Напоминание

"Капризка и все- все- все..."

Авторы: Романенкова Нелли Валерьевна, Шабалина Валентина Анатольевна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Исследовательско-творческий проект
Тема: "Капризка и все- все- все..."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
«Капризка и все-все-все...»
Проект Разработали: Воспитатели высшей категории Романенкова Нелли Валерьевна Шабалина Валентина Анатольевна
Березники 2015 Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. В.А. Сухомлинский 21 век начался с привлечения внимания к чтению во всемирном масштабе. Так ООН объявила 2003-2012 гг. десятилетием грамотности (UN Literace Decade). В России чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. В 2007 году началась активная реализация национальной программы поддержки и развития чтения в Российской федерации, цель которой - развитие у подрастающего поколения интереса к чтению, а также возвращение детей и молодежи в ранг активных читателей. 2015 год объявлен Годом литературы в России. "Цель самого проведения Года литературы - напомнить об исключительной ее - литературы - значимости и ее особой миссии... Рассчитываю, что Год литературы ... поможет вернуть в нашу жизнь, жизнь молодежи понимание хорошей литературы и, конечно, самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного языка, который, по праву входит в число самых выразительных и образных языков мира". Президент России В.В.Путин Общеизвестно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы в развитии личности ребенка. На
важность приобщения к книге, красоте художественного слова указывают многие педагоги, психологи, лингвисты, такие как Д.К. Ушинский, Л.С. Выгодский и др., в связи с чем приобщение подрастающего поколения к литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике и является одним из приоритетных направлений современного образования. Между тем, исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в области детской художественной литературы и детского чтения: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру и замещение ее культурой визуальной, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. И все это благодаря активному внедрению в жизнь современного ребенка компьютерно-информационных технологий. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к чтению литературы обуславливает поиск эффективных способов организации деятельности по данному направлению. Педагогическую работу по приобщению к книге необходимо осуществлять с учетом современных подходов к организации деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить принципы сотрудничества и соразвития. Одним из актуальных способов взаимодействия ребенка и взрослого является метод проектирования. Все вышесказанное послужило поводом для создания проекта
"Капризка и все-все-все...",
позволившего познакомить наших воспитанников и их родителей с чрезвычайно богатой и многокрасочной картиной «литературой Прикамья».
Данный проект является подпроектом открытого проекта "Маленькие читатели пермских писателей", реализуемого в рамках года литературы в Российской федерации. Учредитель проекта МАОУ ДПО ЦАМО «Центр аналитики и методологии образования» г.Березники, МАДОУ «Детский сад № 75». Наше дошкольное учреждение принимает активное участие в реализации этого проекта. «Люби и знай свой край родной» - кому неизвестен этот завет жизни?! Полюбить же свой край можно лишь тогда, когда знаешь его тайны и богатства, открываешь в нем неведомое. Чтоб любить свой край надо его изучать. Изучать можно по – разному. Так и делают разные ученые. А мы попробовали посмотреть на родное Прикамье глазами пермских детских писателей. Узнали, какие интересные и, в то же время, разные писатели и поэты жили и живут сейчас на нашей пермской земле. Каждый из них по своему выражает свою любовь к нашей малой Родине. Важно, чтобы эта любовь нашла отклик в душе взрослого и душе ребенка.
Цель проекта:
знакомство с творчеством детских пермских писателей.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к творчеству детских пермских писателей. 2. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события. 3. Закрепить правила культурного обращения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном уголке. 4. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.
