Напоминание

"Русский с удовольствием"

Автор: Богомолова Светлана Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФМОУ - СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича в с. Кочетовка
Населённый пункт: село Кочетовка Аткарского района
Наименование материала: рабочая программа кружка
Тема: "Русский с удовольствием"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

по русскому языку

«Русский в удовольствие»

для 5-9 классов

Руководитель кружка: Богомолова С.Б.,

учитель I квалификационной категории

Кочетовка

2023

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч,

выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А.И.

В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные

выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает

непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Человек,

который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или

написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных

людей.

Программа «Русский с удовольствием» построена таким образом, что у детей

расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и

речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает

чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в

удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.

Актуальность выбора курса «Русский с удовольствием» определена тем,

что у детей младшего и, в последнее время, среднего школьного возраста

слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам

основной образовательной программы основного общего образования ФГОС

2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения

является формирование компетентностей ребенка по освоению новых

знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью

новых стандартов является включение в перечень требований к структуре

основной образовательной программы:

соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные

на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и

воспитательные результаты.

Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной

работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий

программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа

в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках,

заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых

сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в

совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают

интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень

интересен, увлекателен, разнообразен.

Кружок предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках

русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме

рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью:

занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания

нового».

Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать

детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и

напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и

разнообразными знаниями по языку.

Цель:

пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,

желание познать богатства языка.

Задачи:

расширить и углубить программный материал;

развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его

ум;

научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять

строй языка.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на

следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Основные формы:

игры на языковом материале;

вопросы занимательной грамматики;

инсценировки языковых ситуаций;

краткие увлекательные рассказы о жизни языка;

практическая работа с различными рода словарями.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом (или учащимся) плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и

используя учебную литературу;

учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении

учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

сравнивать слова по написанию и произношению;

определять разницу между звуком и буквой;

устанавливать общие признаки жанров;

находить языковые закономерности;

определять последовательность работы над словом.

Содержание программы:

1.Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звук и буква.

Цель и задачи кружка. Речевой слух. Умение различать звук и букву.

Важность звуковой произносительной стороны в создании

выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение

занимательных задач.

2. Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра

«Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя

Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы.

Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы –

актёры.

3. Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое

письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».

4.Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.

Сообщения об отдельных буквах.

5. Загадочный папирус.

Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые

письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.

6.Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с

произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими

словами. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами

произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда

Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

7.Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание».

Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие

фонематического слуха.

8.Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.

Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний

разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме

«Орфоэпия и фонетика».

9. Словесные раскопки.

Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,

их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так

называемся».

10. Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Богатые возможности

словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство

русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».

11.Об одном и том же - разными словами. О словах разных, одинаковых,

но разных.

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,

эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности

создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем

синонимов. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами.

Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у

слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-

омонимов». Омонимы. Причины порождения неправильного понимания

омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым

словарем. Лингвистическая игра «Лексическое лото».

12. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы .

13. Замок и замОк. Омографы.

14. «Тезки наоборот».

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие

антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с

пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского

языка».

15. О словах разных, одинаковых, но разных.

16.Отчество и фамилия.

17. В царстве смыслов много дорог.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи

толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и

омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное

значение слов».

18. Не в бровь, а в глаз.

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная

сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.

19. Фразеологические обороты.

Богатство русского языка фразеологизмами, их роль. Работа со словарем

фразеологических оборотов. Изучение особенностей фразеологических

сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о

правильном употреблении фразеологизмов в речи.

20.Почему мы так говорим.

Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая

игра «Рыбная ловля».

21. Крылатые слова.

Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое

занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.

22.Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами,

использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод

понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим,

актер- терка ).

23.Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и

разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.

24.Решение занимательных задач

25.Анаграммы и метаграммы.

26. В руках умелых слово творит чудеса.

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение

занимательных лингвистических заданий.

27.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают

об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной

статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и

историческими словарями. Определение первоисточников слова.

28. Игра со словами.

- Превращение слов.

- Словесная лесенка.

