Автор: Скоробогатова Ирина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОАОУ "Траектория"
Населённый пункт: город Грязи, Липецкая область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Педагогический взгляд в будущее"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение
Липецкой области «Центр непрерывного образования обучающихся с
особыми образовательными потребностями» «Траектория»
ЭССЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Автор: Скоробогатова Ирина Владимировна,
учитель физической культуры,
руководитель физического воспитания
педагог дополнительного образования
Грязи, 2024
В каждом человеке есть солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Всем известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья
требуют к себе более пристального внимания, неравнодушного отношения,
чуткости и неподдельного участия в их повседневной жизни, признания их
самых незначительных достижений. Они часто испытывают трудности при
освоении
всех
видов
речевой
деятельности,
при
выполнении
мыслительных операций, а нарушения эмоционально-волевой сферы
осложняют их взаимодействие с социальным окружением. Работая с
такими
детьми
в
течение
девяти
лет,
я
заметила
удивительную
особенность – они все обожают уроки физической культуры, а после
уроков бегут в спортивный зал заниматься в секциях. Я ни в коем случае
не хочу умалять психолого-педагогическое и методическое мастерство
моих коллег, просто, наверное, мне повезло…
Причина такого явления заложена в принципиальных различиях
между основным и дополнительным образованием детей. В этой связи
предлагаю поразмышлять о функциях дополнительного образования и
значимости профессии педагога дополнительного образования. Итак,
школьное
образование
ориентировано
на
обязательное
выполнение
образовательных программ и достижение образовательных результатов, в
то время как в условиях дополнительного образования педагог имеет
возможность трансформировать передаваемые обучающимся способы
деятельности из цели обучения в средство развития их способностей. Его
основная задача состоит в создании развивающей среды, где ребенок мог
бы максимально проявить заложенное от природы творческое начало.
Бесспорно,
педагог
дополнительного
образования
выполняет
образовательную
функцию,
которая
заложена
в
содержании
дополнительных
образовательных
программ
соответствующей
2
направленности. Он обучает детей тому, чем владеет сам, ребята
приобретают практические навыки и умения, иногда даже осваивают
основы ремесла. Часто развитые в системе дополнительного образования
интересы
и
увлечения
детей
способствуют
их
профессиональному
самоопределению. Социальная функция дополнительного образования
направлена
на
удовлетворение
потребностей
ребенка
в
общении,
интересном
для
него
времяпрепровождении,
познавательного
и
личностного развития. Кроме того, занятия в кружках и секциях по
интересам не оставляют детям времени и сил на проявление девиантного и
асоциального поведения. Принятый Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании
в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"
повышает значимость профессии педагога дополнительного образования.
Человек, которого выбирают сами дети для проведения с ним свободного
времени и которому доверяют родители самое ценное, что у них есть –
своих детей, не имеет права быть безнравственным, безответственным,
недисциплинированным. Он воспитывает прежде всего своим примером.
Он
консультирует,
компенсирует,
а
порой
предотвращает
психологические неудачи в семье и школе, дает возможность отдохнуть
от жестких правил поведения, приобщает детей к общечеловеческим
ценностям, обеспечивая им эмоциональное благополучие и развивая их
личность. Согласитесь, история знает достаточно примеров, когда гении
весьма посредственно учились в школе. В условиях дополнительного
образования ребенок оказывается в состоянии многому научиться, а
также
проявить
себя
в
плане
развития,
самоутверждения
и
самоактуализации.
Итак,
кто
же
он,
педагог
дополнительного
образования, и нужен ли он нашему обществу? Он не отбирает у детей их
свободное время, они приходят к нему сами. Он не ставит оценок, не
требует высоких результатов. Он не имеет жестких образовательных
стандартов и примерных программ, а создает их сам с учетом
3
контингента обучающихся, их психофизиологических особенностей,
владеет современными образовательными технологиями, умеет найти
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку,
применяя
в
работе
различные
методы
и
формы,
не
противоречащие
дидактическим
принципам обучения. Он способен разглядеть в ребенке все самое
лучшее и заложить прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Он идет в ногу со временем, постоянно самосовершенствуясь и
отслеживая тенденции развития общества. Он создает комфортную и
интересную
среду
единомышленников,
где
дети
чувствуют
себя
успешными и востребованными. Это творческая, разносторонне развитая
личность, горячо любящая детей и свое дело и способная заставить
светить солнце в душе каждого вверенного ему пока незрелого, но
пытливого и любознательного человека. Надеюсь, у вас не осталось
сомнений
в
значимости
профессии
педагога
дополнительного
образования.
