Автор: Сиротенко Светлана Николаевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Мариупольский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Мариуполь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации учебной деятельности на уроках математики в современных условиях.
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках математики в
современных условиях.
Умеет учить тот, кто учит интересно,
Кто излагает свой предмет так, чтобы
В душе ученика зазвучали ответные струны
И ни на минуту не засыпала его любознательность.
(А. Эйнштейн )
Математика многим детям дается нелегко. И если у обучающегося нет мотивов ее изучать
или эти мотивы слабы, обучение превращается в муку. В этом заключается одна из
важнейших причин отставания многих обучающихся по математике. Устранить ее можно
лишь одним способом - своевременно сформировать действенные мотивы обучения. По
словам И. Подласого, «изучение и правильное использование уже действующих мотивов,
формирование необходимых, направляющих развитие личности и ее движение,-
сердцевина педагогического труда». Если спросить обучающихся, какой предмет у них
самый любимый, то вряд ли большинство из них назовут математику. Одни считают, что
этот предмет им не под силу, другие - что знания по математике не понадобятся в жизни.
Задача преподавателя - убедить каждого в том, что даже минимальный уровень
математических знаний поднимает его на более высокий уровень человеческого общения.
Изучение математики - нелегкий труд, но во время ее изучения воспитывается
благоразумие, гибкость ума, логичность мысли и способность прогнозировать
определенные ситуации наперед, что особенно нужно каждому человеку в рыночных
условиях. Стремясь сформировать компетенции, нужные в самостоятельной жизни, мы
опираемся на развитие умения действовать, принимать решения, находить способы
наилучшего решения той или иной задачи. К действию же как такового человека
побуждают мотивы, то есть то, ради чего человек и прибегает к любым действиям.
Потребность в чем - то, эмоциональная яркость, стремление к определенной цели,
заинтересованность - это причины, которые активизируют деятельность и являются
основой мотивов. Впервые слово "мотивация" употребил немецкий философ Артур
Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин вошел
в употребление для объяснения причин поведения человека. Еще Я. Коменский писал, что
«Всеми возможными средствами надо зажигать в детях пылкое стремление к знаниям и
обучению». Мотивация - это совокупность всех побуждений к деятельности, то есть
система мотивов. Но "мотивация"- более широкое понятие, чем "мотив". Мотив, в отличие
от мотивации,- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его
устойчивым личным качеством, что изнутри побуждает к очерченным действиям.
Различают две большие группы мотивов:
- познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее
выполнения;
- социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями
соискателей образования с другими людьми.
В педагогике определены пять взаимосвязанных групп мотивов обучения. К ним
относятся: социальные, коммуникативные, познавательные, мотивы ответственности и
перспективы.
Задача преподавателя - убедить каждого обучающегося в том, что даже минимальный
уровень математических знаний поднимает его на более высокий уровень человеческого
общения. Изучение математики - нелегкий труд, но во время ее изучения воспитывается
благоразумие, гибкость ума, логичность мысли и способность прогнозировать
определенные ситуации наперед, что особенно нужно каждому человеку в рыночных
условиях.
Методы и способы мотивации интереса к обучению математике у обучающихся
:
- Использование эффекта удивления.
- Создание проблемной ситуации.
- Эвристическая беседа.
- Использование аналогии, сравнения, противопоставления.
- Создание ситуации заинтересованности.
- Познавательные игры.
- Использование учебных дискуссий.
- Создание ситуации свободного выбора обучающимися учебного задания.
- Создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний.
- Создание ситуации увлеченности.
- Использование метода анализа жизненных ситуаций.
- Создание на уроке ситуации успеха.
- Формирование у обучающихся мотивов долга и ответственности в обучении.
- Использование исторического материала.
- Применение нового математического факта.
- Использование метода целесообразных задач.
- Использование наблюдений, подражания, измерения, эксперимента.
- Использование открытой информации на уроках математики.
- Использование практических задач.
- Использование наглядности.