- Из одного слова – несколько.

- Слоговой аукцион.

- Закончи предложение (словом на определенную букву)

- Волшебная цепочка

- Слоговое лото

- Дополните слово

- Найди слово в слове

29. Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая

имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных

строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по

следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым

словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над

созданием синквейна развивает образное мышление.

30. Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря

иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со

словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

31. Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и

капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со

словарем. Сравнение значения слов.

32. Тайна имени.

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных

на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди

имен собственных. Работа со словарями и интернет ресурсами.

33. Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.

Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений

фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

34. Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?

Заключительное занятие. Итоговый проект.

Календарно - тематическое планирование

ДАТА

ТЕМА

Вид деятельности

1

06.09

Организационное занятие.

В мире безмолвия и неведомых

звуков.

Беседа, игровые

упражнения

2

13.09

Звук и буква. Фонема. Для всех ли

фонем есть буквы? Тайны фонемы.

Беседа, игровые

упражнения

3

20.09

Можно ли писать без букв?

Как обходились без письма?

Рассказ учителя,

игра, практикум

4

27.09

Экскурсия в прошлое. Буквы

потерянные и редкие.

Разгадывание и

составление ребусов

5

04.10

Загадочный папирус.

Рассказ учителя,

игра

6

11.10

Банты и шарфы.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Рассказ учителя,

игра

7

18.10

Звучащая строка

Сообщение, игровые

упражнения

8

25.10

Кис- кис! Мяу!, или Кое - что о

звукоподражаниях.

Разгадывание и

составление ребусов

9

08.11

Словесные раскопки.

Увлекательное около нас.

Ситуационные игры

10

15.11

Бывают ли у слов родственники?

Игровые упражнения

11

22.11

Об одном и том же - разными

словами

Рассказ, игровые

упражнения

12

29.11

Мир - вселенная; мир - отсутствие

войны. Омонимы.

Игра

13

06.12

ЗАмок и замОк. Омографы

Беседа, решение

занимательных задач

Работа со словарями

14

13.12

«Тезки наоборот».

Решение

занимательных задач

15

20.12

О словах разных, одинаковых, но

разных.

Практикум, игра

16

27.12

Отчество и фамилия.

Презентация, работа с

интернет ресурсами

17

10.01

В царстве смыслов много дорог.

18

17.01

Не в бровь, а в глаз

19

24.01

Фразеологические обороты

20

31.01

Почему мы так говорим.

Сообщение, решение

занимательных задач

21

07.02

Крылатые слова.

Литературная

композиция, викторина

22

14.02

Анаграммы и метаграммы.

Разгадывание и

составление ребусов

23

21.02

Шарады и логогрифы

Разгадывание и

составление ребусов

24

28.03

Решение занимательных задач

Решение

задач

25

06.03

Анаграммы и метаграммы.

Разгадывание и

составление ребусов

26

13.03

В руках умелых слово творит

чудеса.

Инсценировка,

беседа

27

20.03

«Откуда катится каракатица?» О

словарях, которые рассказывают об

истории слов.

Лингвистические

конкурсы

28

03.04

Игра со словами.

Разгадывание и

составление ребусов

29

10.04

Созвездие синквейнов

Лингвистические

конкурсы

30

17.04

Словари «чужих» слов.

Разгадывание и

составление ребусов

31

24.04

Капитан и капуста

Лингвистические

конкурсы

32

08.05

Тайна имени

33

15.05

Отчество и фамилия

34

22.05

Наш язык богат и могуч. Что

значит владеть языком?

Заключительный

урок, итоговый

проект

Ожидаемые результаты:

возросший интерес к предмету;

повышение успеваемости по русскому языку;

умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Учебно - методическое обеспечение программы

1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка:

Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.

Современная

версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.

3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка:

Пособие

для учащихся.- М.: Просвещение,1981.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для

учащихся.- М.: Просвещение, 1987.

5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для

учащихся М.: Просвещение, 1983.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:

Российская

академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.:

Азбуковник, 1999.

7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная

литература, 1984.

8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.-

СПб.:

ООО «Виктория плюс», 2007.

10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель

А.И.

Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.