5. Способствовать возрождению традиции семейного чтения. Проект реализовывался в три этапа. Первый этап - подготовительный (03.08.15 - 15.08.15) Второй этап - основной (август - сентябрь) Третий этап - заключительный (октябрь - ноябрь) На первом подготовительном этапе проекта была создана проблемная группа, в состав которой вошли учителя-логопеды, воспитатели старшей общеобразовательной группы, воспитатели старшей группы для детей с нарушениями речи, воспитатели подготовительной к школе группы для детей с нарушениями речи, а также музыкальный руководитель ДОУ, заведующий филиалом № 5 центральной детско-юношеской библиотеки. Перед педагогами стояла задача - подобрать, изучить и проанализировать литературу, интернет-ресурсы по теме проекта. Выяснить предпочтения детей в свободной деятельности, а также наличие интереса к книге, чтению и слушанию детской художественной литературы, а также знания дошкольников и их родителей о произведениях детских пермских писателей. Полученная информация позволила сделать вывод о том, что интерес к книге и чтению художественной литературы недостаточно сформирован, а знания о творчестве пермских детских писателей отсутствуют. С детьми был проведен опрос. "Что ты любишь делать больше всего: рисовать, лепить, играть на компьютере, читать или играть с другими детьми? Каких детских пермских писателей ты знаешь? Какие их произведения ты читал, слышал?" С родителями было проведено анкетирование «Домашнее чтение». На основании полученных данных была разработана система работы по приобщению детей к художественной литературе и
знакомству их и родителей с творчеством пермских писателей. Второй - основной этап проекта - Реализация системы работы. Совместная деятельность сближает педагогов, детей и родителей, учит взаимопониманию, доверию, делает настоящими партнерами. В связи с чем, работа по реализации проекта проходила по следующим направлениям: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями воспитанников, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с социумом. Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога. Поставленные задачи реализовывались в разнообразных видах деятельности: организованной образовательной деятельности; совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной деятельности детей;
Взаимодействие с детьми:
Взаимодействие с детьми начали с опроса, позволившего выяснить предпочтения детей в свободной деятельности, а также наличие интереса к книге, чтению и слушанию детской художественной литературы. Кроме того, выяснили, знают ли дошкольники детских пермских писателей. Полученная информация позволила сделать вывод о том, что интерес к книге и чтению художественной литературы недостаточно сформирован, а знания о творчестве пермских детских писателей отсутствуют. 2. Просмотр мультимедийных презентаций о творчестве пермских писателей. Познакомить детей с отдельными фактами биографий пермских писателей, способствовать развитию интереса к их литературному наследию позволило использование ИКТ-технологий. Дети просмотрели мультимедийные презентации о творчестве Воробьева В.И., Давыдычева Л.И., Кузьмина Л.И., Пермяка Е.А. и др. авторов,
сопровождавшиеся познавательными беседами. 3. Посещение библиотеки Взаимодействие с социумом - важный момент в системе работы по приобщению детей к художественной литературе. С творчеством пермских писателей, экранизацией их произведений, детей познакомила Наталья Николаевна - заведующая филиалом № 5 городской центральной детско-юношеской библиотеки. Встреча традиционно закончилась викториной по произведениям пермских писателей с обязательным награждением победителей и просмотром мультфильма по произведению В.И. Воробьева "Капризка". 4. Традиция "Книжное дерево". Чтобы заинтересовать ребенка книгой, и, в частности, произведениями пермских писателей. Чтобы чтение вошло в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаешь что-то новое, педагоги групп ввели традицию - "Книжное дерево". На "книжном дереве" вырастают яблочки, (листочки), которые приносят родители из дома, прочитав ребенку очередную книгу пермского писателя. На яблоке (листочке) пишут автора, название книги. Ребенок высказывает свое суждение о книге. 5. Оформление "Книжкиного дома". Для решения поставленных задач и эффективной педагогической деятельности в группе необходимо создать обогащенную предметно- пространственную среду, в связи с чем, в группах ДОУ были созданы книжные уголки. В оформлении книжного уголка в группах дети приняли непосредственное участие. Каждый ребенок имел возможность предложить идею его создания, высказать пожелания. В итоге в "Книжном доме" на разных полочках поселились книги пермских писателей и их портреты, а также любимые книги детей, любимые
