Напоминание

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках математики в современных условиях.

Автор: Сиротенко Светлана Николаевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Мариупольский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Мариуполь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации учебной деятельности на уроках математики в современных условиях.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках математики в

современных условиях.

Умеет учить тот, кто учит интересно,

Кто излагает свой предмет так, чтобы

В душе ученика зазвучали ответные струны

И ни на минуту не засыпала его любознательность.

(А. Эйнштейн )

Математика многим детям дается нелегко. И если у обучающегося нет мотивов ее изучать

или эти мотивы слабы, обучение превращается в муку. В этом заключается одна из

важнейших причин отставания многих обучающихся по математике. Устранить ее можно

лишь одним способом - своевременно сформировать действенные мотивы обучения. По

словам И. Подласого, «изучение и правильное использование уже действующих мотивов,

формирование необходимых, направляющих развитие личности и ее движение,-

сердцевина педагогического труда». Если спросить обучающихся, какой предмет у них

самый любимый, то вряд ли большинство из них назовут математику. Одни считают, что

этот предмет им не под силу, другие - что знания по математике не понадобятся в жизни.

Задача преподавателя - убедить каждого в том, что даже минимальный уровень

математических знаний поднимает его на более высокий уровень человеческого общения.

Изучение математики - нелегкий труд, но во время ее изучения воспитывается

благоразумие, гибкость ума, логичность мысли и способность прогнозировать

определенные ситуации наперед, что особенно нужно каждому человеку в рыночных

условиях. Стремясь сформировать компетенции, нужные в самостоятельной жизни, мы

опираемся на развитие умения действовать, принимать решения, находить способы

наилучшего решения той или иной задачи. К действию же как такового человека

побуждают мотивы, то есть то, ради чего человек и прибегает к любым действиям.

Потребность в чем - то, эмоциональная яркость, стремление к определенной цели,

заинтересованность - это причины, которые активизируют деятельность и являются

основой мотивов. Впервые слово "мотивация" употребил немецкий философ Артур

Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин вошел

в употребление для объяснения причин поведения человека. Еще Я. Коменский писал, что

«Всеми возможными средствами надо зажигать в детях пылкое стремление к знаниям и

обучению». Мотивация - это совокупность всех побуждений к деятельности, то есть

система мотивов. Но "мотивация"- более широкое понятие, чем "мотив". Мотив, в отличие

от мотивации,- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его

устойчивым личным качеством, что изнутри побуждает к очерченным действиям.

Различают две большие группы мотивов:

- познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее

выполнения;

- социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями

соискателей образования с другими людьми.

В педагогике определены пять взаимосвязанных групп мотивов обучения. К ним

относятся: социальные, коммуникативные, познавательные, мотивы ответственности и

перспективы.

Задача преподавателя - убедить каждого обучающегося в том, что даже минимальный

уровень математических знаний поднимает его на более высокий уровень человеческого

общения. Изучение математики - нелегкий труд, но во время ее изучения воспитывается

благоразумие, гибкость ума, логичность мысли и способность прогнозировать

определенные ситуации наперед, что особенно нужно каждому человеку в рыночных

условиях.

Методы и способы мотивации интереса к обучению математике у обучающихся

:

- Использование эффекта удивления.

- Создание проблемной ситуации.

- Эвристическая беседа.

- Использование аналогии, сравнения, противопоставления.

- Создание ситуации заинтересованности.

- Познавательные игры.

- Использование учебных дискуссий.

- Создание ситуации свободного выбора обучающимися учебного задания.

- Создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний.

- Создание ситуации увлеченности.

- Использование метода анализа жизненных ситуаций.

- Создание на уроке ситуации успеха.

- Формирование у обучающихся мотивов долга и ответственности в обучении.

- Использование исторического материала.

- Применение нового математического факта.

- Использование метода целесообразных задач.

- Использование наблюдений, подражания, измерения, эксперимента.

- Использование открытой информации на уроках математики.

- Использование практических задач.

- Использование наглядности.

