Напоминание

Современные педагогические технологии в формировании ЕНГ на уроках биологии.

Автор: Белая Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "МЛ № 1" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные педагогические технологии в формировании ЕНГ на уроках биологии.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Белая Н.В., учитель биологии

Современные педагогические

технологии в формировании ЕНГ на

уроках биологии

Модель функциональной грамотности

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Глобальные

компетенции

Читательская

грамотность

Финансовая

грамотность

Для реализации требований ФГОС выделяем

наиболее эффективные и актуальные

педагогические технологии

Результаты 15-летних учащихся по

естественнонаучной грамотности

Модель

естественнонаучной грамотности

Контексты

Личные,

местные/националь

ные и глобальные

проблемы, как

современные, так и

исторические,

которые требуют

понимания

вопросов науки и

технологий.

Компетенции

Способность научно

объяснять явления,

применять методы

естественнонаучного

исследования,

интерпретировать данные

и использовать научные

доказательства для

получения выводов.

Отношение

Отношение к науке,

которое характеризуется

интересом к науке и

технологиям, пониманием

ценности научного

изучения вопросов

,

там,

где это необходимо, и

осведомленностью о

проблемах окружающей

среды, а также

осознанием важности их

решения.

Знания

Понимание основных фактов,

идей и теорий, образующих

фундамент научного знания.

Такое знание включает в себя

знание о природе и

технологиях (знание

содержания), знание о

методах получения научных

знаний (знание процедур),

понимание обоснованности

этих процедур и их

использования

(методологическое знание).

От учащихся требуется

продемонстрировать компетенции в

определенном контексте

Знания и отношение

определяют результаты

учащихся

Естественнонаучно грамотный человек стремится

участвовать в аргументированном обсуждении проблем,

относящихся к естественным наукам и технологиям, что

требует от него следующих компетентностей:

Ø научно объяснять явления;

Ø понимать основные особенности естественнонаучного

исследования;

Ø интерпретировать данные и использовать научные

доказательства для получения выводов.

Из приведенного выше определения вытекают требования

к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть

направлены на проверку перечисленных выше

компетентностей и при этом основываться на реальных

жизненных ситуациях.

КОНТЕКСТЫ

Контекст – тематическая область, к которой относится

описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация.

Контексты в PISA:

здоровье;

природные ресурсы;

окружающая среда;

опасности и риски;

связь науки и технологий.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на

одном из трех уровней: личностном (связанном с самим

учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном

или глобальном (в котором рассматриваются явления,

происходящие в различных уголках мира).

Этапы современного учебного

занятия (комбинированный урок)

Учебная деятельность

Мотивационно-целевой этап

Учебные ситуации и задачи как наличие мотива,

проблемы, её принятия учащимися

Этап актуализации опорных знаний

Учебные действия, направленные на решение

учебных (познавательных и др.) задач

Этап изучения нового материала

Учебные действия, направленные на решение

учебных (познавательных и др.) задач

Этап самоконтроля и самооценки

Контроль как соотношение действия и его

результата с заданными образцами

Этап рефлексии учебной деятельности

Оценка как фиксация качества результата

обучения, как мотивация последующей учебной

деятельности

Этапы комбинированного

урока и учебная деятельность

Мотивационно-целевой этап

Тема: «Воздушное питание растений – фотосинтез»

После описания опыта в книге был поставлен вопрос: «Как вы считаете, какой

вывод мог сделать учёный из проведённого опыта? За счёт чего саженец

превратился в дерево?».

Дальше часть страницы была оторвана. Давайте попробуем вместе с Ксенией

сделать вывод сами.

Оцениваемое умение: анализировать, интерпретировать данные и

делать соответствующие выводы

Этап изучения нового материала

Этап самоконтроля и самооценки

Оцениваемое умение: распознавать и формулировать цель данного

исследования

Этап самоконтроля и самооценки

Оцениваемое умение: делать и научно обосновывать прогнозы о

протекании процесса или явления

Этап актуализации опорных знаний

Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»

Основываясь на данных таблицы, предположите, какие из этих птиц в

среднем обладают наименьшей массой тела, а какие – наибольшей

массой тела. Объясните своё решение.

Оцениваемое умение: делать и научно обосновывать прогнозы о

протекании процесса или явления

Мотивационно-целевой этап

Тема: «Головной мозг. Его строение и функции»

Этап изучения нового материала

Оцениваемое умение: применить соответствующие естественнонаучные

знания для объяснения явления

Этап изучения нового материала

Оцениваемое умение: применить соответствующие естественнонаучные

знания для объяснения явления

Этап актуализации опорных знаний

Тема: «Большие полушария ГМ»

*Мозолистое тело – это сплетение нервных волокон в мозге, соединяющее правое и левое полушарии.

Оцениваемое умение: анализировать, интерпретировать данные и

делать соответствующие выводы

Этап актуализации опорных знаний

Тема: «Большие полушария ГМ»

Зная, что разные полушария мозга заняты разными функциями, определите роль мозолистого тела,

используя результаты опыта Роджера Сперри

14

Этап изучения нового материала

Тема: «Большие полушария ГМ»

Оцениваемое умение: предлагать или оценивать способ

научного исследования данного вопроса

19

Алгоритм конструирования заданий для

формирования ЕНГ

Определить тему урока и проанализировать, что в ней

нового.

Определить личностную значимость знаний и умений.

Сформулировать жизненную ситуацию, действуя в

которой, ученики сами смогут. осознать и сформулировать

значимую для них проблему.

Составить текст/условие контекстной задачи.

Сформулировать два-три вопроса к придуманной

ситуации.

Оценить качество полученного задания.

Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные

процессы

Научное объяснение явлений

Научное объяснение явлений

Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей

Научное объяснение явлений

Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор

Привести примеры использования научного знания

Научное объяснение явлений

Понимание особенностей естественнонаучного

исследования

25

Оценивать способ проведения исследования

Понимание особенностей

естественнонаучного исследования

Находить информацию в данных, подтверждающую выводы

26

Понимание особенностей естественнонаучного

исследования

Оценить точность получаемых в исследовании данных.

Знание процедур:

Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности.

Точность измерений

Понимание особенностей естественнонаучного

исследования

Оценивать способ, которым пользуются для обеспечения надежности

данных

Интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов

Находить необходимые данные в источниках информации,

представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы,

диаграммы, карты)

Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в

научно-популярных текстах

Интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов

Интерпретация данных и

использование научных доказательств для получения выводов

Интерпретация данных и

использование научных доказательств для получения выводов

Оценивать достоверность научных аргументов и доказательств из

различных источников

Научное объяснение явлений

Интерпретация данных и

использование научных доказательств для получения выводов

Понимание особенностей естественно – научного исследования