Напоминание

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО КУРСА "ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЕРМИ"

Автор: Важенина Ольга Вильямовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО КУРСА "ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЕРМИ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Важенина О.В.

Город Пермь.

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЕРМИ».

Аннотация. В статье рассматривается опыт преподавания курса крае-

ведения в школе по авторской программе; гуманистический потенциал школь-

ного краеведения, его возможности в воспитании и развитии школьников.

Abstract. The article examines the experience of teaching a course on local

history in school the author's program; humanistic potential school local history and

its possibilities in the education and development of children.

Ключевые слова: краеведение, гуманизация, сопричастность, локальная

история, историческое сознание.

Keywrds: study of local lore, humanization, participation, local history, histor-

ical consciousness.

Региональный аспект в преподавании истории остаётся крайне востребо-

ванным в современной школе. Региональная история на сегодняшнем этапе раз-

вития исторической науки приобретает все новые черты. Перспективы развития

школьного предмета истории определяются в современной литературе в двух

ключевых идеях: понимании ценности исторических событий и исторической

гуманизации. Преподавание краеведения тесно связаны с идеями гуманистиче-

ской школы, способной приобщить детей к духовно-нравственным ценностям

предыдущих поколений, развить творческие способности учащихся, познава-

тельные интересы, приучить детей мыслить и действовать самостоятельно, сде-

лать их субъектами образовательного процесса.

«Каждый из нас на свой срок становится участником жизни, проходит в

ней неповторимый путь, приобретает сугубо индивидуальный опыт. Но этот

опыт, однако, представляет интерес и для других людей, потому что сила лю-

дей, их вера в будущее основывается на опыте каждого, что, слагаясь, формиру-

ет народную память, передается из поколения в поколение и становится опы-

том историческим» [3, с.35].

Краеведение – это не просто вспомогательная историческая наука, это

«авторитетное общественное движение». Высказывание принадлежит академи-

ку РАО, профессору Шмидту С.О., который отмечает так же «характерное для

мировой исторической науки XX века, возрастание интереса к истории повсед-

невности, образу жизни рядовых людей, к микроистории, локальной истории»

[4, с.23]. Очень важным сегодня является возрождение в российском обществе

чувства патриотизма как важнейшей ценности, формирование в молодом чело-

веке граждански активных, социально-значимых качеств. Поскольку одним из

источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к

нему и формирования гражданских понятий и компетенций является историче-

ское краеведение в школе, то, в нынешних условиях очень важна его активиза-

ция. Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократиз-

мом и широчайшим охватом, как в содержании, так и в формах и методах по-

знания. В процессе обучения учащихся овладевают основами многих научных

дисциплин, непредусмотренных школьным учебным планом: этнографии, ге-

ральдики, музееведения, ономастики, овладевают навыками исследовательской

деятельности. На уроках истории учащиеся имеют дело не с живыми образами

эпохи, а с кружочками и треугольниками, которые символизируют собой то

группы населения в древнеегипетском обществе, то феодальную лестницу, то

очаги крестьянских восстаний. История на краеведческом материале - живая,

доступная, понятная. Её можно ощутить всеми органами чувств, в ней можно

участвовать, можно стать его создателем.

Краеведение обладает огромным интегративным потенциалом, широкими

возможностями для реализации межпредметных связей. История, литература,

география, биология, экономика, воспитательная работа через призму краеведе-

ния приобретают совершенно иной ракурс: гораздо более интересный

и близ-

кий учащимся. Кроме того, краеведческий материал имеет огромный потенциал

для творческого созидания педагогов и учащихся.

Краеведение обладает практически неограниченным потенциалом воспи-

тательного воздействия на умы и души подростков и юношества. Участие в по-

исково-исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство

с историческими фактами воспитывает уважение к памяти прошлых поколений

земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без че-

го нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

По истории Перми написаны монографии. Программы и учебники по кра-

еведению посвящены литературному Прикамью, географии Прикамья, истории

Пермского края. Автором разработан курс «История города Перми». Конечно,

историю города нельзя рассматривать отдельно от истории края, происхожде-

ния и становления этносов Прикамья, особенностей географии. Но эти темы

изучаются в контексте, в рамках городской истории. Курс стал основой для со-

здания комплекса урочной и внеурочной совместной деятельности учащихся и

педагогов по изучению духовного, исторического, культурного опыта, накоп-

ленного за время существования Перми. Личный опыт краеведческой работы

автора можно отразить в четырех видах деятельности: классно-урочной, иссле-

довательской, предметно-практической, интеллектуальной. Деятельность осу-

ществлялось совместно с учащимися, некоторые из видов требовали объедения

с педагогами общего и дополнительного образования.

Сложность преподавания «История города Перми» состоит в отсутствии

учебника. Существующие монографии и учебные пособия не соответствуют ав-

торской программе. Восполняя этот пробел, на уроках используется богатый

иллюстративный материал, схемы, карты. В своей программе автор постарался

найти интересные факты, отобрать выразительные цитаты, провести убеждаю-

щий статистический материал, наглядно проиллюстрировать. Все это помогает

учащимся ярче представить далекое и совсем недавнее прошлое понять, что

они сами добавляют строки в очередные страницы биографии края: ведь совре-

менные события совершаются и при их участии. То, каким станет наш город,

край в ближайшем будущем, зависит, в том числе, и от них. Краеведение дает

возможность детям попробовать свои силы в разных видах интеллектуальной ,

практической , общественной деятельности.

Пермское историческое краеведение прошло большой путь c XVIII века

до наших дней. Память – фундамент и культуры и мировосприятия. Сбережен-

ная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений,

и воспитание историей своей малой Родины становится основой формирования

мировоззрения учащихся. Всем людям свойственна ассоциативность мышле-

ния; характеризуя, оценивая что-либо, всегда сравниваем с более знакомым,

близким, опираемся на уже имеющийся опыт. Краеведение позволяет знания с

эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям, формиро-

вать историческое сознание.

«Чувству Родины, скорее всего, нельзя научить. Родина начинается с лю-

бви к ней. Тогда с чего начинается любовь? С познания Родины. В познании

Родины, участвует, помимо сознания, и сердце: чуткое, впечатлительное, па-

мятливое» [2, с.155]. Это высказывание близко автору, об этом мы рассуждаем

с учениками на первом уроке краеведения. Мы живем, учимся, работаем на бо-

гатой

традициями,

культурными

и

историческими

событиями

древней

Пермской земле и называем себя независимо от возраста, веры, национальности

– пермяками.

Хотелось бы, чтобы мои ученики, как и я, повторили бы вслед за

пермским фельетонистом XIX века: «к Перми влеченье – род недуга я ощу-

щаю…»[1, с.43].

Литература.

1.Прогулки по старой Перми. Сборник. Пермь, 1998.

2. Тюрин Ю.П. Воспитание историей. М.,1987.

3.Чивилихин В.А. Память. М.- 1984.

4. Шмидт С.О.

«Фоменко» как феномен общественного сознания / С.О.

Шмидт //Преподавание истории в школе. – 2006. - № 9.- С. 23 - 28