Напоминание

"Педагогический взгляд в будущее"

Автор: Скоробогатова Ирина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОАОУ "Траектория"
Населённый пункт: город Грязи, Липецкая область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Педагогический взгляд в будущее"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение

Липецкой области «Центр непрерывного образования обучающихся с

особыми образовательными потребностями» «Траектория»

ЭССЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Автор: Скоробогатова Ирина Владимировна,

учитель физической культуры,

руководитель физического воспитания

педагог дополнительного образования

Грязи, 2024

В каждом человеке есть солнце.

Только дайте ему светить.

Сократ

Всем известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья

требуют к себе более пристального внимания, неравнодушного отношения,

чуткости и неподдельного участия в их повседневной жизни, признания их

самых незначительных достижений. Они часто испытывают трудности при

освоении

всех

видов

речевой

деятельности,

при

выполнении

мыслительных операций, а нарушения эмоционально-волевой сферы

осложняют их взаимодействие с социальным окружением. Работая с

такими

детьми

в

течение

девяти

лет,

я

заметила

удивительную

особенность – они все обожают уроки физической культуры, а после

уроков бегут в спортивный зал заниматься в секциях. Я ни в коем случае

не хочу умалять психолого-педагогическое и методическое мастерство

моих коллег, просто, наверное, мне повезло…

Причина такого явления заложена в принципиальных различиях

между основным и дополнительным образованием детей. В этой связи

предлагаю поразмышлять о функциях дополнительного образования и

значимости профессии педагога дополнительного образования. Итак,

школьное

образование

ориентировано

на

обязательное

выполнение

образовательных программ и достижение образовательных результатов, в

то время как в условиях дополнительного образования педагог имеет

возможность трансформировать передаваемые обучающимся способы

деятельности из цели обучения в средство развития их способностей. Его

основная задача состоит в создании развивающей среды, где ребенок мог

бы максимально проявить заложенное от природы творческое начало.

Бесспорно,

педагог

дополнительного

образования

выполняет

образовательную

функцию,

которая

заложена

в

содержании

дополнительных

образовательных

программ

соответствующей

2

направленности. Он обучает детей тому, чем владеет сам, ребята

приобретают практические навыки и умения, иногда даже осваивают

основы ремесла. Часто развитые в системе дополнительного образования

интересы

и

увлечения

детей

способствуют

их

профессиональному

самоопределению. Социальная функция дополнительного образования

направлена

на

удовлетворение

потребностей

ребенка

в

общении,

интересном

для

него

времяпрепровождении,

познавательного

и

личностного развития. Кроме того, занятия в кружках и секциях по

интересам не оставляют детям времени и сил на проявление девиантного и

асоциального поведения. Принятый Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании

в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"

повышает значимость профессии педагога дополнительного образования.

Человек, которого выбирают сами дети для проведения с ним свободного

времени и которому доверяют родители самое ценное, что у них есть –

своих детей, не имеет права быть безнравственным, безответственным,

недисциплинированным. Он воспитывает прежде всего своим примером.

Он

консультирует,

компенсирует,

а

порой

предотвращает

психологические неудачи в семье и школе, дает возможность отдохнуть

от жестких правил поведения, приобщает детей к общечеловеческим

ценностям, обеспечивая им эмоциональное благополучие и развивая их

личность. Согласитесь, история знает достаточно примеров, когда гении

весьма посредственно учились в школе. В условиях дополнительного

образования ребенок оказывается в состоянии многому научиться, а

также

проявить

себя

в

плане

развития,

самоутверждения

и

самоактуализации.

Итак,

кто

же

он,

педагог

дополнительного

образования, и нужен ли он нашему обществу? Он не отбирает у детей их

свободное время, они приходят к нему сами. Он не ставит оценок, не

требует высоких результатов. Он не имеет жестких образовательных

стандартов и примерных программ, а создает их сам с учетом

3

контингента обучающихся, их психофизиологических особенностей,

владеет современными образовательными технологиями, умеет найти

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку,

применяя

в

работе

различные

методы

и

формы,

не

противоречащие

дидактическим

принципам обучения. Он способен разглядеть в ребенке все самое

лучшее и заложить прочный фундамент для его дальнейшего развития.

Он идет в ногу со временем, постоянно самосовершенствуясь и

отслеживая тенденции развития общества. Он создает комфортную и

интересную

среду

единомышленников,

где

дети

чувствуют

себя

успешными и востребованными. Это творческая, разносторонне развитая

личность, горячо любящая детей и свое дело и способная заставить

светить солнце в душе каждого вверенного ему пока незрелого, но

пытливого и любознательного человека. Надеюсь, у вас не осталось

сомнений

в

значимости

профессии

педагога

дополнительного

образования.

