Напоминание

"Постановка голоса в младшем школьном возрасте"

Автор: Медведева Лейла Муратовна
Должность: преподаватель по вокалу
Учебное заведение: МАУДО ДШИ № 13 (татарская)
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Постановка голоса в младшем школьном возрасте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №13(татарская)»

Конспект открытого урока

по теме:

«Постановка голоса в младшем

школьном возрасте»
Преподавателя вокала первой квалификационной категории МАОУДОД «ДШИ №13(т)» Медведевой Л.М. г.Набережные Челны
Цель
: Постановка голоса в младшем школьном возрасте
Задачи:

I. Обучающие:
1. Дать учащемуся представление о строении голосового аппарата
а) познакомить с вокальными терминами: певческая установка, голосовые резонаторы б) учить основам техники звукоизвлечения в) учить различать высокую позицию голоса и низкую 2. Закреплять знания о строении голосового аппарата, о голосовых резонаторах. 3. Работать над правильной певческой установкой корпуса исполнителя. 4. Учить певческому дыханию на опоре. 5. Работать над правильной артикуляцией.
II. Развивающие:
1. Развивать метроритмический, гармонический слух. 2. Развивать сценические способности юного исполнителя.
III. Воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение к голосовому аппарату. 2. Воспитывать интерес к вокальному мастерству, стремление к достижению поставленной цели.
План урока:

I. Вводная часть.
1. Приветствие
2. Объявление темы урока 3. Распевка
II. Основная часть
1. Знакомство с голосовым аппаратом а) 2. Закрепление пройденного материала: а) песня « Про Теленочка муз.Калинникова, б) «Тки дочка», польская народная песня в) Песня: « Паре» эстрадная песня на армянском языке
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
Оборудование и материалы.
1. музыкальный инструмент (фортепиано) 2. музыкальный центр 3. ноутбук, усилитель, микрофон 4. плакат строения голосовго аппарата на магнитной доске 5. учебный нотный материал
Ход урока

I. Вводная часть
1. Приветствие 2. Представление учащегося 1 года обучения Нранян Сюзанны, 8 лет. Объявление темы: «Постановка голоса в младшем школьном возрасте» 3. Распевка: упражнения на развитие технических возможностей голоса: а) мм (закрытым ртом) – послушаем звук, во рту ощущение объёма. Обращаю внимание на свободную челюсть, зубы разъединены, звук должен идти в голову. б) переход с закрытого рта к слогам: м-ми-а 5
Учимся петь на верхнем резонаторе, формируем гласные близко к верхним зубам. в) Работа на одном звуке: «Андрей-воробей не гоняй голубей Гоняй галочек из-под палочек Не клюй песок, береги носок Пригодится носок, клевать колосок» Обращаю внимание на то, чтобы звук «не плавал»; устойчивая интонация, ощущение «подъёма» звука. Представить, что на носу сидит колобок. Медленно исполняем legato, затем в быстром темпе – staccato. Звук ближе к зубам. Показывается наглядное пособие: таблица строения голосового аппарата. Показываем, что звук формируем у нёба, ближе к верхним зубам. Связки не напрягаем, поем свободно. Бережем горлышко от напряжения. После урока, на улице в холоде не разговариваем, т.к. разогретые связки можно быстро застудить. г) Проговариваем скороговорку: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок». Обращаю внимание на чёткое произношение слов (близко к зубам). На верхних звукам поём чётко, легко как «комарик».
II. Основная часть
1. а) Повторение главных ступеней гаммы: I – III – V (до - ми – соль). Упражнение: соль – ми – до, соль – фа – ми – ре – до. Объясняю: Петь нужно в высокой позиции на зевочке. Во рту ощущение горячей картошки или большого яблока. Учимся петь на зевочке.
б) Пение полного трезвучия с вводными опеваниями. Штрихами: legato, затем staccato (образные примеры: киска, ёжик). Обращаем внимание на дыхание: legato – мягкий вдох и плавное звучание, а staccato – жёсткий ауфтакт, отрывистое звучание. Концентрируем внимание на животик, он должен быть упругим. Также обращаем внимание на динамику. В восходящем движении звук постепенно усиливается <, в нисходящем движении – звук постепенно уменьшается >. Знакомимся с терминами: крещендо – усиливаем звук, диминуэндо – уменьшаем звук. в) Физ.разминка: упражнение выполняется сначала сидя: 1) Берём мягкий вдох, и, вместе с плавным поднятием рук вверх, поются слоги ма-мэ-ми-мо-му. Последнюю гласную фиксируем на груди и делаем руками большой круг на выдохе. 2) «Лё» - делаем большой круг руками. Обращаем внимание на дыхание. Берём дыхание «не слышно, не видно». Животик подтянут. Применяем метод соревнования. 2. Закрепление пройденного материала: Повторяем песню « Про теленочка», муз. Калинникова. Направляем внимание на динамический рисунок произведения, сценический образ. Восходящие линии мелодии поются штрихом legato на крещендо, а нисходящие линии динамическим оттенком – диминуэндо. Песня исполняется под сопровождение фортепиано. 3. «Тки дочка», польская народная песня Мы познакомились с этой песней на прошлом уроке, повторяем мелодию, обращаем внимание на правильную интонацию, верхние
звуки поются светло, мышцы лица направляются ко лбу. Дальше работаем над динамическим рисунком по содержанию песни. Песня исполняется под сопровождение фортепиано. 4. Нами была выучена песня «Паре» Продолжаем работать над сценическим образом песни. Сочетаем пение с движениями, концентрируем внимание на сдержанном ровном дыхании. Песня исполняется под фонограмму, используются микрофон, усилитель, колонка, ноутбук, зеркала.
III. Заключительная часть.
А сейчас, давай вспомним, Марсель, с какими музыкальными штрихами познакомились? Молодец! Ты сегодня очень хорошо работал на уроке. А тебе понравилось? Домашнее задание:
Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №13(татарская)»


