Напоминание

РАЗВИТИЕ САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ РИСОВАНИЮ

Автор: Холдуяниди Анастасия Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: город Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ РИСОВАНИЮ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Чепуков Константин Юрьевич

Chepukov Konstantin Yurievich

доцент кафедры начальное и дошкольное образование

Associate Professor of the Department of Primary and Preschool Education

Ставропольский государственный

педагогический институт, филиал г.Железноводск

Stavropol State

Pedagogical Institute, branch of Zheleznovodsk

соавтор: Холдуяниди А. А.

студент группы 4-1 н

co-author: Harutyunyan E. M.

student group 3-1 n

Ставропольский государственный

педагогический институт, филиал г.Железноводск

Stavropol State

Pedagogical Institute, branch of Zheleznovodsk

РАЗВИТИЕ САМОВЫРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ РИСОВАНИЮ

DEVELOPMENT OF STUDENTS' EVALUATION OF ARTISTIC

ASPECTS OF PAINTING IN FINE ARTS LESSONS

Аннотация на русском языке: в статье рассмотрены важность и необходимость

развития оценки художественных аспектов живописи. Рассмотрено само понятие

«художественный

аспект

живописи».

Рассматривается

значение

способности

воспринимать художественную сторону произведений изобразительного искусства. В

статье также указаны особенности применения оценки художественных аспектов

живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

The summary in English: The article discusses the importance and necessity of

developing an assessment of the artistic aspects of painting. The very concept of “the artistic

aspect of painting” is considered. The importance of the ability to perceive the artistic side of

works of fine art is considered. The article also indicates the features of using assessment of

the artistic aspects of painting in fine arts lessons in primary school.

Ключевые

слова:

художественное

развитие,

художественный

аспект,

живопись, эмоциональное восприятие, художественные образы, изобразительное

искусство, младшие школьники, восприятия окружающего мира, социализация.

Key words: artistic development, artistic aspect, painting, emotional perception,

artistic images, fine arts, primary schoolchildren, perceptions of the surrounding world,

socialization

Аспе

W

кт (от лат. aspectus «вид, облик; взгляд, точка зрения») — одна

из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой

точки зрения. Художественный аспект это особый взгляд, который

сфокусирован на художественно эстетических сторонах окружающей

действительности, одной из составляющих которой и является живопись.

Иными словами, художественный аспект это художественная сторона. Мы

будем

рассматривать

именно

развитие

способности

к

оценке

художественной стороны живописи или художественного аспекта, иными

словами.

Развивая

у

младшего

школьника

способность,

оценивать

художественные аспекты живописи, мы можем способствовать его

художественно-эстетическому

развитию

и

развитию

эмоциональной

сферы. Именно искусство, одним из видов которого является живопись,

способно в полной мере содействовать художественно-эстетическому

развитию. Развитие способности оценивать художественные аспекты

раскрывает возможность к художественному восприятию реальности.

Художественное

восприятие

реальности

определяется

как

способность

восприятия

сквозь

призму

существующих

в

культуре

художественных понятий, сквозь призму языка искусства. Это - «свойство

утонченной нервной организации», суть которого в способности видеть

все как «не живую», но «созерцаемую» реальность и открывать в ней

«неочевидное», «прозрачное», т.е. не бытовое («нечеловеческое» в

терминологии Х. Ортега-и –Гассета).

Что же такое произведения живописи и чем так важна оценка их

художественного аспекта? Живопись относится к визуальным искусствам.

Это значит что этот вид изобразительного искусства воспринимается

органами зрения. Это ключевой момент. Дело в том, что для полной

оценки произведений живописи нужно обладать развитым цветовым

зрением, не говоря уже о эстетическом вкусе.

Цветовое зрение развивается у человека в течении его жизни. Всем

известен факт что в детском возрасте многим нравятся чистые, открытые

цвета. В зрелом возрасте предпочтение отдается сдержанной цветовой

гамме. В пожилом возрасте лучше воспринимаются насыщенные оттенки.

Это обусловлено особенностями развития цветового зрения. В детском

возрасте происходит развитие зрительного аппарата в целом и цветового

зрения в частности. Дети хорошо видят чистые цвета и плохо различают

оттенки. Поэтому в своих рисунках они преимущественно используют

открытый цвет. На это оказывает свое влияние и эмоциональная сфера.

Как известно цвет и его выбор может говорить о эмоциональном

настроении. На этом основан цветовой тест Люшара.

Эмоции детей тоже яркие и насыщенные. Но не обладают такой

сложностью как эмоции взрослого человека. Это одна из причин, почему

во взрослом возрасте предпочтение отдается оттенкам. Это больше

соответствует эмоциональному окрасу зрелого человека. Более развитое

цветовое зрение так же позволяет воспринимать именно оттенки.

В пожилом возрасте происходит угасание цветового зрения. В

работах пожилых людей можно чаще наблюдать оттенки черного цвета.

Ухудшение цветового зрения начинается с сужения спектра восприятия

синего цвета.

Оценка художественных аспектов — определение художественной

ценности произведений искусства. Художественная оценка является

результатом процесса познания художественного произведения.

Оценка художественных аспектов — это, с одной стороны, оценка

массового потребителя искусства, с другой — художественной критики.

Оценивая художественное произведение, и массовый потребитель, и

профессиональный художественный критик проделывают, в сущности,

одну и ту же работу. Разница заключается лишь в качественном результате

анализа произведения искусства. У критика он будет более полным и

доказательным в силу его более высокой эстетической квалификации и

уровня его художественной подготовленности.

Развивая способности к оценке художественных аспектов живописи

младший школьник учится формулировать и выражать свое мнение о

прекрасной стороне жизни. Оценка художественной стороны живописи это

акт индивидуальный. Он основан на опыте человека, на «насмотренности»,

на сформированном мировоззрении, на развитом чувстве прекрасного.

В младшем школьном возрасте продолжается активное познание

мира. Ученики тянутся ко всему новому, к новым знаниям, к новым

впечатлениям.

Изобразительное

иск5усство,

в

частности

живопись,

способны

дать

мощные

впечатления,

наполнить

жизнь

младшего

школьника эмоциями.

При оценке художественных аспектов живописи младший школьник

выступает в роли искусствоведа. Это достаточно интересный опыт.

Оценки младших школьников получаются свежими и неожиданными.

Восприятие младших школьников лишено штампов и тривиальностей.

Благодаря этому есть возможность взглянуть на произведения живописи

под необычным углом и прийти к необычным выводам.

Список литературы

1.

Игнатьев И.П. Воображение и его развитие в творческой

деятельности человека / И.П. Игнатьев. - М.: Знание, 2008. - 26 с.

2.

Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для

общеобразовательных учреждений. - Минск: ЕМУ НИО, 2008. - 176 с.

3.

Чепуков

К.Ю.

Изобразительное

искусство

как

средство

профилактики подростковой жестокости.- Защита детства: проблемы,

поиски,

решения:

сборник

материалов

III

Всероссийской

научно-

практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в

России / Под ред. Иванченко И.В. – Москва: Знание-М, 2020. – С. .

4.

Чепуков

К.Ю.

Тематическое

рисование

на

уроках

изобразительного искусства как фактор развития образного мышления

младших школьников.-

Электронный научно-методический журнал

«BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND

EDUCATION» № 5 2022

5.

Чепуков

К.Ю.

Упрощение

художественного

языка

в

произведениях живописи.-

Электронный научно-методический журнал

«BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND

EDUCATION» № 6 2023