Автор: Бакиева Лилия Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
Населённый пункт: ХМАО - ЮГРА г. Нефтеюганск
Наименование материала: "Читательская грамотность"
Тема: "Конспект урока по читательской грамотности для 1 класса"
Русская народная сказка «Лисичка и журавль»
Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и журавль»;
понимания идейного содержания произведения; оценивания поступков
героев и событий; формирования познавательного интереса к произведениям
устного
народного
творчества;
формирование
у
детей
чувства
ответственности за свои слова и поступки.
Планируемые предметные результаты
Определять последовательность действий в сказке; объяснять значение
непонятных слов; выбирать пословицы, которые относятся к сказке;
характеризовать героев сказки; дорисовывать предмет и раскрашивать
картинки.
Оборудование к занятию: кейсы для 3 групп, маркеры, клубочек,
иллюстрации лисы и журавля, книги со сказкой «Лиса и журавль».
Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки,
проектор, экран.
Ход занятия
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с гостями.
I.
Самоопределение к деятельности.
(Беру клубочек) Ребята, сегодня клубочек поведет нас в следующую
сказку.
Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие навстречу сказке.
Но сначала отгадайте имена героев и назовите сказку.
Хвост пушистый.
Мех золотистый.
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (Лиса).
- Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый. Телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавли).
-Что в загадке подразумевается под словом «ходули»? (Ноги журавля).
-О ком будет наша сказка? (Сказка будет о лисе и журавле).
(Слайд 2)
-Вслед за волшебным клубочком мы попали в сказку…(Лиса и
журавль).
II. Воспроизведение содержания сказки
Слайд 3
-Кто из вас знаком со сказкой «Лиса и журавль»?
-Перед вами на слайде обложки книг. Посмотрите, кто изображён на
обложке книги.
а) А теперь, ребята, послушаем сказку.
- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить
непонятные слова.
- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие
непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я
вывесила на слайд.
б) Словарная работа. (Слайд) Сначала на экране слова столбиком, потом
только показываю значение.
Куманек (кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Досада – обида, чувство неудовольствия.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
На родинах – на дне рождения у младенца.
Званый обед-обед по приглашению (обед на который зовут).
- Какие слова вам еще были не понятны?
в) Анализ сказки
- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)
- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)
- Правильно ли поступила лиса?
- Как повёл себя журавль?
- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей)
Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.
5. ФИЗМИНУТКА
- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы
свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка – это
зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский
народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и
правильно жить.
(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята,
молодцы, умеете дружить.
- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной.
(читает учитель)
Жили две подружки Лена и Марина.
Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать
картины художников. Она была мечтательной и спокойной.
Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была
подвижной, шустрой и активной девочкой.
Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила
порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что
даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не
любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом,
попрощавшись с Леной, ушла домой.
В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с
радостью
скатывалась
с
горки,
прыгала
с
трамплина
и
получала
удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с
горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила
по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.
С этого дня девочки стали редко видеться.
Почему так произошло? Как спасти дружбу? Чтобы найти решение
этой проблемы, мы будем работать в группах.
(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)
6. Работа в группах. Задания в кейсах. На выполнение задания дается
10 мин.
а) Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте
эпизоды:
Лиса наварила манной каши.
Журавль приготовил окрошку.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
Лиса угощает журавля.
Лиса с журавлём подружились.
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.
б) Придумайте счастливый конец истории.
в) Составьте из данных слов пословицу, которая подойдет для нашей
сказки.
-Друг познается в беде.
-Умел в гости звать, умей и угощать.
-Как аукнется, так и откликнется.
7. Выслушивание ответов групп.
8. Итог урока. Рефлексия.
Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы
повели себя в этой ситуации?
Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
Закончите предложение.
Сегодня я на уроке…
У меня всё получилось…
Мне немного не ….
На примере русской народной сказки мы узнали для себя, что надо…
(заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным).
Спасибо за работу!