книги родителей наших воспитанников и новинки детской художественной литературы. 6. Чтение художественной литературы Непосредственное знакомство с произведениями пермских писателей осуществлялось в рамках специально организованной образовательной и свободной деятельности. Так в течение всего времени реализации проекта детям были прочитаны следующие произведения: Л.И.Давыдычев: « Как медведь кашу ел»; «Мой знакомый воробей»; «О мышке с золотым хвостиком, о мышке с серебряным хвостиком и о мышке, у которой хвостика совсем не было». Цикл рассказов: «Вася – ребенок», «Вася – поросенок», «Все ребята – поросята», «Вася – пес Атос». «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника». «Лелишна из третьего подъезда». В.И. Воробьев: «Самого сильного в траве не видать»; «Как Дед Мороз парад принимал»; «О том, как лежебока Неохоткин работягой стал»; «Капризка». Е.А. Пермяк: «Для чего руки нужны», «Как Маша стала большой». Рассказы: «Смородинка», «Торопливый ножик», «Про нос и язык», «Первая рыбка». Е.Ф.Трутнева: Стихи: «Мама», «Ходит-бродит осень», «Первая пороша», «Морозный ветер», «Белкин дом», «Сказки», «Зеленый листик». И.П.Христолюбова: Повести-сказки: «Топало», «Топало и инопланетянин». А.С. Зеленин: Сборник рассказов для семейного чтения «Самая страшная тайна, или забавные и поучительные истории для детей, родителей и работников детских садов; «Для чего нужна школа»,
«Сказка про то, как Рыжик-гриб хитрил, а лису не обманул». Л.П. Ильиных: Сборник стихов для детей «Детские стихи». Э.В. Матвеев: Сказка о финансах для самых маленьких «Дима и Совёнок». 7. Игры, задания и упражнения в книжном уголке: "Отгадай загадку", "Не зевай - быстро отвечай", "Вопросы-ловушки". 8. Творческие задания и игры: " Придумай символы для всех героев сказки, рассказа", "Придумай рекламу твоей любимой книги", "Расскажи рассказ (сказку) от лица героя" и т.д. Знания о произведениях пермских писателей, героях этих произведений, закрепляли посредством игровых методов и приемов. 8. Литературная гостиная "В гостях у детских пермских писателей". Обобщить и систематизировать знания о творчестве пермских писателей В.И. Воробьеве, Л.И.Давыдычеве, А.С.Зеленине, Л.П.Ильиных дети смогли в литературной гостиной. 6. Художественно-творческая деятельность. После прочтения каждого произведения дети выступали в роли художников-иллюстраторов, что позволило создать в группах иллюстрированные книги по произведениям пермских писателей. Также, дети приняли участие в краевом конкурсе детского творчества «Со сказками не расставайтесь», где были представлены рисунки, поделки по произведениям пермских писателей. 7. Акция "Книжкина больница". Формированию устойчивого навыка бережного отношения к книге, как источнику знаний, детям старшей и подготовительной к школе групп для детей с нарушениями речи позволило участие в акции "Книжкина больница". Дети отремонтировали "заболевшие" книги для ребят из средней группы и торжественно вручили их своим младшим
товарищам, рассказав, как нужно обращаться с книгами.
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование родителей «Домашнее чтение». Результаты анкетирования позволили построить предстоящую работу по ознакомлению с творчеством пермских писателей. 2. Памятки: «Семья и книга», "Почему детям необходимо читать". 3. Консультация "Как организовать домашнее чтение". 4. Просмотр мультимедийных презентаций о творчестве пермских писателей в домашних условиях. 5.Список произведений пермских писателей для чтения старшим дошкольникам. 6. Акция "Книга на память". Пополнить и разнообразить художественную литературу в книжных уголках в группах позволило проведение акции "Книга на память". Родители приобрели новые красочно проиллюстрированные книги и подарили их своим детям и воспитателям. Каждая подаренная книга имеет памятные слова, многие из которых родители подбирали вместе с детьми. Тем ценнее стали эти подарки для нас, воспитателей.
Взаимодействие с педагогами
1. Консультация "Творчество пермских детских писателей - детям". 2. Рекомендации для педагогов ДОУ "Оформление книжного уголка в группе".
Взаимодействие с социумом
1. Посещение филиала № 5 городской центральной детско-юношеской библиотеки. Тематические встречи. Заключительный этап
На заключительном этапе реализации проекта, проходившем 29.10.2015, дети приняли участие в городском фестивале-конкурсе "ПроЧтение", где продемонстрировали литературный опыт и закрепили стилистические и жанровые особенности сказок, рассказов и стихов пермских писателей. Выступление маленьких артистов высоко оценили члены жюри и пригласили на заключительный этап фестиваля-конкурса, который пройдет 24.11.2015 г. на базе МАДОУ "Детский сад № 75". Дети покажут постановку сказки "Как Маша стала большой", автор Е.А.Пермяк.
Ожидаемый результат.
1. Повышение интереса детей и их родителей к творчеству детских пермских писателей и детской художественной литературе вобщем. 2. Возрождение традиции домашнего чтения. 3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе. 4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Трансляция проекта
Проект "Капризка и все-все-все..." представлен на педагогическом совете ДОУ "Современные подходы по приобщению дошкольников к детской художественной литературе".
Перспектива проекта
Данный проект можно использовать в качестве методического пособия для педагогов ДОУ и города.
Литература
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2006. 4. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная оюласть "Чтение художественной литературы". - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2011. 5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008.