"Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у дошкольников с отклонениями в речевом развитии"

Авторы: Опейкина Светлана Александровна, Жабина Елена Николаевна, Рехтина Ирина Викторовна
Должности: воспитатель, воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №258"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у дошкольников с отклонениями в речевом развитии"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения

у дошкольников с отклонениями в речевом развитии
Общение играет огромную роль в жизни ребенка. Благодаря общению ребенок познает мир, формирует навыки межличностного взаимодействия. Поэтому так актуален вопрос о формировании навыков общения в дошкольном возрасте, особенно у детей с нарушением речи. Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности. Благодаря игре личность ребенка совершенствуется: 1. Развивается мотивационно - потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные. 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает
ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника. 3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигнуть и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка. Игра - эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Экспериментирование во время игры, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. С позиций деятельностного подхода именно с игровой деятельностью на данном этапе психического развития связано появление важнейших психических новообразований, в игре развиваются другие виды деятельности. Анализируя отечественных и зарубежных психологов по проблеме значения сюжетно-ролевой игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста можно отметить, что общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Чрез активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным,
культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Изучению взаимоотношений в игре уделяется большое внимание. Сформированность навыков общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению. А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин и их сотрудники большое внимание уделяли исследованию общения ребенка и его роли в психическом развитии. Так, предлагаемый Е. Е. Кравцовой нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы показывает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со взрослым и сверстником. Автор практически доказала значение сюжетно- ролевой игры для формирования навыков и новых форм общения, отметила необходимость существования игр с правилами для созревания психических процессов и развития эмоционально-волевой сферы [3]. Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Смирновой Е.А., свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении [3]. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради
достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. На значимость сюжетно-ролевой игры в формировании реальных взаимоотношений детей, а также в формировании навыков общения указывала А.П. Юсупова; по ее мнению в игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества [1, c.22]. В ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. Для детей с отклонениями в речевом развитии игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом. Дети с речевыми отклонениями в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем
нормально развивающие сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть, коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле» (Л. С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение» [2]. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Задача окружающих ребенка взрослых людей заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная ценность, повышается при условии планирования воздействий педагога (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Комарова, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, Д.Б. Эльконин и др.). Развивая игровую деятельность детей с отклонениями в речевом развитии педагоги, прежде всего, планируют задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр. Для этого воспитателями и логопедом разрабатывается перспективный план сюжетно-ролевых игр на основе лексических тем (на учебный год). В процессе организации игры воспитатель в процессе организации общения с ребенком стимулирует у последнего потребность в речевом общении. Воспитателю необходимо создавать ситуации побуждающие детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Учитывая, что у детей с речевыми отклонениями резко снижено понимание обращенной речи, становится актуальным получение педагогом обратной связи от дошкольника. С этой целью воспитатель может использовать следующий прием: просить ребенка называть или показать игрушки, о которых идет речь в игре. С целью усвоения дошкольниками названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая педагога, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая игровые действия, воспитателю следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, что бы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка. Осуществляя руководство сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Следовательно, наблюдая действия взрослого, ребенок усваивает разнообразные действия и при этом слышит разнообразные обозначения данных действий словом, тем самым осуществляется развитие чувство языка. Помимо этого педагогу необходимо предоставлять ребенку образец диалога с игрушкой, например, «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя» и т.д. Когда речевой сюжет или фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, педагог одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения. В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно- ролевыми играми со стороны педагога постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои
игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. На детей с речевыми отклонениями игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и навыков общения. В детском возрасте игра является одним из методов психолого- педагогического развития ребенка, способствует более активному, хотя и «пробному» взаимодействию с окружающим миром. «Понарошку» ребенок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге. Рассматривая возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у дошкольников с отклонениями в речевом развитии можно говорить о том, что в период дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра становится главным видом игровой деятельности детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками – это подтверждает проведенный мною обзор исследований по данной проблеме. В ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой
способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Помимо этого сама игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. Таким образом, в процессе игрового общения у детей возникают общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за общее дело. Итак, сделав обзор исследований в области влияния сюжетно – ролевой игры на развитие общения детей можно предположить, что сюжетно – ролевая игра способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. При этом основными условиями использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи можно считать следующие:  Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;  Если сюжетно-ролевая игра будет осуществлять обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;  Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию коммуникативной компетентности, направленности на сверстника,
расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;  Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию навыков саморегуляции эмоциональных состояний;  Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;  Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать освоению детьми с нарушениями речи моделей социального поведения.

Список литературы
1. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст] / Н.А.Бойченко. - Киев: Радянська школа, 1982. - 112с. 2. Выготский, Л.С.Собрание сочинений. [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 4591c. 3. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет [Текст] / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.