"Международный конкурс молодых исполнителей "Пражская весна-2013"
Автор: Спекторова Кристина Викторовна Должность: преподаватель по классу органа
Учебное заведение: МССМШ им.Гнесиных
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Путевые заметки: конкурсы, фестивали
Тема: "Международный конкурс молодых исполнителей "Пражская весна-2013"
Международный конкурс молодых
музыкантов «Пражская весна - 2013»
(орган, валторна).
С 5 по 15 мая 2013 года в Праге уже в 68-й раз состоялось важное
событие для музыкальной жизни этого города – Международный
фестиваль «Пражская Весна» (чеш.
Mezinárodní hudební festival
Pražké jaro), в рамках этого события - Международных конкурс по
специальностям «Орган» и «Валторна».
В этом году 68-й
международный музыкальный фестиваль «Пражская весна»
начался в чешской столице с возложения цветов к могиле
композитора Бедржиха Сметаны на пражском кладбище Славин.
Именно его симфонический цикл «Моя Родина» ежегодно
открывает престижный европейский фестиваль. В 2013 году
открыть музыкальный праздник, исполнив сочинения Бедржиха
Сметаны, удостоился чести Филармонический оркестр Радио
Франции. В этом году в рамках фестиваля «Пражская весна»
прошло 45 концертов и 6 оперных спектаклей.
Жители Праги привыкли в весенние дни видеть не только цветущие деревья,
но и развевающиеся синие флажки с почти вопросительной чешской буквой
«f», характерные исключительно для одной только чешской столицы. Это
вестник, оповещающий о приходе «Пражской весны» - престижного
музыкального фестиваля, который пережил перевороты в истории и
политике, изменение вкусов публики и культурные штормы. Он пережил все
это благодаря тому, что всегда оставалось достаточно любителей концертов,
всегда готовых ценить и посещать настоящие творческие концерты.
Немного расскажем об истории возникновения «Пражской весны». В 1946
году Прага и вся Чехословакия праздновала первую годовщину с окончания
Второй Мировой войны. В то же время Чешская филармония отмечала 15-
летие со дня основания, а в том же году под патронатом президента
Чехословакии
Эдварда Бенеша был основан Международный Пражский
Весенний музыкальный фестиваль. Его основание было трудом более 70 лет
людей, широко вовлеченных в музыкальную жизнь Праги, включая немецкое
его население, чтобы организовать ежегодное музыкальное событие, в
котором бы участвовали лучшие исполнители и оркестры со всего мира.
Фестиваль стал почетным членом мировой федерации международных
музыкальных фестивалей. Успех, достигнутый десятками молодых
музыкантов на весеннем фестивале в Праге, был платформой для взлета
музыкантов и помог им в будущем завоевать популярность в других странах
по всему миру.
С 1947 г. в рамках фестиваля проводился конкурс молодых музыкантов по
самым разным специальностям (конкурс по каждой специальности может
иметь собственное название в честь того или иного выдающегося чешского
музыканта; так, самая первая премия 1947 года, так и не доставшаяся никому,
носила имя Яна Кубелика). С 1952 г. традицией фестиваля стало открытие 12
мая, в годовщину смерти
Бедржиха Сметаны , исполнением его цикла
симфонических поэм «
Моя Родина ». Традиционным местом проведения
фестивальных концертов является
Рудольфинум, значительная часть
концертов проходит также в Зале имени Сметаны пражского
Общественного
дома.
C 1958 года в конкурсных прослушиваниях появилась специальность орган,
где 1 премию получил Вацлав Рабас (Чехословакия), 1966 - Отфрид Миллер
(Германия), Петр Совадина (Чехословакия), 1984 -
Алеш Барта
(Чехословакия), 1989 - Мартин Зандер (ФРГ), 1994 - Павел Черны
(Чехословакия), 1999 и 2006 1 премия не присуждалась.
В «Пражской весне - 2013» приняли участие молодые музыканты из самых
разных стран: Польши, Кореи, Японии, США, Венгрии, Латвии, Германии,
Словакии, Франции, России и, конечно, Чехии. Отбор органистов проходил
по аудио записям, где надо было исполнить 2 произведения:
J. S. Bach:
Chorale Prelude « Herr Jesu Christ, dich zu uns wend´» BWV 655
или « Allein
Gott in der Hoh sei Ehr» BWV 676, и Johannes Brahms: Preludium and Fugue in
g minor или Preludium and Fugue a minor. Всего было отобрано 40 участников.
Состав жюри был «звездным»: председатель жюри -
Дж. Лауквик
(Норвегия) – профессор Высшей Школы Музыки и театрального искусства в
Штуттгарте (Hochschule fur Musiknund darstellende Kunst), с 2001 – профессор
Университета Музыки в Осло, с 2003 – приглашенный профессор в
Королевской Музыкальной Академии в Лондоне. Алес Барта (Чехия) – один
из успешных чешских органистов, с 1995 года получил титул «Солиста
чешского Симфонического Оркестра Радио», в марте 1996 года выиграл
Supraphon
Gold
Disc для записи органных сочинений И.С. Баха.
Павел
Черны (Чехия) – преподаватель игры на органе, импровизации, органологии
в Академии Музыки (Прага), Академии Музыкальных Искусств им. Яначека
в Брно.
Дж. Кибби (США) – Доктор Музыкальных Искусств, профессор.
Среди большого количества наград, которые он получил, Доктор Кибби
особенно гордится Стипендией Джеймса Кибби, обеспеченной
Университетом Мичигана, которая поддерживает студентов,
специализирующих в органном исполнительстве и церковной музыке
. С.
Лэндэйл (
Susan
Landale (Франция) – почетный Президент Общества
Органистов в Эдинбурге, Президент Академии им. Андре Марчал (
Andre
Marchal), в настоящее время - професор Королевской Академии Музыки в
Лондоне.
Я. ван Оортмерсен
(Нидерланды) по праву заслуживает
международной репутации исполнителя и педагога, приглашенный
преподаватель в университеты и консерватории по всему миру. В 2012 году
Академией им. Сибелиуса в Хельсинки предоставлена Степень Почетной
Докторантуры. Э. Уллманн (Австрия) закончила обучение в Университете
Музыки и Искусств в Вене и Зальцбурге, также в Королевской Академии
Музыки в Лондоне. Получила I-ые премии на Международном Конкурсе им.
И.С. Баха в Лейпциге (1976), Конкурсе органистов им. А.Брукнера в Линце
(1978). В настоящее время Улманн профессор в Университете Моцартеума в
Зальцбурге.
Первый тур конкурса проходил в евангелической церкви св. Сальватор на 3-
х мануальном органе фирмы Ойле. Каждому участнику была предоставлена
40-минутная репетиция. У жюри стояла непростая задача: выбрать из 40
человек всего 10 «счастливчиков». В итоге, после прослушивания первого
тура, было отобрано 11 человек, в их числе оказалась органистка из России –
Дина Ихина.
Репетиция ко 2-му туру
(за органом - Дина
Ихина).
Выступления
участников 2-го тура
проходили в зале
Рудольфинум на 4-х
мануальном органе
фирмы Rieger-Kloss.
Игра некоторых
отличалась нестабильностью, неуверенностью. В качестве обязательной
пьесы для исполнения в этом туре стало произведение О. Квэка «Ex
pitatio»
(Preludio fantastico e fuga retrograda per organo), специально написанное для
конкурса органистов «Пражская весна - 2013». На третий тур прошли 4
участника: Mari Ohki, Karol Mossakowski, Johanna Soller, Pavel Svoboda. В
следующем туре им предстояло сыграть на выбор произведение Ф. Листа, М.
Регера, П. Эбена, С. Франка, А. Гильмана и сочинение Ф. Пуленка « Concerto
for Organ, Strings and Timpani in G Minor» (В сотрудничестве с Пражским
Симфоническим Камерным Оркестром, дирижер - Томас Браунэр).
Здесь разыгралась настоящая борьба. Все зрители с замиранием сердца
слушали, как же каждый из конкурсантов подойдет к проблеме ансамбля,
стиля, охвата формы в концерте Ф. Пуленка .
Органистка из Японии, Мари Окки открывала
прослушивания третьего тура,
которые проходили в роскошном концертном зале
им. Сметаны Общественного Дома на органе фирмы
Voit-Tuček 1913, Vleugels 1997.
На суд жюри она предоставила произведение П.