- Использование инновационных технологий
Итак, группа, в которую мы входим на каждом уроке, - это определенная совокупность
достаточно разных потребностей, эмоций, чувств, целевых установок и идеалов, с
которыми в этот учебный кабинет сегодня вошли дети. Перед образовательной
организацией стоят задачи: научить , то есть обеспечить овладение знаниями, развить
природные способности, воспитать эмоциональную, духовную сферу личности. Именно
поэтому первоочередная задача - формировать и развивать учебно-познавательную
мотивацию к изучению математики. Мышление обучающегося активизируется, если у
него возникло желание понимать, изучать новый материал, появилась заинтересованность
работой, когда он становится соучастником учебно-познавательного процесса. Поэтому
заинтересовать изучением математики и поддерживать эту заинтересованность является
актуальной задачей для преподавателя математики на каждом уроке. Сделать это
преподаватель может, используя различные формы и методы организации работы,
создавая атмосферу заинтересованности каждого обучающегося как в собственной работе,
так и в работе всего коллектива; а также посредством стимулирования обучающихся к
использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без опасения
ошибиться, получить неправильный ответ . Без мотивации учебной деятельности
обучение не может принести положительного результата. С целью достижения
необходимого
результата
можно
использовать
разнообразные
приемы
развития
познавательных мотивов.
Мотивация учебной деятельности путем беседы.
Во вступлении очерчиваем круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. При
этом привлекаются знания и субъективный опыт обучающихся, приводятся интересные
примеры и парадоксальные ситуации, демонстрируется связь изучаемого материала с
ранее изученным.
Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.
Постановка
вопроса,
демонстрация
эксперимента
или
предоставление
вниманию
обучающихся логической задачи, используются практические задачи:
1. Наблюдатель, находящийся в точке А, видит конец шеста В и верхнюю точку башни Д,
причем точки А, В, Д размещены на одной прямой. Определите высоту башни, если ВС-4
м, АС-6 м, АЕ= 90 м.
2. Высота дерева равна 9,2 м, а длина тени человека рост которого 1,8 м., равна 2,7 м.
Найти длину тени дерева
3. Задача о Лилии (определить глубину озера по расстоянию отклонения ее от обычного
положения) и многие подобные задачи.
4. 10-11 классы: параллельные и перпендикулярные прямые в быту на примерах
наблюдения за окружающей средой; задача на нахождение наибольшего и наименьшего
значения с использованием производной , нахождение площадей с помощью интеграла,
нахождение площадей поверхностей многогранников (поклеить обои, вагонка, форма
потолка, положить плитку на пол, ламинат и т.д.); нахождение объемов многогранников –
задача об объме комнаты, аквариума, бассейна, контейнера и т.д.
Мотивация учебной деятельности путем использования технологии " мозговая
штурм»
Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной
сложной проблемы. Всех обучающихся объединяет совместная работа над поиском
истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и
развивают одни идеи, отвергая другие.
Ориентировочная последовательность действий:
1. Формулировка проблемы. Постановка задач, определение срока обдумывания
предложений.
2. Высказывание суждений, идей. Регистрация идей на доске.
3. Обоснование идей их авторами. Общая дискуссия вокруг предложенных идей:
правильность, целесообразность, оригинальность. Выбор лучшей идеи.
4. Обоснование окончательного выбора. Подведение итогов работы.
Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задач.
Умение видеть интересное и удивляться приносит обучающимся радость, стимулирует к
творческим поискам, развивает воображение. Такое умение нужно воспитывать и
развивать систематически. В этом и помогут интересные факты , сообщать которые
можно как на этапе мотивации обучения, чтобы вызвать у обучающихся удивление,
противоречие или непонимание и создать потребность новых знаний, так и во время
закрепления материала, чтобы показать практическую значимость изучаемых тем.
Например, учеников можно привлекать к составлению кроссвордов, загадок, также
вызывает заинтересованность написание сказок, рассказов, стихов.
Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха.
В связи с тем, что в группе всегда есть обучающиеся с разными способностями, то к
планированию урока математики следует подходить дифференцированно. Конечно,
особое внимание следует уделить обучающимся, умеющим самостоятельно мыслить,
анализировать, обобщать. Именно им следует предлагать творческие задания, а также
упражнения, которые требуют нестандартного решения. Практика свидетельствует , что в
группе есть обучающиеся, которым изучение математики дается нелегко. Когда они
попадают в старшие классы, то накопление пропусков и недостатков в знаниях создают
ситуацию постоянной неуверенности в себе и в своих силах. Кроме того, у них
отсутствует настойчивость в получении знаний и присутствует неумение использовать эти
знания. Вот почему в работе ними следует поставить перед собой задачу - закрепить
уверенность
детей
в
своих
силах,
развивать
инициативу
путем
сочетания
мотивированности с усердным подбором задач и индивидуальным оцениванием.
Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению.
