженая баржа;

2) Разгруженная баржа;

3) Баржа, груженная арбузами;

4) Негруженая баржа;

5) Неразгруженная баржа.

Вставьте пропущенные буквы,

подпишите части речи.

Семена рассея…ы. Вы всегда

рассея…ы. Земли ограниче…ы морем.

Мои желания ограниче…ы. Его предки

были возвыше…ы Иваном IV. Его

запросы возвыше…ы. Степь была

пусты…а. Свеча была погаше…а. Она

была рассея…а и невнимательна. У меня

любовь к книге воспита…а с детства.

Стены домика выкраше…ы масляной

краской. Дочь избалова…а, упряма и

ветре…а.

Проверь себя

Проверь себя

Семена рассеяны. Вы всегда

рассеянны. Земли ограничены морем. Мои

желания ограниченны. Его предки были

возвышены Иваном IV. Его запросы

возвышенны. Степь была пустынна. Свеча

была погашена. Она была рассеянна и

невнимательна. У меня любовь к книге

воспитана с детства. Стены домика

выкрашены масляной краской. Дочь

избалованна, упряма и ветрена.

Распределительный

диктант

Краткие причастия

Краткие прилагательные

Ответ запута…, память свяще…а, население

собра…о, походка медле…а.

Проверь себя

Краткое причастие

Ответ запутан

Население собрано

Краткое прилагательное

Память священна

Походка медленна

Алгоритм

Как различать наречия и

краткие причастия ?

Жил обеспече…о.

и

Ученики обеспече…ы

учебниками?

Наречие

Краткое причастие

Отвечает на вопрос:

КАК?

Отвечает на вопрос:

КАКОВ?

(ЧТО СДЕЛАН?)

-Н- или -НН-

-Н-

Жил (Как? Каким образом?) обеспеченно.

Ученики (Каковы?) обеспечены учебниками.

Рассмотрим примеры:

Было пусты…о (как?) → пустынно

Было запреще…о (каково?) → запрещено

Отвечал рассея…о (как?) → рассеянно

Пушка заряже…а (какова?) → заряжена

Вставьте пропущенные буквы

Золоче..ая поверхность

Соле..ые грибы

Проблема поставле..а

Поджаре..ый лук

Неписа..ая субординация

Пироги, пече..ые с луком

Отчая..ое положение

Фарширова..ые яйца

Полирова..ая мебель

Домотка..ый коврик

Златокова..ый ларец

Неглаже..ый костюм

Нетеса..ые бревна

Поноше..ый пиджак

Стена сложе..а

Смышле..ый малыш

Смотрел бессмысле..о

Соле..ые бабушкой грибы

Стира..ая в машине

скатерть

Ране..ый в ногу боец

Написа..ое письмо

Вяза.ый свитер

Проверь себя

Проверь себя

Золоченая поверхность

Соленые грибы

Проблема поставлена

Поджаренный лук

Неписаная субординация

Пироги, печеные с луком

Отчаянное положение

Фаршированные яйца

Полированная мебель

Домотканый коврик

Златокованый ларец

Неглаженый костюм

Нетесаные бревна

Поношенный пиджак

Стена сложена

Смышленый малыш

Смотрел бессмысленно

Соленные бабушкой грибы

Стиранная в машине

скатерть

Раненный в ногу боец

Написанное письмо

Вязаный свитер

Домашнее задание

Составить словарный диктант

контрольного характера по

изученной орфограмме по

художественным произведениям

М. Зощенко «Аристократка»,

«Иностранцы».

Спишите текст. Определите части речи в словах с

орфограммой Н и НН.

Что может быть лучше тихого уголка русской природы?

Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей

поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое-где раздаётся

пение

таинстве…ых

птиц,

пробуждё…ых

зарёю.

Совсем

рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого

берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя

ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё

белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые

штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его

нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с

мельницей

песча…ая

поляна,

затенё…ая

красавцами

тополями. У самой воды – каме…ый выступ, обвеша…ый

какими-то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…

ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна

деревенька.

Маленькие

деревя…ые

домики

за

плетё…ым

частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца.

Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше

– стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле.