Автор: Важенина Ольга Вильямовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО КУРСА "ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЕРМИ"
Важенина О.В.
Город Пермь.
ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЕРМИ».
Аннотация. В статье рассматривается опыт преподавания курса крае-
ведения в школе по авторской программе; гуманистический потенциал школь-
ного краеведения, его возможности в воспитании и развитии школьников.
Abstract. The article examines the experience of teaching a course on local
history in school the author's program; humanistic potential school local history and
its possibilities in the education and development of children.
Ключевые слова: краеведение, гуманизация, сопричастность, локальная
история, историческое сознание.
Keywrds: study of local lore, humanization, participation, local history, histor-
ical consciousness.
Региональный аспект в преподавании истории остаётся крайне востребо-
ванным в современной школе. Региональная история на сегодняшнем этапе раз-
вития исторической науки приобретает все новые черты. Перспективы развития
школьного предмета истории определяются в современной литературе в двух
ключевых идеях: понимании ценности исторических событий и исторической
гуманизации. Преподавание краеведения тесно связаны с идеями гуманистиче-
ской школы, способной приобщить детей к духовно-нравственным ценностям
предыдущих поколений, развить творческие способности учащихся, познава-
тельные интересы, приучить детей мыслить и действовать самостоятельно, сде-
лать их субъектами образовательного процесса.
«Каждый из нас на свой срок становится участником жизни, проходит в
ней неповторимый путь, приобретает сугубо индивидуальный опыт. Но этот
опыт, однако, представляет интерес и для других людей, потому что сила лю-
дей, их вера в будущее основывается на опыте каждого, что, слагаясь, формиру-
ет народную память, передается из поколения в поколение и становится опы-
том историческим» [3, с.35].
Краеведение – это не просто вспомогательная историческая наука, это
«авторитетное общественное движение». Высказывание принадлежит академи-
ку РАО, профессору Шмидту С.О., который отмечает так же «характерное для
мировой исторической науки XX века, возрастание интереса к истории повсед-
невности, образу жизни рядовых людей, к микроистории, локальной истории»
[4, с.23]. Очень важным сегодня является возрождение в российском обществе
чувства патриотизма как важнейшей ценности, формирование в молодом чело-
веке граждански активных, социально-значимых качеств. Поскольку одним из
источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к
нему и формирования гражданских понятий и компетенций является историче-
ское краеведение в школе, то, в нынешних условиях очень важна его активиза-
ция. Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократиз-
мом и широчайшим охватом, как в содержании, так и в формах и методах по-
знания. В процессе обучения учащихся овладевают основами многих научных
дисциплин, непредусмотренных школьным учебным планом: этнографии, ге-
ральдики, музееведения, ономастики, овладевают навыками исследовательской
деятельности. На уроках истории учащиеся имеют дело не с живыми образами
эпохи, а с кружочками и треугольниками, которые символизируют собой то
группы населения в древнеегипетском обществе, то феодальную лестницу, то
очаги крестьянских восстаний. История на краеведческом материале - живая,
доступная, понятная. Её можно ощутить всеми органами чувств, в ней можно
участвовать, можно стать его создателем.
Краеведение обладает огромным интегративным потенциалом, широкими
возможностями для реализации межпредметных связей. История, литература,
география, биология, экономика, воспитательная работа через призму краеведе-
ния приобретают совершенно иной ракурс: гораздо более интересный
и близ-
кий учащимся. Кроме того, краеведческий материал имеет огромный потенциал
для творческого созидания педагогов и учащихся.
Краеведение обладает практически неограниченным потенциалом воспи-
тательного воздействия на умы и души подростков и юношества. Участие в по-
исково-исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство
с историческими фактами воспитывает уважение к памяти прошлых поколений
земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без че-
го нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
По истории Перми написаны монографии. Программы и учебники по кра-
еведению посвящены литературному Прикамью, географии Прикамья, истории
Пермского края. Автором разработан курс «История города Перми». Конечно,
историю города нельзя рассматривать отдельно от истории края, происхожде-
ния и становления этносов Прикамья, особенностей географии. Но эти темы
изучаются в контексте, в рамках городской истории. Курс стал основой для со-
здания комплекса урочной и внеурочной совместной деятельности учащихся и
педагогов по изучению духовного, исторического, культурного опыта, накоп-
ленного за время существования Перми. Личный опыт краеведческой работы
автора можно отразить в четырех видах деятельности: классно-урочной, иссле-
довательской, предметно-практической, интеллектуальной. Деятельность осу-
ществлялось совместно с учащимися, некоторые из видов требовали объедения
с педагогами общего и дополнительного образования.
Сложность преподавания «История города Перми» состоит в отсутствии
учебника. Существующие монографии и учебные пособия не соответствуют ав-
торской программе. Восполняя этот пробел, на уроках используется богатый
иллюстративный материал, схемы, карты. В своей программе автор постарался
найти интересные факты, отобрать выразительные цитаты, провести убеждаю-
щий статистический материал, наглядно проиллюстрировать. Все это помогает
учащимся ярче представить далекое и совсем недавнее прошлое понять, что
они сами добавляют строки в очередные страницы биографии края: ведь совре-
менные события совершаются и при их участии. То, каким станет наш город,
край в ближайшем будущем, зависит, в том числе, и от них. Краеведение дает
возможность детям попробовать свои силы в разных видах интеллектуальной ,
практической , общественной деятельности.
Пермское историческое краеведение прошло большой путь c XVIII века
до наших дней. Память – фундамент и культуры и мировосприятия. Сбережен-
ная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений,
и воспитание историей своей малой Родины становится основой формирования
мировоззрения учащихся. Всем людям свойственна ассоциативность мышле-
ния; характеризуя, оценивая что-либо, всегда сравниваем с более знакомым,
близким, опираемся на уже имеющийся опыт. Краеведение позволяет знания с
эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям, формиро-
вать историческое сознание.
«Чувству Родины, скорее всего, нельзя научить. Родина начинается с лю-
бви к ней. Тогда с чего начинается любовь? С познания Родины. В познании
Родины, участвует, помимо сознания, и сердце: чуткое, впечатлительное, па-
мятливое» [2, с.155]. Это высказывание близко автору, об этом мы рассуждаем
с учениками на первом уроке краеведения. Мы живем, учимся, работаем на бо-
гатой
традициями,
культурными
и
историческими
событиями
древней
Пермской земле и называем себя независимо от возраста, веры, национальности
– пермяками.
Хотелось бы, чтобы мои ученики, как и я, повторили бы вслед за
пермским фельетонистом XIX века: «к Перми влеченье – род недуга я ощу-
щаю…»[1, с.43].
Литература.
1.Прогулки по старой Перми. Сборник. Пермь, 1998.
2. Тюрин Ю.П. Воспитание историей. М.,1987.
3.Чивилихин В.А. Память. М.- 1984.
4. Шмидт С.О.
«Фоменко» как феномен общественного сознания / С.О.
Шмидт //Преподавание истории в школе. – 2006. - № 9.- С. 23 - 28