Напоминание

Психолого- педагогические условия успешной адаптации первокурсников Фармацевтического филиала ГБПОУ "Свердловский областной медицинский колледж"

Авторы: Супрунова Галина Васильевна, Еселевич Ирина Игоревна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтического филиала ГБПОУ "СОМК
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Психолого- педагогические условия успешной адаптации первокурсников Фармацевтического филиала ГБПОУ "Свердловский областной медицинский колледж"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психолого- педагогические условия успешной адаптации

первокурсников Фармацевтического филиала ГБПОУ «Свердловский

областной медицинский колледж».

Педагог- психолог Г.В.Супрунова

Преподаватель высшей категории И.И. Еселевич

Начало обучения в колледже- очень значимый для

первокурсников этап.

Адаптация (лат. adaptate – приспосабливать) в общем смысле

представляет собой приспособление строения и функций организма, его

органов и клеток к условиям среды. Это совокупность физиологических,

психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления

личности к изменению окружающих условий жизни.

Можно выделить несколько разновидностей адаптации студентов в

колледже:

Организационную

адаптацию

изучение

учебного

заведения,

требований и норм, построение своего организационного поведения;

Деятельностную – определение ответственности, прав, действий на

своем месте студента, обязанностей, требований, к качеству учебной

деятельности;

Профессиональную

понимание

характера

профессии,

места

специальности в общей системе, стремление овладеть профессией;

Социально – психологическую

– привыкание к студентам своей

группы, завоевание признания своей личности, самоутверждения в группе,

налаживание отношений с преподавателями, администрацией;

Бытовую

– привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным

психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания,

досуга, жилищных вопросов.

В

качестве

критериев

успешной

адаптации

студентов-

первокурсников к условиям обучения выделяем:

наличие адаптированных способностей;

осознанное принятие норм коллективной жизни;

адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

активное участие в жизни студенческого коллектива;

удовлетворённость своим социальным статусом и отношениями.

В Фармацевтическом филиале с целю содействия успешной адаптации

обучающихся 1 курса разработана и реализуется «Программа адаптации

обучающихся 1 курса» в рамках проекта «Бережливый колледж».

Психологическая диагностика обучающихся нового набора показала:

-высокий уровень тревожности у обучающихся 1 курса в связи с

социально-экономическими

проблемами

у

иногородних

студентов:

обеспечением себя жильем и финансовыми средствами, незнанием города,

отсутствием эмоциональной поддержки родных и близких.

-недостаточную

мотивационную

готовность

к

выбранной

специальности.

-недостаточные умения осуществлять саморегуляцию: выполнения

самостоятельной работы.

Анкетирование определило, что большинство трудностей в учёбе

связано с большой учебной нагрузкой.

Ведущими факторами адаптации

являются внутренние: половина опрошенных считает, что необходимо

полагаться на себя, важна значимость самой личности и деятельности

первокурсника,

развитие

своих

личностных

качеств,

благоприятные

взаимоотношения в группе.

В целях содействия адаптации обучающихся нового набора была

проведена система мероприятий.

Введена учебная дисциплина «Введение в специальность», при

изучении которой обучающиеся усваивают знания и осваивают умения: как

правильно ставить цель, формировать и поддерживать позитивные учебные

мотивы, правила самоорганизации, управления временем. Происходит

развитие

познавательных

психических

процессов:

памяти,

внимания,

мышления.

Уделяется

время

таким

проблемам:

как

организовать

самостоятельную работу, вести конспект, выполнять домашнее задание,

осуществлять самоконтроль, готовиться к экзаменам. В ходе тренингов

командообразования обучающиеся выполняли задания на сплочение группы,

поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,

установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом

коллективе.

Педагог- психолог проводит тренинги адаптации «Будем знакомы»-

интервью, в ходе которого нужно выявить личностные особенности

партнёра, его позитивные качества, особенности и представить его учебной

группе с позитивной стороны. такой тренинг позволяет не только узнать

личность, но и понять его поведение, сосредоточить фокус внимания на

лучших, сильных сторонах личности, укрепить отношения.

Важная роль в социальной адаптации принадлежит куратором и

преподавателям

социально-

гуманитарных

дисциплин.

При

изучении

дисциплины

ОГСЭ.02.

История

применяются

методы

и

формы,

способствующие социальной адаптации обучающихся. На учебных занятиях

я применяется метод построения интеллект- карт, где обучающиеся работают

в

малых

группах.

Это

способствует

развитию

общих

компетенций.

Интеллект- карта- метод организации любой информации. Интеллект- карты

помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные

вещи.

По учебной дисциплине история составляются карты на темы

современных направлений культуры России, о периодах развития России.

В целях более успешной адаптации мною было принято решение по

использовании

возможностей

музеев

г.

Екатеринбурга.

В

условиях

общекультурного кризиса в связи с гуманизацией и гуманитаризацией

современного образования целенаправленное развитие культурной личности

представляется

актуально

значимым

вопросом

образования,

которое

включает в себя не только получение определённых знаний, но и освоение

личностью культурных форм, норм, ценностей и социального опыта. Во

внеучебное время, во время посещения музея дается задание по поиску

информации, систематизации ее, анализа и результат.