Спорт с детства был моим главным увлечением. С восьми лет
играла во дворе с ребятами в футбол. В 16 лет занималась в спортивной
школе олимпийского резерва по футболу в городе Москве. В середине
двухтысячных
играла
в
футбольной
команде
Костромского
государственного технологического университета «Технолог» в высшей
лиге, в 2006 году получила звание мастера спорта России по футзалу. А
работать в специальную школу-интернат города Грязи (так она тогда
называлась) пришла в 2013 году. Преподаю физкультуру, а как педагог
дополнительного
образования
работаю
по
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Спортивные игры
(футбол)». Должна отметить, что результаты работы не могут быть
многообещающими
по
определению,
поскольку
обучать
детей
с
задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью
технике и тактике игры в футбол очень сложно. Однако в процессе
занятий
показатели
физической
подготовки
ребят
существенно
4
улучшаются. Сотрудничество с Липецкой региональной общественной
организацией «Федерация футбола» дает нам возможность участвовать в
областных и всероссийских соревнованиях. В 2019 году в областных
соревнованиях «Кубок Петра» наша команда заняла 3 место в номинации
среди интернатов и детских домов. В 2021 и 2022 году мы участвовали в
Открытых всероссийских соревнованиях по футболу среди команд
детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» в городе
Краснодаре.
Практика
интеграции
физкультурно-спортивной
и
художественной направленностей расширяет возможности для раскрытия
творческого потенциала наших «особенных» детей. Так, в 2018 году в
конкурсе детско-юношеского творчества в области керамики «Чемпионат
мира по футболу – 2018 глазами ребенка» в г.Одинцово (Московская
область) мы заняли 1 место. Два года подряд мы участвовали в онлайн -
конкурсе Гете-Института «Знатоки Бундеслиги». Ребята с интересом
просматривали видео, отвечали на вопросы, связанные с футболом, и
угадывали счет в играх Бундеслиги, зарабатывая баллы. В итоге мы
выходили во второй этап, получали грамоты и призы. Уже пятый год
наша образовательная организация сотрудничает с Благотворительным
фондом «Северная корона». Находясь в оздоровительных лагерях по
приглашению Фонда, мы всегда принимаем участие в дружеских
встречах
по
футболу.
Таким
образом,
навыки,
полученные
на
тренировках,
позволяют
ребятам
не
только
продемонстрировать
результаты своего труда, но и пройти очередной этап социализации.
В течение трех лет я работаю тренером по легкой атлетике в ОБУ
«Областная спортивно-адаптивная школа», провожу занятия на базе
нашего Центра. Это дает нашим ребятам возможность участвовать в
областных
и
всероссийских
спортивных
соревнованиях,
получать
призовые места, зарабатывать медали. Какое же это счастье – видеть
лучистые лица детей и понимать, что жизнь имеет смысл! Нескромно
добавлю, что в соответствии с приказом Управления физической
5
культуры и спорта Липецкой области от 9 декабря 2021 года в списочный
состав членов спортивной сборной команды Липецкой области по спорту
лиц
с
интеллектуальными
нарушениями
включены
четыре
моих
воспитанника, трое из них в основном составе.
Конвенция о правах ребенка регламентирует право каждого ребенка
на здоровое физическое и психическое развитие, а также образование,
направленное на развитие личности, талантов, способностей ребенка в их
самом
полном
объеме.
Этой
идеальной
установке
соответствуют
основные положения Концепции развития детско-юношеского спорта в
Российской Федерации до 2030 года. Отрадно осознавать, что дети с
ограниченными
возможностями
здоровья
будут
получать
образовательные услуги на равных с обычными детьми, в том числе в
системе дополнительного образования. Мне бы хотелось расширения
комплекса мероприятий физкультурно – спортивной направленности для
обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на региональном уровне. Ведь
такие областные спортивные соревнования проводятся только 2-3 раза в
год. Наши дети не должны существовать изолированно, они могут
развивать «мягкие» навыки, участвуя в различных проектах с другими
образовательными
организациями,
во
встречах
с
известными
спортсменами,
в
том
числе
онлайн.
Знакомство
с
историей
отечественного спорта, с развитием и совершенствованием подготовки
спортсменов можно проводить с привлечением студентов и организацией
плотного взаимодействия с муниципальными и региональными центрами
развития творчества детей и юношества, отделениями МЧС, детско-
юношеского туризма, что могло бы внести неоценимый вклад в
патриотическое воспитание детей. А мы, педагоги дополнительного
образования,
с
нетерпением
ждем
примерных
рабочих
программ,
достойного методического обеспечения, повышающего эффективность
нашей работы.
6