- Использование инновационных технологий

Итак, группа, в которую мы входим на каждом уроке, - это определенная совокупность

достаточно разных потребностей, эмоций, чувств, целевых установок и идеалов, с

которыми в этот учебный кабинет сегодня вошли дети. Перед образовательной

организацией стоят задачи: научить , то есть обеспечить овладение знаниями, развить

природные способности, воспитать эмоциональную, духовную сферу личности. Именно

поэтому первоочередная задача - формировать и развивать учебно-познавательную

мотивацию к изучению математики. Мышление обучающегося активизируется, если у

него возникло желание понимать, изучать новый материал, появилась заинтересованность

работой, когда он становится соучастником учебно-познавательного процесса. Поэтому

заинтересовать изучением математики и поддерживать эту заинтересованность является

актуальной задачей для преподавателя математики на каждом уроке. Сделать это

преподаватель может, используя различные формы и методы организации работы,

создавая атмосферу заинтересованности каждого обучающегося как в собственной работе,

так и в работе всего коллектива; а также посредством стимулирования обучающихся к

использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без опасения

ошибиться, получить неправильный ответ . Без мотивации учебной деятельности

обучение не может принести положительного результата. С целью достижения

необходимого

результата

можно

использовать

разнообразные

приемы

развития

познавательных мотивов.

Мотивация учебной деятельности путем беседы.

Во вступлении очерчиваем круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. При

этом привлекаются знания и субъективный опыт обучающихся, приводятся интересные

примеры и парадоксальные ситуации, демонстрируется связь изучаемого материала с

ранее изученным.

Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.

Постановка

вопроса,

демонстрация

эксперимента

или

предоставление

вниманию

обучающихся логической задачи, используются практические задачи:

1. Наблюдатель, находящийся в точке А, видит конец шеста В и верхнюю точку башни Д,

причем точки А, В, Д размещены на одной прямой. Определите высоту башни, если ВС-4

м, АС-6 м, АЕ= 90 м.

2. Высота дерева равна 9,2 м, а длина тени человека рост которого 1,8 м., равна 2,7 м.

Найти длину тени дерева

3. Задача о Лилии (определить глубину озера по расстоянию отклонения ее от обычного

положения) и многие подобные задачи.

4. 10-11 классы: параллельные и перпендикулярные прямые в быту на примерах

наблюдения за окружающей средой; задача на нахождение наибольшего и наименьшего

значения с использованием производной , нахождение площадей с помощью интеграла,

нахождение площадей поверхностей многогранников (поклеить обои, вагонка, форма

потолка, положить плитку на пол, ламинат и т.д.); нахождение объемов многогранников –

задача об объме комнаты, аквариума, бассейна, контейнера и т.д.

Мотивация учебной деятельности путем использования технологии " мозговая

штурм»

Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной

сложной проблемы. Всех обучающихся объединяет совместная работа над поиском

истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и

развивают одни идеи, отвергая другие.

Ориентировочная последовательность действий:

1. Формулировка проблемы. Постановка задач, определение срока обдумывания

предложений.

2. Высказывание суждений, идей. Регистрация идей на доске.

3. Обоснование идей их авторами. Общая дискуссия вокруг предложенных идей:

правильность, целесообразность, оригинальность. Выбор лучшей идеи.

4. Обоснование окончательного выбора. Подведение итогов работы.

Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задач.

Умение видеть интересное и удивляться приносит обучающимся радость, стимулирует к

творческим поискам, развивает воображение. Такое умение нужно воспитывать и

развивать систематически. В этом и помогут интересные факты , сообщать которые

можно как на этапе мотивации обучения, чтобы вызвать у обучающихся удивление,

противоречие или непонимание и создать потребность новых знаний, так и во время

закрепления материала, чтобы показать практическую значимость изучаемых тем.

Например, учеников можно привлекать к составлению кроссвордов, загадок, также

вызывает заинтересованность написание сказок, рассказов, стихов.

Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха.

В связи с тем, что в группе всегда есть обучающиеся с разными способностями, то к

планированию урока математики следует подходить дифференцированно. Конечно,

особое внимание следует уделить обучающимся, умеющим самостоятельно мыслить,

анализировать, обобщать. Именно им следует предлагать творческие задания, а также

упражнения, которые требуют нестандартного решения. Практика свидетельствует , что в

группе есть обучающиеся, которым изучение математики дается нелегко. Когда они

попадают в старшие классы, то накопление пропусков и недостатков в знаниях создают

ситуацию постоянной неуверенности в себе и в своих силах. Кроме того, у них

отсутствует настойчивость в получении знаний и присутствует неумение использовать эти

знания. Вот почему в работе ними следует поставить перед собой задачу - закрепить

уверенность

детей

в

своих

силах,

развивать

инициативу

путем

сочетания

мотивированности с усердным подбором задач и индивидуальным оцениванием.

Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению.

