Автор: Светлана Анатольевна Григорь
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 имени А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Применение контекстных задач на уроках русского языка для развития речи обучающихся в средней школе
Применение контекстных задач на уроках русского языка для
развития речи обучающихся в средней школе.
В современном российском образовании на первом месте при оценке
его качества стоит не объем усвоенных учащимися знаний, а творческий
подход к решению учебных задач, умение применять полученные знания
самостоятельно в реальной жизни.
Педагоги и психологи уже много лет говорят и пишут о важности
«деятельностного подхода» в обучении, о необходимости «контекстного
обучения», в ходе которого осуществляется трансформация «учебной»
деятельности в «практическую». Эти же требования к обучению находим в
образовательных стандартах основного общего образования. Вот почему на
уроках математики, физики, химии, биологии ученики решают задачи, в
условиях которых описаны конкретные жизненные ситуации. Такие задачи
называют
контекстными. Для решения требуется не только анализ,
осмысление и объяснение жизненной ситуации, но и обязательный выбор
способа действия в ней, а результатом решения контекстной задачи является
«столкновение» с учебной проблемой, осознание её значимости.
Мне
кажется,
на
уроках
русского
языка
введение
контекста
необходимо в задания по развитию речи. То есть письменный или устный
текст должен создаваться с учетом подразумеваемой ситуации общения.
Например,
при
изучении
темы
«Стили
речи»
шестиклассники
знакомятся с официально-деловым стилем, который поначалу пугает их.
Канцеляризмы, аббревиатуры и бланки документов кажутся ученикам чем-то
непонятным и ненужным в их еще детской жизни. Но если учитель
предлагает написать заявление директору школы с просьбой отменить урок,
то ученики, пользуясь шаблоном из учебника, с радостью его составляют и
подписывают. Языковые средства официально-делового стиля при этом
легко осваиваются. Интерес вызывает и написание официально-делового
письма, если стоит задача: представьте себя генеральным директором
предприятия
и
напишите
письмо
генеральному
директору
другого
предприятия с предложением сотрудничества, впишите в графу «кому»
фамилию своего одноклассника, а в графу «отправитель» - свою.
Шестиклассники легко и непринужденно создают письменные тексты,
когда появляется потребность в коммуникации. А текст позволяет им
«решить» ту или иную коммуникативную задачу. Моя же задача как учителя
– смоделировать такую ситуацию, чтобы они смогли применить свои
теоретические знания на практике.