Эбена «Laudes», которое исполнила очень вдумчиво,
по - мастерски зрело. В «Концерте» Ф. Пуленка
Мари чуствовала себе немного сковано, чутко шла
на контакт с дирижером и оркестром, но делала это с осторожностью. Второй
участник 3-го тура, Кэрол Моссаковский из Польши, исполнил «BACH» Ф.
Листа, тоже очень выразительно, технично, с юношеским задором, но
немного растеряв цикл по форме. В концерте он чувствовал себя более
свободно, иногда не совпадал с партией оркестра, но зато ему удалось
передать утонченность, некий шарм французской музыки. Следующая
участница – Йоханна Соллер из Германии – сыграла «Fantasia und Fuge» op.
135 b М. Регера, точно передав стиль, экспрессию, динамику развития этого
сочинения. В концерте было много расхождений с оркестром, брала очень
быстрые темпы, так что дирижеру приходилось все время подстраиваться под
солистку. Последний участник – Павел Свобода из Чехии – исполнил свою
программу вальяжно, слаженно, достаточно свободно и ровно. По
результатам жюри, места распределились неожиданным образом: Мари Окки,
которая уверенно шла на первую премию, сыграв первые 2 тура технически
совершенно, свободно, мастерски зрело, выразительно, награжденная призом
«За лучшее исполнение обязательной пьесы», получила III премию, разделив
ее с органистом из Чехии – Павлом Свободой.
II премию получила Йоханна Соллер. Победителем конкурса «Пражская
весна - 2013» стал Кэрол Моссаковский.
1
Участники, не прошедшие на 2-ой тур, имели возможность пообщаться с
членами жюри. Многие профессора тщательно следили за неточностями
нотного текста, записывали регистровки каждого исполнителя. Кто-то уделял
внимание артикуляции, интонации. Кому-то прельщало свободное владение
текстом, без «нервозности». Но в любом случае, для участников это был
ценный опыт.
Немного расскажем об органах, на которых проходили выступления
участников. Прослушивания 1-го тура шли в евангелической
церкви Св.
Сальватора на органе фирмы Ойле, который зазвучал в этой церкви в марте
2009 года. По концепции Ярослава Тумы (J. Tuma), орган должен был иметь 2
1
ссылка в интернете на выступления финалистов конкурса органистов «Пражская весна -
2013».
мануала, педаль и 33 регистра с диспозицией в стиле южнонемецко-
австрийского барокко, с дополнением нескольких язычковых. По
техническим характеристикам (игровой стол, трактура, виндлада) должен
был представлять типичный барочный орган.
В итоге техническая концепция органа в ц. Св. Сальватор была
приспособлена к избранному стилю: Schleifladen в классическом выполнении
(дуб), механическая трактура из древесины (дуб) и 4 воздуходувных меха для
снабжения воздухом труб. В сотрудничестве с членами евангелической
общины Св. Сальватор был существенно расширен первоначальный проект
диспозиции, в целом 48 регистров, 3 мануала.
Небольшая особенность этого органа - это сохранение ящика органа и старых
частей материала труб первоначального органа пражского органного мастера
Карела Фоцилки от 1865 года. Была произведена реконструкция цвета ящика
из 1865 года, она проводилась Zdena Kafková. После эскизов Карела Фоцилки
(Karol Vocelka) реконструировались трубы проспекта и детали игрового стола
(языки, надписи, клавиатура, боковые стены скамьи).
Диспозиция органа фирмы Ойле в ц. Сальватор
.
I.
Manual (C-f’’’)
Bourdon 16’, Principal 8’, Viola da Gamba 8’, Doppelrohrflote 8’, Gemshorn 8’, Octava 4’, Spitzflote 4’,
Quinta 2 2/3’, Superoctava 2’, Tertia 1 3/5’, Mixtur 4fach 2’, Cymbel 3fach 1 1/3’, Cornett 5fach 8’ od g,
Trompete 8’, Pleno an, Pleno ab
II.
Manual (C-f’’’)
Principal 8’, Flaut douce 8’, Gedackt 8’, Quintadena 8’, Principal 4’, Rohrflote 4’, Nasat 3’, Octava 2’,
Sesquialtera 4/5-1 3/5’, Quinta 1 ½, Sufflet 1’, Mixtur 4fach 1 1/3’, Fagott 16’, Vox humana 8’, Tremulant,
Pleno an, Pleno ab.