Общие

компетентности:

коммуникативные,

организационные,

саморазвития

и

самоорганизации - могут быть сформированы только на деятельностной основе, которая и

предполагает формирование у обучающихся умений самостоятельно приобретать и

применять знания, то есть самостоятельно учиться. Применительно к математике это

означает формирование умений анализировать, классифицировать. Делать умозаключения

по

аналогии,

извлекать

последствия

из

представленных

предпосылок

путем

непротиворечивых рассуждений и тому подобное. Понятно, что без обращения к

активным и интерактивным технологиям этого не достичь, потому что самый высокий

процент усвоения ( до 95%) достигается именно в процессе взаимообучения.

1. Учебная деятельность под руководством преподавателя.

Возможные варианты заданий для обучающихся:

- Что именно будет результатом вашей работы на уроке?

- Какими способами можно достичь результативности вашей работы на уроке?

- Существуют ли другие способы выполнения работы?

- Определите задачи своей учебной деятельности, выберите способы действий,

соответствующие выполнению заданий.

- Самостоятельно и последовательно выполните все этапы конкретной работы и подайте

результаты в виде графика, схемы.

- Спланируйте свою учебную деятельность, определив отдаленную и ближайшую цель.

- Определите промежуток времени , необходимый для выполнения всех этапов работы.

2. Самостоятельная учебная деятельность.

Осуществляется в том случае, когда отдельные этапы работы или работа в целом

выполняется без помощи преподавателя. Возможно использование алгоритма действий

на уроке или подавляющей части уроков по определенной теме. Преподаватель выступает

в роли консультанта.

Мотивация учебной деятельности на основе самообразовательной деятельности

обучающихся.

Ученик управляет своей познавательной деятельностью самостоятельно, выполняя ее в

соответствии со своими знаниями, целями и мотивами.

Некоторые приемы самостоятельной работы ученика:

- Прием смысловой проработки текста, предусматривающий увеличение объемов

изучаемого материала, выделение в нем идей, принципов, законов, осмысление

обобщенных способов решения задач.

- Прием культуры чтения и культуры слушания; прием краткого и наиболее

рационального конспектирования (план, тезисы, конспект, реферат, общие приемы работы

с книгой).

- Общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование

приема мнемотехники: образной и слуховой памяти).

- Приемы фокусировки внимания, основанный на использовании различных видов

контроля, поэтапной проверки своей работы и т.д.

- Общие приемы поиска дополнительной информации (работа со справочниками,

каталогами, словарями, энциклопедиями).

- Приемы подготовки к промежуточной аттестации.

Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых

ситуаций.

К основным понятиям, характеризующим дидактические игры, относятся: моделируемые

объекты; моделируемый процесс; сценарий, в котором описываются правила игры,

объекты и предметы; способы игры; регламент; участники игрового процесса.

Примеры игровых ситуаций, применение которых не требует значительного времени ни

на подготовку, ни на проведение. Однако они способствуют значительному оживлению

действий обучающихся на уроке.

Пинг-Понг. Используется для проверки домашнего задания. К доске вызываются два

ученика. Они по очереди задают друг другу подготовленные дома вопросы по теме

домашнего задания. Группа оценивает качество вопросов и ответов. Учитывается

оригинальность, изобретательность, юмор, основательность ответов.

Мотивация учебной деятельности с помощью приемов работы с текстом.

Существуют следующие формы работы с текстом:

- Овладение приемами активного слушания;

- Перефразирование;

- Управляемое чтение;

- Чтение с пометками;

- Рефлексия чтения с пометками;

Мышление обучающегося активизируется, если у него возникло желание понимать,

изучать новый материал, появилась заинтересованность работой, когда он стал

соучастником учебно - познавательного процесса. Поэтому заинтересовать изучением

дисциплины и поддерживать эту заинтересованность у соискателей образования является

актуальной задачей для преподавателя на каждом уроке - включение ученика в

коллективные формы организации различных видов деятельности, сотрудничество между

преподавателем и обучающимся, помощь преподавателя в виде советов, привлечение

обучающихся к оценке собственной деятельности. Каждая минута урока драгоценна.

Повысить ценность каждой такой минуты поможет ее эмоциональное восприятие. Ведь

каждый миг урока, воспринимавшийся с эмоциональной нагрузкой, остается в памяти

учеников значительно дольше. Поэтому стоит подбирать такой материал, который сможет

пробудить удивление, а как следствие - интерес к изучению математики.