"Интеграция основного и дополнительного образования в работе учителя начальных классов"
Автор: Никитина Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа № 7"
Населённый пункт: город Волхов, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интеграция основного и дополнительного образования в работе учителя начальных классов"
«Интеграция основного и дополнительного образования в работе
учителя начальных классов »
Идея интеграции давно проникает в начальную школу. И это не дань моде,
а стремление найти гармонию. Создать у младшего школьника целостное
представление об окружающем мире. Способствовать соединению
получаемых знаний в единую систему.
Педагогический опыт показывает, что наиболее эффективные формы
интеграции в начальной школе – это интегрированные курсы и преподавание
различных учебных дисциплин одним учителем.
Идея интеграции эстетических знаний и творческого опыта
осуществляется по следующим направлениям:
Через эмоционально-эстетическое видение природы (определённый
ритм наблюдений за природой в течение года);
Через связи человека с природой, отражённые в народном искусстве
(орнаменте, игрушках, и т.д.), в очеловечивании природы (связи с
профессиональным искусством);
Через связи народа с собственным прошлым, с другими народами
(показ и сменяемость видов народного искусства).
Главная цель – духовное развитие личности.
Следовательно, можно выделить следующие задачи:
Содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию
духовно-эстетических ценностей, заключённых в звуках родного языка,
народном орнаменте, в образах народного искусства. Народной поэзии
и прозы, в родной природе, музыке;
Способствовать формированию исторической памяти, особых навыков
мышления, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;
Способствовать развитию особых качеств творческого воображения.
1
Выбирая методы организации эстетического восприятия и познания
произведений искусства важно учитывать особенности развития личности
младшего школьника. Для этого следует:
Создать условия для погружения учащихся в мир художественных
образов с помощью беседы, сказки, игры, диалогов, игровых приёмов.
Вести ознакомление с произведением (предмет народного промысла,
картина, скульптура) в определённой последовательности: «вещь – тип
– слово – природа – изображение». Развёрнутые действия играют
значимую роль. Выделяются главные отличительные признаки: форма,
цвет, ритм, символика, приёмы декоративного обобщения. Обращается
внимание на важные моменты в образе предмета, обеспечивающие
связь его с бытом, жизнью.
Эстетическое восприятие и познание состоятся, если между учителем и
учеником будет идти живой диалог, в котором ребёнок не боится
высказать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в
мир, созданный мастером, принять на себя ту или иную роль
(народного мастера, героя картины и т.д.)
Культуру России невозможно представить без народного искусства, где
отражаются истоки духовной жизни народа, его моральные и эстетические
ценности, художественный вкус. Источниками народного искусства являются
родная природа и окружающий быт. Начиная с интерьера и одежды.
Заканчивая архитектурой (церковной и светской) – всё соединялось в единый
ансамбль, было пронизано единым началом.
Славянские мифы свидетельствуют о том, что наши предки жили в
единстве с природой, ощущая себя её частью, - отсюда и благоговение перед
природой, вера в неизменное участие её сил в судьбах людских. Эти связи
особенно заметны в росписи. Орнамент – это разговор древних славян со
стихиями, обращение к ним с просьбами о благосклонности. Орнамент
2
начинается с графического воплощения Неба и Земли – основных культов
славянской мифологии.
На своих занятиях я стараюсь воссоздать картину мира, где человек
рассматривается как часть природы, как он живёт и развивается по законам
мирового порядка и устройства мира. Так появился цикл интегрированных
уроков.
На уроке « Символы и знаки в народном декоративно - прикладном
искусстве. Филимоновская игрушка» (см. Приложение «Конспекты») дети
знакомятся с представлениями славян об устройстве мира, значением
символов и знаков в народном искусстве. Дети начинают понимать
значение орнамента, узнают, что каждый элемент узора обозначает нечто
конкретное, самостоятельно составляют орнамент – рассказы о мире,
который нас окружает.
Итог урока – создание атмосферы ярмарки: карусель, гуляющие дамы и
кавалеры, скоморохи, атмосфера веселья и праздника.