Ко дню памяти жертв холокоста 27 января обучающимися посетили

лекцию-экскурсию «Тема холокоста в искусстве Эрнста Неизвестного». Она

приурочена ко Дню памяти жертв холокоста. Из программы лекции-

экскурсии мы узнали о символических смыслах американской серии

литографий и рисунков Эрнста Неизвестного «Холокост», а также о

скульптуре

«Рауль

Валленберг»,

посвящённой

шведскому

дипломату,

спасавшему в годы Второй мировой войны евреев в Венгрии. После лекции

состоялась экскурсия, где мы со студентами посмотрели самые яркие работы

всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного. После лекции

домашним заданием студентам было написание эссе о том, какой памятник

холокосту произвел наибольшее впечатление и почему.

Во время посещения музея советского быта «Сделано в СССР», как

на машине времени, обучающиеся перенеслись во времена недалекого

прошлого. Студенты узнали там, почему арифмометр называют прадедушкой

современного калькулятора, как раньше появлялись на свет фотографии, что

кто и зачем носил пионерский галстук. Послушали аромат духов «Красная

Москва», потрогали патефон, бобинный магнитофон с песнями легендарной

группы «The Beatles», под них же и потанцевали, пластинки Аллы Пугачевой

и «Песняров», вымпелы и противогазы и много других экспонатов

посетители смогут не только рассмотреть вблизи, но и взять в руки, ощутив

неповторимый дух советской эпохи.

Так же во внеаудиторное время происходит знакомство с

основами православной культуры. Обучающиеся посещают с экскурсией

Храм-на- крови, Музей Романовых. Посетили фестиваль «Белый цветок-

2022». Белый цветок- особый символ для Екб, связанный с царской семьей

Николая II. Белый цветок- символ благотворительности, символ помощи

ближнему.

Таким

образом,

вышеназванные

мероприятия

помогают

студентам погрузиться и познакомиться с традициями, культурой и

историческими событиями нашего государства

В

Фармацевтическом

филиале

обучается

большое

количество

иностранных студентов. Для них ежегодно организуются экскурсии в

мультимедийный парк «Россия-моя история», где изучают более глубоко и

подробно факты истории России. Посетили выставку «Не словом- а делом» о

взаимоотношениях Петра 1 и Никиты Демидова.

На занятиях педагог с обучающимися исследует и современные

исторические события. Как например, в 2022 году в преддверии Дня Победы

в 2022 году у Храма на Крови в Екатеринбурге открылась фотовыставка

«Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я! Дети Донбасса». Работы

передают ужас и трагедию, которые пережили дети, восемь лет живущие в

зоне боевых действий.

Рядом с каждой фотоработой – история из жизни.

Посещение выставки оставило глубокий след в душах студентов.

Большинство студентов не из Екатеринбурга, один из факторов

адаптации- это знакомство с городом. Преподаватель и куратор организуют

знакомство с историей города и некоторыми достопримечательностями,

связанными с профессией. В рамках учебных занятий уделяется внимание

профессиональному направлению истории медицины и фармации в СССР.

Совместно со студентами был разработан квест по центральной части нашего

города. Квест посвящен истории зарождения фармации и медицины на Урале

и в Екатеринбурге, обращает внимание на первых аптекарей и врачей,

занимавшихся аптекарским делом; на здания города, связанные с аптеками,

на лекарственные средства, которые использовали для лечения и отпускали в

аптеках. Это аптеки: Аптека Вейерсберга на ул. Пушкина , 16, которая

сохранила своё назначение до сегодняшнего дня; Аптека горного ведомства

ул. Ленина, 37; Дом врача Асса , ул. Пушкина 8; «Лечебница врачей -

специалистов», ул.Малышева, 37 и другие.

Знакомство с традициями нашего государства является еще одним

фактором

социальной

адаптации.

На

заседаниях

кружка

культурно-

исторического

воспитания

«Истоки»,

обучающиеся

погружаются

с

в

изучение главных ценностей общества, таких как ценность семьи. Был

разработан и осуществлён проект «Традиции советской свадьбы», так как для

фармацевта важно обладать такими качествами, как ответственность,

милосердие, доброжелательность, психологическая устойчивость, альтруизм.

Именно они позволяют проявлять заботу о посетителях, полноценно

выполнять свои функции. Эти качества в полной мере могут быть

сформированы только в семье.

Мода всегда была отражением изменений в

общественной жизни человечества, она стала тем зеркалом, которое показало

все главные события ХХ века. Вместе с руководителем члены кружка

подготовили викторину «Традиции советской свадьбы», собрали свадебные

аксессуары, провели дефиле советской свадебной моды. Члены кружка сами

проводили викторину и принимали участие в дефиле. Так же был

организован фотопроект «Свадьба моих родителей». Это мероприятие

вызвало очень большой интерес среди всех участников образовательного

процесса.

В конце учебного года было проведено диагностическое исследование

уровня

тревожности,

социальной

адаптированности,

фрустрационной

толерантности обучающихся I курса. Результаты исследования показали

снижение тревожности на 35%, рост устойчивости на 45 %, увеличение

социальной адаптированности в 2 раза. Таким образом, можно сделать вывод

об успешной реализации «Программа адаптации обучающихся 1 курса»

Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК».