Напоминание

Применение контекстных задач на уроках русского языка для развития речи обучающихся в средней школе

Автор: Светлана Анатольевна Григорь
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 имени А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Применение контекстных задач на уроках русского языка для развития речи обучающихся в средней школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение контекстных задач на уроках русского языка для

развития речи обучающихся в средней школе.

В современном российском образовании на первом месте при оценке

его качества стоит не объем усвоенных учащимися знаний, а творческий

подход к решению учебных задач, умение применять полученные знания

самостоятельно в реальной жизни.

Педагоги и психологи уже много лет говорят и пишут о важности

«деятельностного подхода» в обучении, о необходимости «контекстного

обучения», в ходе которого осуществляется трансформация «учебной»

деятельности в «практическую». Эти же требования к обучению находим в

образовательных стандартах основного общего образования. Вот почему на

уроках математики, физики, химии, биологии ученики решают задачи, в

условиях которых описаны конкретные жизненные ситуации. Такие задачи

называют

контекстными. Для решения требуется не только анализ,

осмысление и объяснение жизненной ситуации, но и обязательный выбор

способа действия в ней, а результатом решения контекстной задачи является

«столкновение» с учебной проблемой, осознание её значимости.

Мне

кажется,

на

уроках

русского

языка

введение

контекста

необходимо в задания по развитию речи. То есть письменный или устный

текст должен создаваться с учетом подразумеваемой ситуации общения.

Например,

при

изучении

темы

«Стили

речи»

шестиклассники

знакомятся с официально-деловым стилем, который поначалу пугает их.

Канцеляризмы, аббревиатуры и бланки документов кажутся ученикам чем-то

непонятным и ненужным в их еще детской жизни. Но если учитель

предлагает написать заявление директору школы с просьбой отменить урок,

то ученики, пользуясь шаблоном из учебника, с радостью его составляют и

подписывают. Языковые средства официально-делового стиля при этом

легко осваиваются. Интерес вызывает и написание официально-делового

письма, если стоит задача: представьте себя генеральным директором

предприятия

и

напишите

письмо

генеральному

директору

другого

предприятия с предложением сотрудничества, впишите в графу «кому»

фамилию своего одноклассника, а в графу «отправитель» - свою.

Шестиклассники легко и непринужденно создают письменные тексты,

когда появляется потребность в коммуникации. А текст позволяет им

«решить» ту или иную коммуникативную задачу. Моя же задача как учителя

– смоделировать такую ситуацию, чтобы они смогли применить свои

теоретические знания на практике.