На уроке « Полезные ископаемые песок и глина. Оятская керамика»
(см. Приложение « Конспекты уроков») дети, изучая свойства полезных
ископаемых, знакомясь с Оятской керамикой, приходят к выводу: Человек
создаёт всё по подобию своему. Оказывается, что в строение посуды и
человека много общего:
Кувшин
Человек
строение
ножка
ручка
горлышко
тулово
ноги
руки
шея
туловище
украшение
горлышко
тулово
ручка
ножка
ворот
пояс
рукава
край, подол
3
Итогом урока стала подготовка к ярмарке – роспись посуды из Ояти.
Часто вспоминаю строки из книги М.А. Некрасовой «Народное искусство
России» (М., 1983), которая стала для меня настольной: «…Народное
искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее
своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим
идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим
законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких
устремлений современности… »
Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа
уходит корнями в далёкую древность, связано с яркой и неповторимой
историей славян.
Так на уроке «Семья. Дымковская игрушка» дети рассуждают о
взаимоотношениях в семье, о чувствах, которые объединяют людей, живущих
под одной крышей. Дымковская игрушка ярче раскрывает образ семьи через
цветовую палитру, звуковое разнообразие. Тысячи лет назад в народе лепили
фигурки людей не для магазинов. Лепили женскую фигурку с детьми –
преклонялись Богине Земли с близнецами. В Дымкове эта Богиня
превратилась в няньку-кормилицу или в мать с детьми. Дети увидели, что те
семейные ценности со временем не утратились. Прошло много лет, а дом
свой и семью люди стараются сберечь, защитить и в наше время.
Итогом урока стало создание семейного портрета с использованием
элементов дымковской росписи.
На уроке «Д.С. Лихачёв Письма о добром. Что объединяет людей?
Древний славянский календарь» дети протянули ниточку из прошлого через
настоящее к будущему. Постарались понять, что наследие народа – это
прекрасное и бесценное богатство: традиции, обычаи и праздники, связанные
с землёй-кормилицей, которое объединяет людей, несмотря на отличия.
Подтверждение этому дети смогли увидеть в письме Д.С. Лихачёва «Что
объединяет людей». Затем ученики выразили через цветовую палитру и
характер мазка, какой след они мечтают оставить после себя на земле.
4
Ученики начальной школы впервые в своей жизни становятся
исследователями. И не беда, что их поиск в силу возрастной особенности
ограничивается лишь малой родиной. Исследовательская работа позволяет
им с интересом и по-новому взглянуть на окружающее.
Ни для кого не секрет, что воспитывать в детях любовь к природе
необходимо с детства. Ведь именно с пением птиц, с шелестом листьев, со
звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ
природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым,
сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей
действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному
совершенствованию. Любовью к природе пропитано народное творчество.
Интегрированные уроки данного вида способствуют развитию эстетических
вкусов детей, их нравственному росту. В классе устанавливается традиция
постоянного общения с природой – прекрасным наставником и воспитателем.
Дети ведут наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения –
это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное
умение – смотреть и видеть, делать выводы и обобщения. Дети приобретают
навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. А это ещё
одна из сторон нравственной красоты человека. Система эстетических
воздействий на учащихся при изучении природы ведёт к тому, что дети всё
замечают в жизни природы. Они стараются всё увиденное записать,
зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже
интересуются окружающим миром и стремятся сами сделать что-нибудь
полезное в жизни.
Так появился целый цикл работ: «Мои наблюдения за природой», в
который вошли рисунки и творческие работы детей.
Система работы по изучению народной культуры в процессе
непрерывного образования даёт возможность сохранить национальные
особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учётом
современных условий, зародить в душе детей любовь к природе,
5
окружающему и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа.
Особую ценность в знакомстве детей с окружающим представляют собой
различные экскурсии. Дети чутко реагируют на изменения в жизни природы.
Они любят наблюдать вместе с учителем, как идёт дождь, падает снег,
кружатся осенние листья, как выглядывает из-за туч лучи солнца, как
наступают сумерки. Обучающиеся с удовольствием читают произведения
писателей-натуралистов, русских поэтов. С большим интересом
разглядывают произведения народного творчества. При этом у детей
формируется творческое восприятие природы, развивается речь в процессе
сопоставления личных впечатлений от общения с природой, с
художественными и поэтическими образами.
И дети начинают творить…
6