"Интеграция основного и дополнительного образования в работе учителя начальных классов"

Автор: Никитина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа № 7"
Населённый пункт: город Волхов, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интеграция основного и дополнительного образования в работе учителя начальных классов"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Интеграция основного и дополнительного образования в работе

учителя начальных классов »


Идея интеграции давно проникает в начальную школу. И это не дань моде, а стремление найти гармонию. Создать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире. Способствовать соединению получаемых знаний в единую систему. Педагогический опыт показывает, что наиболее эффективные формы интеграции в начальной школе – это интегрированные курсы и преподавание различных учебных дисциплин одним учителем. Идея интеграции эстетических знаний и творческого опыта осуществляется по следующим направлениям:  Через эмоционально-эстетическое видение природы (определённый ритм наблюдений за природой в течение года);  Через связи человека с природой, отражённые в народном искусстве (орнаменте, игрушках, и т.д.), в очеловечивании природы (связи с профессиональным искусством);  Через связи народа с собственным прошлым, с другими народами (показ и сменяемость видов народного искусства). Главная цель – духовное развитие личности. Следовательно, можно выделить следующие задачи:  Содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в звуках родного языка, народном орнаменте, в образах народного искусства. Народной поэзии и прозы, в родной природе, музыке;  Способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;  Способствовать развитию особых качеств творческого воображения. 1
Выбирая методы организации эстетического восприятия и познания произведений искусства важно учитывать особенности развития личности младшего школьника. Для этого следует:  Создать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, сказки, игры, диалогов, игровых приёмов.  Вести ознакомление с произведением (предмет народного промысла, картина, скульптура) в определённой последовательности: «вещь – тип – слово – природа – изображение». Развёрнутые действия играют значимую роль. Выделяются главные отличительные признаки: форма, цвет, ритм, символика, приёмы декоративного обобщения. Обращается внимание на важные моменты в образе предмета, обеспечивающие связь его с бытом, жизнью.  Эстетическое восприятие и познание состоятся, если между учителем и учеником будет идти живой диалог, в котором ребёнок не боится высказать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в мир, созданный мастером, принять на себя ту или иную роль (народного мастера, героя картины и т.д.) Культуру России невозможно представить без народного искусства, где отражаются истоки духовной жизни народа, его моральные и эстетические ценности, художественный вкус. Источниками народного искусства являются родная природа и окружающий быт. Начиная с интерьера и одежды. Заканчивая архитектурой (церковной и светской) – всё соединялось в единый ансамбль, было пронизано единым началом. Славянские мифы свидетельствуют о том, что наши предки жили в единстве с природой, ощущая себя её частью, - отсюда и благоговение перед природой, вера в неизменное участие её сил в судьбах людских. Эти связи особенно заметны в росписи. Орнамент – это разговор древних славян со стихиями, обращение к ним с просьбами о благосклонности. Орнамент 2
начинается с графического воплощения Неба и Земли – основных культов славянской мифологии. На своих занятиях я стараюсь воссоздать картину мира, где человек рассматривается как часть природы, как он живёт и развивается по законам мирового порядка и устройства мира. Так появился цикл интегрированных уроков. На уроке « Символы и знаки в народном декоративно - прикладном искусстве. Филимоновская игрушка» (см. Приложение «Конспекты») дети знакомятся с представлениями славян об устройстве мира, значением символов и знаков в народном искусстве. Дети начинают понимать значение орнамента, узнают, что каждый элемент узора обозначает нечто конкретное, самостоятельно составляют орнамент – рассказы о мире, который нас окружает. Итог урока – создание атмосферы ярмарки: карусель, гуляющие дамы и кавалеры, скоморохи, атмосфера веселья и праздника. На уроке « Полезные ископаемые песок и глина. Оятская керамика» (см. Приложение « Конспекты уроков») дети, изучая свойства полезных ископаемых, знакомясь с Оятской керамикой, приходят к выводу: Человек создаёт всё по подобию своему. Оказывается, что в строение посуды и человека много общего: Кувшин Человек строение ножка ручка горлышко тулово ноги руки шея туловище украшение горлышко тулово ручка ножка ворот пояс рукава край, подол 3
Итогом урока стала подготовка к ярмарке – роспись посуды из Ояти. Часто вспоминаю строки из книги М.А. Некрасовой «Народное искусство России» (М., 1983), которая стала для меня настольной: «…Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности… » Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в далёкую древность, связано с яркой и неповторимой историей славян. Так на уроке «Семья. Дымковская игрушка» дети рассуждают о взаимоотношениях в семье, о чувствах, которые объединяют людей, живущих под одной крышей. Дымковская игрушка ярче раскрывает образ семьи через цветовую палитру, звуковое разнообразие. Тысячи лет назад в народе лепили фигурки людей не для магазинов. Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине Земли с близнецами. В Дымкове эта Богиня превратилась в няньку-кормилицу или в мать с детьми. Дети увидели, что те семейные ценности со временем не утратились. Прошло много лет, а дом свой и семью люди стараются сберечь, защитить и в наше время. Итогом урока стало создание семейного портрета с использованием элементов дымковской росписи. На уроке «Д.С. Лихачёв Письма о добром. Что объединяет людей? Древний славянский календарь» дети протянули ниточку из прошлого через настоящее к будущему. Постарались понять, что наследие народа – это прекрасное и бесценное богатство: традиции, обычаи и праздники, связанные с землёй-кормилицей, которое объединяет людей, несмотря на отличия. Подтверждение этому дети смогли увидеть в письме Д.С. Лихачёва «Что объединяет людей». Затем ученики выразили через цветовую палитру и характер мазка, какой след они мечтают оставить после себя на земле. 4
Ученики начальной школы впервые в своей жизни становятся исследователями. И не беда, что их поиск в силу возрастной особенности ограничивается лишь малой родиной. Исследовательская работа позволяет им с интересом и по-новому взглянуть на окружающее. Ни для кого не секрет, что воспитывать в детях любовь к природе необходимо с детства. Ведь именно с пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию. Любовью к природе пропитано народное творчество. Интегрированные уроки данного вида способствуют развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту. В классе устанавливается традиция постоянного общения с природой – прекрасным наставником и воспитателем. Дети ведут наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть и видеть, делать выводы и обобщения. Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. А это ещё одна из сторон нравственной красоты человека. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведёт к тому, что дети всё замечают в жизни природы. Они стараются всё увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами сделать что-нибудь полезное в жизни. Так появился целый цикл работ: «Мои наблюдения за природой», в который вошли рисунки и творческие работы детей. Система работы по изучению народной культуры в процессе непрерывного образования даёт возможность сохранить национальные особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учётом современных условий, зародить в душе детей любовь к природе, 5
окружающему и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа. Особую ценность в знакомстве детей с окружающим представляют собой различные экскурсии. Дети чутко реагируют на изменения в жизни природы. Они любят наблюдать вместе с учителем, как идёт дождь, падает снег, кружатся осенние листья, как выглядывает из-за туч лучи солнца, как наступают сумерки. Обучающиеся с удовольствием читают произведения писателей-натуралистов, русских поэтов. С большим интересом разглядывают произведения народного творчества. При этом у детей формируется творческое восприятие природы, развивается речь в процессе сопоставления личных впечатлений от общения с природой, с художественными и поэтическими образами. И дети начинают творить… 6