"Прием списывания как средство формирования орфографического навыка"

Автор: Иванова Антонина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шеинская средняя общеобразовательная школа-интернат" им.М.Н.Анисимова
Населённый пункт: с.Шея, Сунтарский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Прием списывания как средство формирования орфографического навыка"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Иванова Антонина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Шеинская СОШ-И» Сунтарский улус. Эл. адрес: sheya_suntar@mail


Прием списывания как средство формирования орфографического навыка.
Начальная школа обязана обеспечить овладение навыками чтения и письма, составляющими необходимую предпосылку и важнейшие условия успешности всего последующего обучения ребенка в школе. Одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе связана с формированием у младших школьников орфографических умений и навыков. Орфографические навыки формируются через умение, то есть умение ставить орфографическую задачу и во-вторых научиться ее решать. Причем, способы ее решении могут быть различны: а ) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма. б ) если орфограмма не поддается такой проверке, можно воспользоваться словарем. в ) можно написать орфограмму по памяти. Последний способ- письмо по памяти, несомненно, самый удобный и быстрый в применении. Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала про себя, а потом пишем: здесь налицо мысленный черновик» Ученик никогда не пишет молча, он проговаривает каждое слово, особенно на начальных ступенях обучения грамоте. Так способ произношения слов, согласно их правильному написанию, иными словами, способ проговаривания, еще в период становления методики обучения как науки зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка. Нетрудно сделать вывод о том, что орфографическое проговаривание текста- непременное условие списывания. Причем, необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма и во время записи текста. Это первое и главное требование, предъявляемое к списыванию. Прием списывания можно начинать сразу словосочетаниями, но они должны быть совсем небольшими, а затем постепенно увеличивать их объем. Основные этапы этого действия могут быть такими: 1. Внимательно прочитай предложение. 2. Повтори его, не заглядывая в текст. 3. Подчеркни орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически. 5. Повтори еще раз предложение. 6. Пиши, диктуя себе орфографически. 7. Проверь написанное. Если обучение списыванию организуется по этому алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанность. В 3 классе можно сократить алгоритм списывания до 4-х шагов: 1. Прочитай предложение и повтори его по памяти. 2. Прочитай предложение орфографически. 3. Пиши, диктуя себе, проговаривая. 4. Проверь написанное, как оно написано. Основная цель предусмотренного программой обучения списыванию состоит не в овладении данным видом письма, а в формировании особого способа смыслового чтения, включающего в себя активную ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка, само собой разумеется, что эта цель может быть достигнута, если ребенок занимается списыванием не от случая к случаю, а систематически изо дня в день на протяжении всего обучения в начальной школе. Виды работ по классам: 1 класс-списывание с доски 2 класс-списывание с доски и с книги. (1 полугодие) списывание любых слов и предложений с книги после знакомства со словарем. (2 полугодие) 3 класс-списывание любых текстов в классе ( 1 полугодие) -списывание любых текстов дома ( 2 полугодие) 4 класс-самостоятельное списывание дома. 1раз в 2 недели- контрольное списывание. Если правильно организовать списывание, то можно получить результаты в процессе формирования орфографического навыка. Формирование этих умений и навыков необходимы для дальнейшего обучения в среднем звене.