III.
Manual (C-f’’’)
Hohlflaut 8’, Salicional 8’, Flauto traverse 8’, Unda maris 8 od c, Fugara 4’, Flaut d’amour 4’, Waldflote 2’,
Cornettino 3fach ab c’, Hoboe 8’, Glockenspiel c’-c’’’, Schwebung.
Pedal (C-f’)
Untersatz 32’, Principalbass 16’, Violonbass 16, Subbass 16’, Octavbass 8’, Flautbass 8’, Octava 4’,
Posaunenbass 16’, Trompetenbass 8’, Clarionbass 4’, Pleno an, Pleno ab, I-P, II-P,III-P
II-I, III-I, III-II, Cymbelstern, Calcant, Motor, Lux
Рудольфинум - одно из самых красивых сооружений чешской архитектуры.
-
Зал был открыт в 1885 году. Дворец назван в честь австрийского наследного
принца, но, в общем, его имя связано с любящим искусство императором
Рудольфом
II, место которого было в Пражском Замке. Концертный зал
назван в честь Антонина Дворжака, который работал в Рудольфинум как
профессор Консерватории и дирижер. Рудольфинум был разработан
архитекторами Джозефом Цитеком и Джозефом Шульцом (оба - профессора в
Политехнической Праге) в стиле Нео-Ренессанса как культурный центр для
концертных выступлений и выставок.
Первый орган,
построенный
немецкой фирмой
Wilhelm Sauer в 1884
году, украшенный
скульптором
Мюллером из
Мюнхена, работал
без существенных
изменений до конца
Первой Мировой
войны. После того,
как Рулодьфинум
стал использоваться
как Палата Парламента, орган был пожертвован в Консерваторию Брно.
Настоящий орган построен фирмой Rieger-Kloss из Крнова в 1975 году, автор
его проекта и его духовного отца - доктор Джири Рейнбергер. Теперь
история Рудольфинума связана прежде всего с концертной деятельностью
чешской Филармонии.
Диспозиция органа Rieger-Kloss в зале Рудольфинума.
I.
Hauptwerk (C-a3)
Prinzipal 16’, Prinzipal 8’, Rohrflote 8’, Octave 4’, Hohlflote 4’, Quinte 2 2/3’, Superoctave 2’, Grossmixtur
5-6fach 2’, Kleinmixtur 4 fach 1’, Fagott 16’, Trompete 8’, II/I, III/I, IV/I
II.
Positiv (C-a3)
Gedackt 8’, Quintadena 8’, Violflote 8’, Principal 4’, Spillflote 4’, Octave 2’, Querflote 2’, Quinte 1 1/3’,
Superoctave 1’, Sesquialtera 2fach 2 2/3+1 3/5’, Acuta 5fach 1’,Krummhorn 8’, Schalmei 4’, III/II,IV/II,
Tremulant.
III.
Schwellwerk (C-a3)
Bourdon 16’, Principal 8’, Koppel 8’, Spitxgamba 8’, Schwebung 1-2fach 4’+8’, Octave 4’, Blockflote
4’,Nassat 2 2/3’, Waldflote 2’, Terz 1 3/5’, Mixtur 4-5fach 1 1/3’, Zimbel 3fach 1/3’, Trompete
harmonique 8’, Hautbois 8’, Clairon 4’, Tremulant
IV.
Solowerk.
Holzprincipal 8’, Flute harmonique 4’, Flachflote 2’, Cornett 3-5fach 2 2/3’, Quintsept 1-2fach 1 1/3+1
1/7’,Prinzipalmixtur 7fach 4’, Bombarde 16’, Solotrompete 8’, Feldtrompete 4’
Pedal C-f1
Principalbass 16’, Subbass 16’, Bourdon 16’, Quintbass 10 2/3, Octave 8’, Spitzflote 8’, Superoktave 4’,
Rohrgedackt 4’, Nachthorn 2’, Rauschbass 3fach 5 1/3’, Hintersatz 6fach 2 2/3’, Kontrposaune 32’,
Posaune 16’, Tromba 8’, Clarine 4’, I/P, II/P, III/P, IV/P
Прослушивания 3-го тура проходили в роскошном зале им. Сметаны. Этот
зал - во власти органа (мастер Й. Тучек), вокруг которого находится
позолочено – бронзовый рельеф Б. Сметаны, сделанный Ф. Хергесэль
(F.Hergesel). Орган был отреставрирован фирмой Флегельс (
Vleugels),
которая является преемником оригинального обслуживания субподрядчика
Й. Тучека фирмы
E. F. Wachler. Первоначальная скамья органа была
возвращена залу
из
Национального
коллекционного
Музея.
