Автор: Белая Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "МЛ № 1" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные педагогические технологии в формировании ЕНГ на уроках биологии.
Белая Н.В., учитель биологии
Современные педагогические
технологии в формировании ЕНГ на
уроках биологии
Модель функциональной грамотности
Математическая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Глобальные
компетенции
Читательская
грамотность
Финансовая
грамотность
Для реализации требований ФГОС выделяем
наиболее эффективные и актуальные
педагогические технологии
Результаты 15-летних учащихся по
естественнонаучной грамотности
Модель
естественнонаучной грамотности
Контексты
Личные,
местные/националь
ные и глобальные
проблемы, как
современные, так и
исторические,
которые требуют
понимания
вопросов науки и
технологий.
Компетенции
Способность научно
объяснять явления,
применять методы
естественнонаучного
исследования,
интерпретировать данные
и использовать научные
доказательства для
получения выводов.
Отношение
Отношение к науке,
которое характеризуется
интересом к науке и
технологиям, пониманием
ценности научного
изучения вопросов
,
там,
где это необходимо, и
осведомленностью о
проблемах окружающей
среды, а также
осознанием важности их
решения.
Знания
Понимание основных фактов,
идей и теорий, образующих
фундамент научного знания.
Такое знание включает в себя
знание о природе и
технологиях (знание
содержания), знание о
методах получения научных
знаний (знание процедур),
понимание обоснованности
этих процедур и их
использования
(методологическое знание).
От учащихся требуется
продемонстрировать компетенции в
определенном контексте
Знания и отношение
определяют результаты
учащихся
Естественнонаучно грамотный человек стремится
участвовать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что
требует от него следующих компетентностей:
Ø научно объяснять явления;
Ø понимать основные особенности естественнонаучного
исследования;
Ø интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов.
Из приведенного выше определения вытекают требования
к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть
направлены на проверку перечисленных выше
компетентностей и при этом основываться на реальных
жизненных ситуациях.
КОНТЕКСТЫ
Контекст – тематическая область, к которой относится
описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация.
Контексты в PISA:
•
здоровье;
•
природные ресурсы;
•
окружающая среда;
•
опасности и риски;
•
связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на
одном из трех уровней: личностном (связанном с самим
учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном
или глобальном (в котором рассматриваются явления,
происходящие в различных уголках мира).
Этапы современного учебного
занятия (комбинированный урок)
Учебная деятельность
Мотивационно-целевой этап
Учебные ситуации и задачи как наличие мотива,
проблемы, её принятия учащимися
Этап актуализации опорных знаний
Учебные действия, направленные на решение
учебных (познавательных и др.) задач
Этап изучения нового материала
Учебные действия, направленные на решение
учебных (познавательных и др.) задач
Этап самоконтроля и самооценки
Контроль как соотношение действия и его
результата с заданными образцами
Этап рефлексии учебной деятельности
Оценка как фиксация качества результата
обучения, как мотивация последующей учебной
деятельности
Этапы комбинированного
урока и учебная деятельность
Мотивационно-целевой этап
Тема: «Воздушное питание растений – фотосинтез»
После описания опыта в книге был поставлен вопрос: «Как вы считаете, какой
вывод мог сделать учёный из проведённого опыта? За счёт чего саженец
превратился в дерево?».
Дальше часть страницы была оторвана. Давайте попробуем вместе с Ксенией
сделать вывод сами.
Оцениваемое умение: анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы
Этап изучения нового материала
Этап самоконтроля и самооценки
Оцениваемое умение: распознавать и формулировать цель данного
исследования
Этап самоконтроля и самооценки
Оцениваемое умение: делать и научно обосновывать прогнозы о
протекании процесса или явления
Этап актуализации опорных знаний
Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»
Основываясь на данных таблицы, предположите, какие из этих птиц в
среднем обладают наименьшей массой тела, а какие – наибольшей
массой тела. Объясните своё решение.
Оцениваемое умение: делать и научно обосновывать прогнозы о
протекании процесса или явления
Мотивационно-целевой этап
Тема: «Головной мозг. Его строение и функции»
Этап изучения нового материала
Оцениваемое умение: применить соответствующие естественнонаучные
знания для объяснения явления
Этап изучения нового материала
Оцениваемое умение: применить соответствующие естественнонаучные
знания для объяснения явления
Этап актуализации опорных знаний
Тема: «Большие полушария ГМ»
*Мозолистое тело – это сплетение нервных волокон в мозге, соединяющее правое и левое полушарии.
Оцениваемое умение: анализировать, интерпретировать данные и
делать соответствующие выводы
Этап актуализации опорных знаний
Тема: «Большие полушария ГМ»
Зная, что разные полушария мозга заняты разными функциями, определите роль мозолистого тела,
используя результаты опыта Роджера Сперри
14
Этап изучения нового материала
Тема: «Большие полушария ГМ»
Оцениваемое умение: предлагать или оценивать способ
научного исследования данного вопроса
19
Алгоритм конструирования заданий для
формирования ЕНГ
Определить тему урока и проанализировать, что в ней
нового.
Определить личностную значимость знаний и умений.
Сформулировать жизненную ситуацию, действуя в
которой, ученики сами смогут. осознать и сформулировать
значимую для них проблему.
Составить текст/условие контекстной задачи.
Сформулировать два-три вопроса к придуманной
ситуации.
Оценить качество полученного задания.
Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные
процессы
Научное объяснение явлений
Научное объяснение явлений
Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей
Научное объяснение явлений
Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор
Привести примеры использования научного знания
Научное объяснение явлений
Понимание особенностей естественнонаучного
исследования
25
Оценивать способ проведения исследования
Понимание особенностей
естественнонаучного исследования
Находить информацию в данных, подтверждающую выводы
26
Понимание особенностей естественнонаучного
исследования
Оценить точность получаемых в исследовании данных.
Знание процедур:
•
Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности.
•
Точность измерений
Понимание особенностей естественнонаучного
исследования
Оценивать способ, которым пользуются для обеспечения надежности
данных
Интерпретация данных и использование научных
доказательств для получения выводов
Находить необходимые данные в источниках информации,
представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы,
диаграммы, карты)
Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в
научно-популярных текстах
Интерпретация данных и использование научных
доказательств для получения выводов
Интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов
Интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов
Оценивать достоверность научных аргументов и доказательств из
различных источников
Научное объяснение явлений
Интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов
Понимание особенностей естественно – научного исследования