Автор: Рыбченко Анастасия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ N15 п. Кулой"
Населённый пункт: п. Кулой
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: "Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе".
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15 п. Кулой»
Методическая разработка
урока русского языка в 4 классе
«Правописание безударных окончаний имён
существительных в единственном числе».
Выполнила
Рыбченко Анастасия Андреевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 15п.Кулой»
п.Кулой
2023 год
1
АННОТАЦИЯ
Актуальность
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро
не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность
народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение
высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной
из наиболее сложных задач начального обучения.
Одна из важных тем в изучении русского языка в начальной школе –
это
тема
«Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
существительных в единственном числе».
Многолетний
опыт
показывает,
что
учащиеся
испытывают
затруднения в изучении данной темы, часто допускают ошибки в
написании безударных окончаний имён существительных.
Важным представляется формирование у младших школьников
общего подхода к решению данной орфографической задачи.
Последовательность действий, которой овладевают обучающиеся 4
класса при написании окончаний имён существительных составит основу
совершенствования данных навыков в среднем звене школы.
Цель
урока
(для
учителя):
развивать
орфографическую
зоркость
обучающихся, формировать навык правописания безударных падежных
окончаний имен существительных.
Цель урока
(для обучающихся): закрепить умение правильно писать
безударные окончания имён существительных в единственном числе.
Задачи:
· учить различать и проверять безударные окончания
имён существительных в единственном числе;
· углублять знания об имени существительном как части речи;
· распознавать склонения, падеж имён существительных;
2
· развивать навык сознательного использования падежных форм
имени существительного в речи;
· обогащать словарный запас обучающихся;
· формировать навыки связной речи;
· развивать память, внимание, мышление;
· развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать,
классифицировать;
· воспитывать любовь к родному языку, умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся научатся формулировать цель урока, исходя из анализа
материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с
учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на
уроке;
– научатся правильно писать безударные падежные окончания имен
существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм
проверки падежного безударного окончания имени существительного с
помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени
существительного;
– обучающиеся осознают правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий,
умение договариваться о совместных действиях);
Условия и форма проведения урока.
Для
урока
подготовлен
наглядный
материал
на
доске,
карточки,
презентация урока. Дети поделены на группы.
Форма проведения (тип урока) – урок рефлексии
Оценка автором эффективности работы.
Главной целью обучения в современной школе является не
достижение учащимися определенного уровня предметных знаний и
умений, а формирование системы ключевых компетенций, которые
позволят молодым людям успешно применять усвоенные знания в
3
практической
ситуации
и
тем
самым
успешно
адаптироваться
в
динамическом социуме.
Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний
имён существительных в единственном числе» заключительный в серии
уроков по правописанию окончаний существительных. Обучающиеся уже
знакомы с алгоритмом выбора окончания существительных.
Система заданий на уроке заставляет детей применять такие
коммуникативные и речевые умения как, работа в паре, в группе;
способность отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении
фраз, подборе слов; умение приспосабливаться к новым, непривычным
требованиям
и
условиям;
умение
осмыслять
прочитанный
текст
стихотворений, пословиц. Учитель на уроке только организует работу
ребят, которые, в свою очередь, самостоятельно ставят цель, планируют
свою работу, подводят итог и делают вывод.
Построенная
таким
образом
работа
позволяет
активизировать
деятельность обучающихся на приобретение навыков функциональной
грамотности.
4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Технологическая карта урока.
Этапы
Структура урока
Время
Деятельность
учителя
Обучающихся
1.
Организационный
этап.
2 мин.
Приветствие учителя. Положительный настрой на работу.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего
рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня.
Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то
новое.
- Присаживайтесь
- Повторим правила посадки при письме
- Запишите число, классная работа
Дети приветствуют учителя и друг друга
улыбками.
Ответы детей:
- Ученик глубоко сидит на стуле, имея не
меньше 3-х точек опоры: сиденье стула,
спинку стула, пол или подножку. Плечи
развернуты. Между туловищем и краем парты
– 3-5 см. Ноги согнуты в тазобедренном и
коленном
суставах
под
прямым
углом,
предплечья
свободно
лежат
на
столе.
Расстояние от глаз до книги (тетради) – 26-35
см
2
Постановка цели и
задач урока.
5 мин.
Вопросы учителя:
- Прочитайте предложение на доске. Что за предложение
Ответы детей:
- Пословица
5
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
записано? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- О чём она говорит?
Запишите пословицу.