Спорт с детства был моим главным увлечением. С восьми лет

играла во дворе с ребятами в футбол. В 16 лет занималась в спортивной

школе олимпийского резерва по футболу в городе Москве. В середине

двухтысячных

играла

в

футбольной

команде

Костромского

государственного технологического университета «Технолог» в высшей

лиге, в 2006 году получила звание мастера спорта России по футзалу. А

работать в специальную школу-интернат города Грязи (так она тогда

называлась) пришла в 2013 году. Преподаю физкультуру, а как педагог

дополнительного

образования

работаю

по

дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Спортивные игры

(футбол)». Должна отметить, что результаты работы не могут быть

многообещающими

по

определению,

поскольку

обучать

детей

с

задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью

технике и тактике игры в футбол очень сложно. Однако в процессе

занятий

показатели

физической

подготовки

ребят

существенно

4

улучшаются. Сотрудничество с Липецкой региональной общественной

организацией «Федерация футбола» дает нам возможность участвовать в

областных и всероссийских соревнованиях. В 2019 году в областных

соревнованиях «Кубок Петра» наша команда заняла 3 место в номинации

среди интернатов и детских домов. В 2021 и 2022 году мы участвовали в

Открытых всероссийских соревнованиях по футболу среди команд

детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» в городе

Краснодаре.

Практика

интеграции

физкультурно-спортивной

и

художественной направленностей расширяет возможности для раскрытия

творческого потенциала наших «особенных» детей. Так, в 2018 году в

конкурсе детско-юношеского творчества в области керамики «Чемпионат

мира по футболу – 2018 глазами ребенка» в г.Одинцово (Московская

область) мы заняли 1 место. Два года подряд мы участвовали в онлайн -

конкурсе Гете-Института «Знатоки Бундеслиги». Ребята с интересом

просматривали видео, отвечали на вопросы, связанные с футболом, и

угадывали счет в играх Бундеслиги, зарабатывая баллы. В итоге мы

выходили во второй этап, получали грамоты и призы. Уже пятый год

наша образовательная организация сотрудничает с Благотворительным

фондом «Северная корона». Находясь в оздоровительных лагерях по

приглашению Фонда, мы всегда принимаем участие в дружеских

встречах

по

футболу.

Таким

образом,

навыки,

полученные

на

тренировках,

позволяют

ребятам

не

только

продемонстрировать

результаты своего труда, но и пройти очередной этап социализации.

В течение трех лет я работаю тренером по легкой атлетике в ОБУ

«Областная спортивно-адаптивная школа», провожу занятия на базе

нашего Центра. Это дает нашим ребятам возможность участвовать в

областных

и

всероссийских

спортивных

соревнованиях,

получать

призовые места, зарабатывать медали. Какое же это счастье – видеть

лучистые лица детей и понимать, что жизнь имеет смысл! Нескромно

добавлю, что в соответствии с приказом Управления физической

5

культуры и спорта Липецкой области от 9 декабря 2021 года в списочный

состав членов спортивной сборной команды Липецкой области по спорту

лиц

с

интеллектуальными

нарушениями

включены

четыре

моих

воспитанника, трое из них в основном составе.

Конвенция о правах ребенка регламентирует право каждого ребенка

на здоровое физическое и психическое развитие, а также образование,

направленное на развитие личности, талантов, способностей ребенка в их

самом

полном

объеме.

Этой

идеальной

установке

соответствуют

основные положения Концепции развития детско-юношеского спорта в

Российской Федерации до 2030 года. Отрадно осознавать, что дети с

ограниченными

возможностями

здоровья

будут

получать

образовательные услуги на равных с обычными детьми, в том числе в

системе дополнительного образования. Мне бы хотелось расширения

комплекса мероприятий физкультурно – спортивной направленности для

обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на региональном уровне. Ведь

такие областные спортивные соревнования проводятся только 2-3 раза в

год. Наши дети не должны существовать изолированно, они могут

развивать «мягкие» навыки, участвуя в различных проектах с другими

образовательными

организациями,

во

встречах

с

известными

спортсменами,

в

том

числе

онлайн.

Знакомство

с

историей

отечественного спорта, с развитием и совершенствованием подготовки

спортсменов можно проводить с привлечением студентов и организацией

плотного взаимодействия с муниципальными и региональными центрами

развития творчества детей и юношества, отделениями МЧС, детско-

юношеского туризма, что могло бы внести неоценимый вклад в

патриотическое воспитание детей. А мы, педагоги дополнительного

образования,

с

нетерпением

ждем

примерных

рабочих

программ,

достойного методического обеспечения, повышающего эффективность

нашей работы.

6