Самоанализ открытого урока

по теме:

«

Постановка голоса в младшем

школьном возрасте»
Преподавателя вокала первой квалификационной категории МАОУДОД «ДШИ №13(т)» Медведевой Л.М. Урок по теме «Постановка голоса в младшем школьном возрасте» проведён с учащейся второго года обучения по классу вокала Нранян Сюзанной. Тип урока – усвоение новых знаний и умений. Вид урока – обучение на основе индивидуальной программы (индивидуальное занятие). Сюзанна обладает хорошими музыкальными данными, у него отличный звуко-высотный слух, хорошее чувство ритма. В то же время у данного ученика имеется незначительный дефект речи (заикание), неусидчивость, которые при систематических занятиях вокалом должны устраниться.
Данный урок является продолжением учебно-познавательной деятельности по овладению первоначальными навыками постановки голоса на первом году обучения, второй урок по данной теме. Тема достаточно сложная для ребенка 6 лет, но она необходима для дальнейшей работы над совершенствованием техники вокального исполнительства. Цель урока: формирование у учащегося представления об основных особенностях техники вокального исполнительства, позиции звука и основам правильного вокального дыхания. Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
I. Обучающие:
 Дать представления о технике вокального исполнительства а) познакомить со строение голосового аппарата б) обучать основам техники звукоизвлечения в высокой позиции в) учить различать позицию звука Кроме того, на уроке решались следующие задачи, обязательные для каждого урока на первом году обучения:  Закреплять знания о строении голосового аппарата, о голосовых резонаторах.  Работать над правильной певческой установкой корпуса исполнителя.  Обучать певческому дыханию на опоре.  Работать над правильной артикуляцией.
II. Развивающие:
 Развивать метроритмический, гармонический слух.  Развивать сценические способности юного исполнителя.
III. Воспитывающие:
 Воспитывать бережное отношение к голосовому аппарату.  Воспитывать интерес к вокальному мастерству, стремление к достижению поставленной цели.
При проведении урока были использованы следующие основные средства обучения:  музыкальный инструмент (фортепиано);  музыкальный центр;  ноутбук;  усилитель;  микрофон;  Дидактическая таблица “Строения голосовго аппарата” на магнитной доске;  учебный нотный материал;  игрушки: ежик, кошечка, кораблик;  надувной мяч. Были созданы необходимые санитарно-гигиеничесике условия: хорошее освещение, нормальный температурный режим, проветренное просторное помещение. Урок проходил в условиях благоприятного психологического микроклимата. Марсель занимался с желанием, правильно воспринимал каждое слово педагога. Структура урока – традиционная:  вводная часть (приветствие, сообщение темы урока и постановка основных задач, распевка);  основная часть (новый материал, упражнения на закрепление новых знаний, повторение и закрепление материала, усвоенного на предыдущих уроках)  заключительная часть – подведение итогов урока (с участием ребенка), оценка работы ученика, домашнее задание. Поставленные задачи решались на протяжении всего урока, все части урока взаимосвязаны, последовательны.