- Определите части речи у всех слов в этом предложении.
Какая часть речи встречается чаще всего?
- О чем будет идти речь на уроке?
- Давайте определим тему урока. Как мы отметили, она
связана с существительным.
- Тема нашего урока: Правописание безударных
окончаний имён существительных в единственном числе.
- Мы уже знакомы с этой темой. Догадайтесь, какая цель
нашего сегодняшнего урока.
- Для чего мы ставим себе такую цель? Где нам это
умение пригодится в жизни?
- Любовь к родине крепка, ни что не может ее
сломить.
Дети выполняют задание
- Чаще всего в предложении встречается имя
существительное.
-Об имени существительном.
Дети собирают тему урока из предложенных
слов.
- Цель: закрепить умение правильно писать
безударные окончания имён существительных
в единственном числе.
- Умение правильно писать окончания
существительных может пригодиться, когда
мы пишем письмо другу, сочинение в школе,
ответ у задачи.
3
Актуализация
знаний.
2 мин.
- Вспомним, что вы знаете о существительном.
Сыграем в игру «Дополни предложение»
За 1 минуту нужно ответить на максимальное количество
вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Дети отвечают на вопросы учителя.
4
Определение
индивидуальных
затруднений в
4 мин.
- Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать
безударное падежное окончание имён существительных?
Дети собирают порядок действий на
доске. Комментируют необходимую
работу на каждом этапе.
1.
Определить склонение
6
применении умений
и знаний.
Планирование
работы по
устранению
затруднений.
существительного.
- Вспомнить, как определить склонение
существительного. Тренироваться определять
склонение существительных.
2.
Определить падеж.
- Упражняться в определении падежей
существительного.
3.
Вспомнить падежные окончания
существительных разного склонения из
таблицы ИЛИ подобрать слово –
помощник с ударным окончанием
для проверки правильности
написания.
- Тренироваться писать безударные окончания
существительных.
5
Реализация
запланированного.
15
мин
- Вспомним алгоритм определения склонения.
Учитель организует работу в парах на карточке 1
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Обучающимся с ОВЗ разрешено
пользоваться справочным материалом. Формулировка
задания упрощена.
- Вспомним алгоритм определения падежей
Учитель организует работу в группах на карточке 2
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Для обучающихся с ОВЗ
формулировка задания упрощена, разрешается
использование справочного материала.
Ответы детей.
Работа на карточке в парах. Дети определяют
склонение существительных.
Проверяют по эталону (на доске).
Комментируют основные ошибки.
Обучающиеся оценивают свою работу в
листах самооценки.
Ответы детей.
Работа на карточке в группах. Дети
определяют падеж существительных в
предложении/словосочетании.
Проверяют по эталону (на доске).
Отмечают основные ошибки.
Обучающиеся оценивают свою работу в
листах самооценки.
7
6
Физкультминутка
1 мин.
Учитель организует подвижную физкультминутку для тела
и глаз.
Физкультминутку проводят подготовленные
ребята. Другая часть класса участвует в игре.
7
Обобщение
затруднений,
проведение
самостоятельной
работы.
5 мин.
- Вспомним способы верного написания окончаний
существительных.
- Повторим слова – помощники.
Учитель организует индивидуальную работу детей на
карточке 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Ответы детей.
Индивидуальная работа на карточке. Дети
определяют падеж и склонение
существительных, восстанавливают таблицу,
вставляют окончание.
Проверяют по эталону (на доске).
Отмечают основные ошибки.
Обучающиеся
оценивают
свою
работу
в
листах самооценки.
8
Включение
знания
в
существующую
систему,
выстраивание
взаимосвязи
навыков.
6 мин
На слайде стихотворение (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Учитель
задает вопросы
- Почему так названо стихотворение, о чем пойдет речь?
Учитель организует фронтальную работу по определению
окончаний существительных в стихотворении.
- Совпали наши предположения?
Дети делают предположения, отвечают.
Выполняют задание учителя.
Делают
вывод
о
необходимости
умения
правильно писать окончания
существительных.
9
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
2 мин.
Учитель даёт домашнее задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Ребята записывают домашнее задание.
10
Рефлексия
(подведение итогов
3 мин.
– Вспомним, какую цель ставили на урок.
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
Самооценка
работы
за
урок,
исходя
из
результатов работы на каждом этапе.
8
урока).
- Что необходимо для того, чтобы верно написать
безударное окончание существительного?
- Как помогут, полученные знания, в жизни?
