"Модернизация содержания образования как фактор повышения качества дополнительного образования"

Автор: Ширяева Марина Анатольевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Модернизация содержания образования как фактор повышения качества дополнительного образования"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Модернизация содержания образования как фактор повышения

качества дополнительного образования
В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования. Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста. Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Такой путь позволяет в массовом порядке модернизировать содержание дополнительного образования и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса, он повышает качество дополнительного образования как вида. При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или
расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования. Главным феноменом образовательной деятельности является встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций». Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее образование «отвечает» преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под модернизацией содержания дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент. Исходя из этого модернизацию содержания образования в рамках дополнительного образования можно изобразить следующим образом: Овладение информационным полем направленности Приобретение опыта осуществления деятельности Овладение навыком рефлексии деятельности Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций В рамках любой направленности дополнительного образования модернизируется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным
мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования. Определение ценностного смысла дополнительного образования детей посредством модернизации содержания образования обусловливает непреложность нескольких системных характеристик этой педагогической практики как пространства социокультурного взаимодействия детей между собой и с педагогами. Фиксируя это определение ценностного смысла дополнительного образования детей, необходимо уточнить, что названное пространство предназначается для появления разнонаправленных по целям и содержанию деятельности социальных общностей, не только не препятствующих сохранению ребёнком своей творческой индивидуальности, но и способствующих её развитию. Направленность дополнительного образования на создание коммуникативных социокультурных пространств предопределяет содержание и структуру образовательного процесса как совокупности коммуникативных действий. Организованный в логике продуктивной работы с информацией образовательный процесс предполагает решение таких задач, как смысловое восприятие сообщаемой детям информации на основе семиотических (знаковых) систем, освоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений о законах и закономерностях межличностных отношений, освоение способов получения и осмысления недостающей информации.
Дополнительное образование объективно наделено свойствами, позволяющими продуктивно выполнять функцию "детовождения" на этапе интенсивного освоения социальных норм. Создавая условия, благоприятные для последовательного «восхождения ребёнка к культуре современного ему общества» (Н. Е. Щуркова), дополнительное образование обеспечивает формирование социально позитивных установок, предупреждая тем самым проявления отклонений в поведении. Дополнительное образование базируется на гуманистической парадигме, ценностно-смысловым ядром которой является развитие ребёнка во времени по отношению к самому себе и к окружающемуся миру. Оно создаёт дружественное детям пространство взаимодействия с миром взрослых, обеспечивает защищённость ребёнка от деструктивных воздействий, помогает ему осваивать способы безопасного поведения. Свобода выбора - основная типологическая характеристика дополнительного образования детей , обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Реализуя предоставленное ему право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребёнок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес. Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека . Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности. Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.
Принятые в дополнительном образовании регламентные требования направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В дополнительном образовании нет детей, обиженных сверстниками, старшими по возрасту, педагогами. В дополнительном образовании не принято предъявлять требования, выполнить которые ребёнок не может, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Любая работа выполняется в доступном ребёнку объёме, а полученные результаты сравниваются только его с предыдущими достижениями или с намеченными им самим планами. Социальная ценность дополнительного образования определяется целесообразностью использования ресурса детства в интересах личности, общества и государства. Запрещено может и должно быть только то, что препятствует нормальному развитию детей , делает их жертвами социализации. Качество дополнительного образования детей на современном этапе развитости представлений об этом виде образования определяется органами управления образованием с учётом «индивидуальности» образовательного учреждения и требований к данной педагогической практике, обусловленных её ценностно-смысловым назначением. Приведённое выше понимание государственного заказа предопределяет отнесение к числу системных оснований для определения качества дополнительного образования, прежде всего, такого критерия как созданность условий для нормального развития детей. Уровень сформированности таких условий определяется развитостью мотивации к познанию и творчеству, осознанности потребности в получении образовании на протяжении всей жизни, готовности к осмыслению складывающихся в жизни ситуаций и определению оптимальных способов их разрешения. Повысить качество дополнительного образования можно путем увеличения многообразия предлагаемых детям образовательных областей,
видов, типов и форм деятельности, программной проработанности и ресурсной обеспеченности образовательного процесса. При этом необходимо конкретизировать прогнозируемые педагогами результаты образования, реальности их достижения в обозначенные в программе сроки. Качественным дополнительное образование может быть признано при условии доступности для детей разных групп и категорий. Дополнительное образование рассчитано на всех без каких-либо исключений. Оно предназначено для включения ребёнка в систему освоения способов осуществления разных видов и типов деятельности.