Авторы: Сенчилина Виктория Викторовна, Виктория Викторовна Сенчилина
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 60 г.о. Горловка"
Населённый пункт: город Горловка, ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: "О системно-деятельностном подходе к оценке образовательных достижений обучающихся"
«О системно-деятельностном подходе к оценке образовательных
достижений обучающихся»
Не уметь хорошо выражать своих мыслей —
недостаток; но не иметь самостоятельных
мыслей — еще гораздо больший;
самостоятельные же мысли вытекают только
из самостоятельно же приобретаемых знаний.
К. Д. Ушинский
Системно-деятельностный подход проявляется в оценке способности
обучающихся
к
решению
учебно-познавательных
и
учебно-практических
задач, а также функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается
содержанием
и
критериями
оценки,
в
качестве
которых
выступают
планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Системно-деятельностный
подход
предполагает
ориентацию
на
результаты
обучения,
на
развитие
активной
учебно-познавательной
деятельности обучающегося на
основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности
к саморазвитию и непрерывному образованию.
Системно-деятельностный
подход
позволяет
создать
условия
для
эффективного обучения и развития учеников, учитывая их индивидуальные
особенности и потребности. Он способствует формированию активной и
самостоятельной
личности,
способной
успешно
функционировать
в
современном
обществе;
является
эффективным
инструментом
для
реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС). Также он позволяет достичь следующих преимуществ:
- Активное участие учащихся в образовательном процессе
На
уроках
математики,
информатики,
физики
учащиеся
активно
вовлечены
в
учебную
деятельность.
Множественные
приёмы
«Найди
ошибку», «Разгадай тему урока», «Мозговой штурм» и т.д. учащихся делают
активными участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями.
Это
способствует
более
глубокому
усвоению
материала
и
развитию
творческого мышления.
- Развитие компетенций учащихся
В рамках предметов естественно-математического цикла учащиеся с
удовольствием
работают
в
парах
и
группах,
умеют
самостоятельно
распределять роли; проводят взаимо- и самооценку результатов, проводят
рефлексию
своей
деятельности.
При
выполнении
различных
проектных
работ и творческих заданий проявляют творчество и креативность.
- Интеграция знаний и умений
Системно-деятельностный подход способствует интеграции знаний и
умений из различных предметных областей. Учащиеся видят взаимосвязь
между
разными
предметами
и
учатся
применять
полученные
знания
и
умения в реальных ситуациях. Это помогает им лучше понимать и усваивать
материал. Так как все предметы в естественно- математическом цикле так
или иначе связаны, интеграция проходит практически на каждом уроке (на
уроках
химии
используют
знания
нахождения
неизвестного
элемента
пропорции, на уроках географии плотно изучается масштаб и т.д)
- Развитие творческого мышления
Системно-деятельностный подход способствует развитию творческого
мышления
учащихся.
Они
учатся
искать
несколько
вариантов
решения
заданий или подбирать нестандартные решения задач, применять свои знания
и умения для решения новых проблем. Это развивает их креативность и
способность к инновациям.
- Подготовка к жизни в современном мире
Системно-деятельностный подход помогает учащимся развить навыки,
необходимые для успешной жизни в современном мире. Они учатся работать
в команде, принимать решения, анализировать информацию, адаптироваться
к изменениям и многое другое. Это помогает им быть готовыми к вызовам и
требованиям современного общества.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода при
реализации ФГОС позволяет достичь активного участия учащихся, развития
компетенций,
интеграции
знаний,
развития
творческого
мышления
и
подготовки к жизни в современном мире.