- Поставьте себе общую оценку на листе «самооценки».
– Наш урок подходит к концу. Сядьте по удобней,
закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом
уроке, все доброе, о чем мы говорили, поместите это добро
в свое сердце и живите с ним. А теперь откройте глаза,
спасибо за работу. Урок окончен.
Работа с листом самооценки.
Ребята выражают своё мнение.
9
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Копотева, Г.Л. Дидактика уверенности в себе. Проектируем урок,
реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г.Л.
Копотева. - М.: Учитель, 2016
2. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.
Миронов. - М.: Учитель, 2016.
3. Правильная посадка во время заняти й . Наглядное пособие для
начальной школы. Автор: Г. В. Бородкина . Художник Н. А. Бачинская.
«Айрис-Пресс», 2003.
4. Браницкая О.В. «Приемы рефлексивных технологий в начальной
школе». Журнал «Начальная школа» № 12 2009 г.
5. Перцева Н.К. « К вопросу о способах распознавания падежных форм
имени существительного». Журнал «Начальная школа» № 8 2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
10
[ПРИЛОЖЕНИЕ 1]
Минутка чистописания
ор Р ро О
Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 2]
Игра «Дополни предложение»
За 1 минуту нужно ответить на максимальное количество вопросов
.
1) Этот признак существительного мы определяем по вопросу «кто?»
(одушевлённость)
2) Признак противоположный по значению одушевлённости
(неодушевлённость).
3) Определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой»,
«она моя», «оно моё» (род).
4) Какого рода бывают имена существительные?
5) Эта категория имени существительного определяет количество предметов
(число).
6) Этот признак относится к словоизменению имён существительных по
вопросам (падеж).
7) Сколько падежей у имён существительных?
8) Изменяемая часть слова … (окончание).
9) Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
10) Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1
склонению).
11) К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым
окончанием).
12) Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и
среднего рода с окончанием -о, -е).
13) Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
[ПРИЛОЖЕНИЕ 3]
Определение склонений существительных
Карточка 1 (для детей с ОВЗ)
Определи склонение существительных
Выдели окончание
Определи род
Обозначь склонение
Сметана
Бродяга
11
Барабан
Подпись
Море
Речка
Юбилей
Сирень
Карточка 1
Определи склонение имен существительных
Слово
Склонение
Со сметаной
К бродяге
За барабаном
Без подписи
Над морем
О речке
О юбилее
К сирени
В колыбели
От мудрости
[ПРИЛОЖЕНИЕ 4]
Определение падежей существительных
Карточка 2 (для обучающихся с ОВЗ)
Определите падеж имён существительных.
детвора любит ____________
любит зиму ____________
ребята катаются ___________
катаются с гор____________
катаются на санках____________
Карточка 2
ФИ ____________________________________________________
12
В каждом предложении определите падеж имён существительных.
Детвора любит снежную зиму. Ребята с гор катаются на
санках.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 5]
Правописание окончаний существительных
Карточка 3
(для детей с ОВЗ)
Восстановите таблицу, впишите
окончания.
на площадк… шумно.
1 скл, П.п.
недалеко от деревн…
1 скл, Р.п
распустились на сирен…
3 скл, П.п.
не горит в огн…
2 скл, П.п.
гулял по площад…
3 скл., Д.п.
растёт в огород…
2 скл., П.п.
Карточка 3
Восстановите таблицу, впишите
окончания.
13
На детской площадк…
очень шумно.
1 скл, П.п.
Мы гуляли недалеко от
деревн…
1 скл, Р.п
Нежные цветы
распустились на сирен…
3 скл, П.п.
Не горит в огн… и в
воде не тонет.
2 скл, П.п.
Алеша гулял по
площад… с другом.
3 скл., Д.п.
У бабушки в огород…
растёт тыква
2 скл., П.п.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 6]
Георгий Ладонщиков
«Скворец на чужбине»
Улетел скворец от стужИ,
Сытно за морЕМ живёт,
Воду пьёт из тёплой лужИ,
Только песен не поёт.
Рвётся он в края родные,
Где родился и где рос,
14
Где по-своему впервые
Слово «мама» произнёс.
Он скучает по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечнЕ,
По деревнЕ,
По соседУ воробью,
По АлёнкЕ и АлёшкЕ —
Дорогим друзьям своим,
И немножечко по кошкЕ,
Что охотилась за ним.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 7]
Домашнее задание с.122, упр.230
по желанию продолжить стихотворение.
15