Орган был
построен в зале
им. Сметаны еще
перед его
завершением в
1912 году. Проект
корпуса органа
принадлежал архитектору Балсанеку, диспозиция этого инструмента
проектировалась преподавателем композиции и музыкальной истории
профессором Карелем Штекером (1861-1918). В строительстве органа
участвовали чешская фирма Яна Тучека из Куттенберга (Кутна Гора) и
немецкая фирма
Heinrich Voit und Sohne из
Karlsruhe-Durlach. О точном
участии работников обеих фирм не существуют никаких письменных
документов. Однако по некоторым особенностям органа можно судить о том,
что большинство деталей производилось в немецкой фирме. Фирма «
Voit»
упоминает уже в 1908 году в ее рекламных материалах о большом 4-
хмануальном концертном органе с переносным электрическим игровым
столом для Праги. Фирма « Tuček» приводит в его каталоге 20-ых годов этот
орган по номеру опуса 228. Основанием для такого международного
сотрудничества была, наверное, специализация фирмы «
Voit» на
строительстве органов для концертных залов.
Согласно сообщениям в печати от 1912 года этому органу дарилось
особенное внимание, которое было вызвано как техническим оформлением,
так и звуком органа. Этот инструмент с тремя мануалами, педалью и 70
регистрами был третьим по величине органом Монархии и имел, как было
написано в чешском журнале «Cyril», 4.736 труб. При этом речь шла о первом
электро - пневматическом органе в богемских странах, который реализовался,
кроме того, с электрической подачей воздуха.
Disposition der Orgel im Smetanasaal, Gemeindenhaus, Prag Voit (Tucek0 1913,
Vleugels 1997.
I.
Manual C-g3
Prinzipal 16’, Bourdon 16’, Fagott 16’, Prinzipal 8’, Tibia 8’, Gamba 8’, Grobgedackt 8’, Gemshorn 8’,
Konzertflote 8’, Dolce 8’, Trompete 8’, Nasat 5 1/3, Octave 4’, Fugara 4’, Rohrflote 4’, Rauchquinte 2fach 2
2/3, Superoctave 2’, Kornet 4-5fach 8’, Mixtura 4fach 2’, Akuta 4fach 1’.
II.
Manual (Schwellwerk) C-g3
Lieblich Gedackt 16’, Viola 8’, Prinxipal 8’, Fugara 8’, Gedackt 8’, Wienerflote 8’, Salicional 8’, Unda maris
8’, Zartflote 8’, Trompette Harmonique 8’, Oboe 8’, Octave 4’, Querflote 4’, Gemshorn 4’, Quinte 2 2/3,
Waldflote 2, Kornet 3-4fach 4’, Progressio harmonica 5-6fach 2 2/3.
III.
Manual (Schwellwerk) C-g 3
Quintaton 16’, Geigenprinzipal 8’, Flute octaviante 8’, Stillgedackt 8’, Violine 8’, Nachthorn 8’, Aeoline 8’,
Vox coelestis 8’, Klarinette 8’, Vox humana 8’, Tremulant fur Vox humana, Octave 4, , Flauto dolce 4’,
Viola d’amore 4’, Quintflote 2 2/3, Flautino 2’, Harmonia aetherea 4fach 2 2/3
Pedal C-f1
Untersatz 32’, Bombarde 32’, Principalbass 16’, Violonbass 16’, Subbass 16’, Gamba 16’, Harmonika 16’,
Posaune 16’, Quintbass 10 2/3’, Octavbass 8’, Violoncello 8’, Flotenbass 8’, Bourdon 8’, Trompete 8’,
Clarine 4’, Superoctave 4’
III/I , III/I 1, II/I , III/II , III/I , Ii/I ,iii/P, II/P, I/P
Кристина Спекторова,
преподаватель по классу органа в МССМШ им.Гнесиных.