Напоминание

"Конспект урока по читательской грамотности для 1 класса"

Автор: Бакиева Лилия Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
Населённый пункт: ХМАО - ЮГРА г. Нефтеюганск
Наименование материала: "Читательская грамотность"
Тема: "Конспект урока по читательской грамотности для 1 класса"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Русская народная сказка «Лисичка и журавль»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и журавль»;

понимания идейного содержания произведения; оценивания поступков

героев и событий; формирования познавательного интереса к произведениям

устного

народного

творчества;

формирование

у

детей

чувства

ответственности за свои слова и поступки.

Планируемые предметные результаты

Определять последовательность действий в сказке; объяснять значение

непонятных слов; выбирать пословицы, которые относятся к сказке;

характеризовать героев сказки; дорисовывать предмет и раскрашивать

картинки.

Оборудование к занятию: кейсы для 3 групп, маркеры, клубочек,

иллюстрации лисы и журавля, книги со сказкой «Лиса и журавль».

Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки,

проектор, экран.

Ход занятия

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с гостями.

I.

Самоопределение к деятельности.

(Беру клубочек) Ребята, сегодня клубочек поведет нас в следующую

сказку.

Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие навстречу сказке.

Но сначала отгадайте имена героев и назовите сказку.

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живёт.

В деревне кур крадёт. (Лиса).

- Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый. Телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавли).

-Что в загадке подразумевается под словом «ходули»? (Ноги журавля).

-О ком будет наша сказка? (Сказка будет о лисе и журавле).

(Слайд 2)

-Вслед за волшебным клубочком мы попали в сказку…(Лиса и

журавль).

II. Воспроизведение содержания сказки

Слайд 3

-Кто из вас знаком со сказкой «Лиса и журавль»?

-Перед вами на слайде обложки книг. Посмотрите, кто изображён на

обложке книги.

а) А теперь, ребята, послушаем сказку.

- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить

непонятные слова.

- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие

непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я

вывесила на слайд.

б) Словарная работа. (Слайд) Сначала на экране слова столбиком, потом

только показываю значение.

Куманек (кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Досада – обида, чувство неудовольствия.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

На родинах – на дне рождения у младенца.

Званый обед-обед по приглашению (обед на который зовут).

- Какие слова вам еще были не понятны?

в) Анализ сказки

- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)

- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)

- Правильно ли поступила лиса?

- Как повёл себя журавль?

- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей)

Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.

5. ФИЗМИНУТКА

- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы

свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка – это

зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский

народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и

правильно жить.

(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята,

молодцы, умеете дружить.

- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной.

(читает учитель)

Жили две подружки Лена и Марина.

Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать

картины художников. Она была мечтательной и спокойной.

Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была

подвижной, шустрой и активной девочкой.

Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила

порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что

даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не

любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом,

попрощавшись с Леной, ушла домой.

В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с

радостью

скатывалась

с

горки,

прыгала

с

трамплина

и

получала

удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с

горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила

по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.

С этого дня девочки стали редко видеться.

Почему так произошло? Как спасти дружбу? Чтобы найти решение

этой проблемы, мы будем работать в группах.

(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)

6. Работа в группах. Задания в кейсах. На выполнение задания дается

10 мин.

а) Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте

эпизоды:

Лиса наварила манной каши.

Журавль приготовил окрошку.

С тех пор дружба врозь.

Журавль угощает лису.

Лиса угощает журавля.

Лиса с журавлём подружились.

Журавль пригласил лису в гости.

Лиса пригласила журавля в гости.

б) Придумайте счастливый конец истории.

в) Составьте из данных слов пословицу, которая подойдет для нашей

сказки.

-Друг познается в беде.

-Умел в гости звать, умей и угощать.

-Как аукнется, так и откликнется.

7. Выслушивание ответов групп.

8. Итог урока. Рефлексия.

Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы

повели себя в этой ситуации?

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Закончите предложение.

Сегодня я на уроке…

У меня всё получилось…

Мне немного не ….

На примере русской народной сказки мы узнали для себя, что надо…

(заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным).

Спасибо за работу!