Распевка - обязательная часть каждого урока вокала, помогла учащемуся “разогреть” голосовые связки, подготовить голосовой аппарат к более сложным вокальным упражнениям, исполнению песенного репертуара. Уже на этапе распевки решались поставленные задачи: работа над установкой корпуса, над правильным певческим дыханием, артикуляцией, развитием метроритмического и гармонического слуха, обучение использованию верхних резонаторов для правильного звукоизвлечения. Так как ребенок еще маленький, вместо термина “верхние резонаторы” я использоваля образное сравнение “как будто колобок сидит на носике”; наглядно показала строение голосового аппарата на таблице; разнообразила распевочные упражнения не только по содержанию, но и по форме исполнения (прыжки на мяче), так как ребенку 6 лет трудно и неинтересно долгое время находиться в статической позе. Во время распевки следила за качеством выполнения упражнений, необходимые указания давала в доброжелательной форме, в распевке и на протяжении всего урока поощряла ребенка словом, улыбкой, чтобы поддержать у него интерес к занитиям. Для решения задачи ознакомления с голосовым аппаратом использовала плакат с изображением строения голосового аппарата, демонстрация игрушек, пение, прослушивание музыкальных произведений в записи – чтобы задействовать как можно больше органов чувств ребенка. Упражнения голосовыми возможностями девочки, в порядке усложнения материала. Полученные знания закрепляла и в ходе работы над исполнительским репертуаром, активизируя мышление ребенка вопросами (в какой технике исполняется эта песня? и др.). Физминутка – дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой позволила сменить вид деятельности, способствовала оздоровлению дыхательной системы и голосового аппарата. Чтобы повысить качество выполняемых упражнений, использовалось синхронное выполнение упражнений ученика и педагога перед зеркалом и игровой прием –
соревнование с педагогом, что сразу же мобилизует ребенка, придает интерес. Работа над репертуаром – традиционная часть каждого урока вокала. На данном этапе у нас в работе три песни: - “Про теленочка” - новая, поэтому основное внимание уделялось правильному интонированию, звукопроизношению, содержательной стороне, определялся характер нового произведения. Владея ранее приобретёнными навыками вокального исполнения, Сюзанна легко применял их при исполнении новой песни, а самое главное, он сразу определил штрих, каким необходимо исполнять эту песню – legato. “Тки дочка?” – песня в стадии работы, разучавается уже на протяжении 2- х уроков. Основное внимание обращала на динамический рисунок произведения, на развитие сценичекого мастерства учащегося. Чтобы ребенку легче было войти в образ, на предыдущих уроках велись беседы по содержанию песни. “Паре” – “готовая” песня, на уроке шла работа с микрофоном, задача – развитие сценического мастерства юного исполнителя (умение держать микрофон, двигаться в такт музыки, быть лицом к зрителю, входить в сценический образ). Сочетание пения с движением требует большой мобилизации внимания, сосредоточенности, метроритмического и гармонического слуха. Для ученика – это самый приятный и ожидаемый момент урока, олицетворяющий цель затраченных усилий. Ребенку очень нравится почувствовать себя на сцене, он очень старался, выполнял все указания педагога. Подводя итоги урока, я задействовала ученика, предложив ему вспомнить, чему новому он научился на уроке (активизация памяти, мышления), похвалила его за работу, так как в этом возрасте похвала – самый действенный метод стимулирования ребенка к дальнейшей работе.
Таким образом, все поставленные мною цели и задачи выполнены, ребенок в полной мере усвоил программный материал, хорошо справился со всеми заданиями и упражнениями, комфортно себя чувствовал, нацелен на дальнейшую работу. Сюзанна – очень целеустремлённая ученица, и я надеюсь, что систематические занятия по вокалу представят ей уникальную возможность для самоутверждения и самореализации талантливого и одарённого от природы ученика.