Общие
компетентности:
коммуникативные,
организационные,
саморазвития
и
самоорганизации - могут быть сформированы только на деятельностной основе, которая и
предполагает формирование у обучающихся умений самостоятельно приобретать и
применять знания, то есть самостоятельно учиться. Применительно к математике это
означает формирование умений анализировать, классифицировать. Делать умозаключения
по
аналогии,
извлекать
последствия
из
представленных
предпосылок
путем
непротиворечивых рассуждений и тому подобное. Понятно, что без обращения к
активным и интерактивным технологиям этого не достичь, потому что самый высокий
процент усвоения ( до 95%) достигается именно в процессе взаимообучения.
1. Учебная деятельность под руководством преподавателя.
Возможные варианты заданий для обучающихся:
- Что именно будет результатом вашей работы на уроке?
- Какими способами можно достичь результативности вашей работы на уроке?
- Существуют ли другие способы выполнения работы?
- Определите задачи своей учебной деятельности, выберите способы действий,
соответствующие выполнению заданий.
- Самостоятельно и последовательно выполните все этапы конкретной работы и подайте
результаты в виде графика, схемы.
- Спланируйте свою учебную деятельность, определив отдаленную и ближайшую цель.
- Определите промежуток времени , необходимый для выполнения всех этапов работы.
2. Самостоятельная учебная деятельность.
Осуществляется в том случае, когда отдельные этапы работы или работа в целом
выполняется без помощи преподавателя. Возможно использование алгоритма действий
на уроке или подавляющей части уроков по определенной теме. Преподаватель выступает
в роли консультанта.
Мотивация учебной деятельности на основе самообразовательной деятельности
обучающихся.
Ученик управляет своей познавательной деятельностью самостоятельно, выполняя ее в
соответствии со своими знаниями, целями и мотивами.
Некоторые приемы самостоятельной работы ученика:
- Прием смысловой проработки текста, предусматривающий увеличение объемов
изучаемого материала, выделение в нем идей, принципов, законов, осмысление
обобщенных способов решения задач.
- Прием культуры чтения и культуры слушания; прием краткого и наиболее
рационального конспектирования (план, тезисы, конспект, реферат, общие приемы работы
с книгой).
- Общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование
приема мнемотехники: образной и слуховой памяти).
- Приемы фокусировки внимания, основанный на использовании различных видов
контроля, поэтапной проверки своей работы и т.д.
- Общие приемы поиска дополнительной информации (работа со справочниками,
каталогами, словарями, энциклопедиями).
- Приемы подготовки к промежуточной аттестации.
Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых
ситуаций.
К основным понятиям, характеризующим дидактические игры, относятся: моделируемые
объекты; моделируемый процесс; сценарий, в котором описываются правила игры,
объекты и предметы; способы игры; регламент; участники игрового процесса.
Примеры игровых ситуаций, применение которых не требует значительного времени ни
на подготовку, ни на проведение. Однако они способствуют значительному оживлению
действий обучающихся на уроке.
Пинг-Понг. Используется для проверки домашнего задания. К доске вызываются два
ученика. Они по очереди задают друг другу подготовленные дома вопросы по теме
домашнего задания. Группа оценивает качество вопросов и ответов. Учитывается
оригинальность, изобретательность, юмор, основательность ответов.
Мотивация учебной деятельности с помощью приемов работы с текстом.
Существуют следующие формы работы с текстом:
- Овладение приемами активного слушания;
- Перефразирование;
- Управляемое чтение;
- Чтение с пометками;
- Рефлексия чтения с пометками;
Мышление обучающегося активизируется, если у него возникло желание понимать,
изучать новый материал, появилась заинтересованность работой, когда он стал
соучастником учебно - познавательного процесса. Поэтому заинтересовать изучением
дисциплины и поддерживать эту заинтересованность у соискателей образования является
актуальной задачей для преподавателя на каждом уроке - включение ученика в
коллективные формы организации различных видов деятельности, сотрудничество между
преподавателем и обучающимся, помощь преподавателя в виде советов, привлечение
обучающихся к оценке собственной деятельности. Каждая минута урока драгоценна.
Повысить ценность каждой такой минуты поможет ее эмоциональное восприятие. Ведь
каждый миг урока, воспринимавшийся с эмоциональной нагрузкой, остается в памяти
учеников значительно дольше. Поэтому стоит подбирать такой материал, который сможет
пробудить удивление, а как следствие - интерес к изучению математики.