"Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у дошкольников с отклонениями в речевом развитии"
Авторы: Опейкина Светлана Александровна, Жабина Елена Николаевна, Рехтина Ирина Викторовна Должности: воспитатель, воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №258"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у дошкольников с отклонениями в речевом развитии"
Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения
у дошкольников с отклонениями в речевом развитии
Общение играет огромную роль в жизни ребенка. Благодаря общению
ребенок познает мир, формирует навыки межличностного взаимодействия.
Поэтому так актуален вопрос о формировании навыков общения в
дошкольном возрасте, особенно у детей с нарушением речи.
Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что
дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание
взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни
дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический
опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая
установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития
дошкольников имеет решающее значение.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей
деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте
приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает
основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне
сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствует игровая и различные виды продуктивной
деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные
формы трудовой и учебной деятельности.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
1.
Развивается мотивационно - потребностная сфера: возникает
иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное
значение для ребенка, чем личные.
2.
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает
особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать
свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает
ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует
развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
3.
Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок
стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации
взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои
собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными
образцами. Это помогает ребенку постигнуть и учитывать нормы и правила
поведения.
4.
Развиваются умственные действия: формируется план
представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Игра - эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает
ребенка целиком. Экспериментирование во время игры, дает пищу детской
фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в
структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных
форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как
универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение
разнообразных видов деятельности. С позиций деятельностного подхода
именно с игровой деятельностью на данном этапе психического развития
связано появление важнейших психических новообразований, в игре
развиваются другие виды деятельности.
Анализируя отечественных и зарубежных психологов по проблеме
значения сюжетно-ролевой игры для развития навыков общения у детей
дошкольного возраста можно отметить, что общение имеет огромное
значение для формирования человеческой психики, ее развития и
становления разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к
научению, человек приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества. Чрез активное общение с развитыми личностями он
сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен
возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным,
культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется
прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у
детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Изучению
взаимоотношений в игре уделяется большое внимание.
Сформированность навыков общения является очень важным
показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других
показателей готовности к школьному обучению. А. В. Запорожец, Д. В.
Эльконин и их сотрудники большое внимание уделяли исследованию
общения ребенка и его роли в психическом развитии. Так, предлагаемый Е. Е.
Кравцовой нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы
показывает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со
взрослым и сверстником. Автор практически доказала значение сюжетно-
ролевой игры для формирования навыков и новых форм общения, отметила
необходимость существования игр с правилами для созревания психических
процессов и развития эмоционально-волевой сферы [3].
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама
деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не
только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются.
Исследования, проведенные Смирновой Е.А., свидетельствуют, что
отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения
между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые
отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении [3].
Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на
основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры.
Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью
применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к
другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным
конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают
ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного
отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради
достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят
нужные способы поведения.
На значимость сюжетно-ролевой игры в формировании реальных
взаимоотношений детей, а также в формировании навыков общения
указывала А.П. Юсупова; по ее мнению в игре формируется
«общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание
коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится
членом детского общества [1, c.22].
В ролевой игре – заложены большие возможности для развития
навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой
способности осмысливать свои собственные действия, потребности и
переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной
деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно
в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется
детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и
реальных возможностей.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е.
разыгрываемые отношения персонажей.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как
партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться
о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры
вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные
формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как
инициативность, общительность.
Для детей с отклонениями в речевом развитии игровая деятельность
сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции
речи, психических процессов и личности в целом.
Дети с речевыми отклонениями в силу своих особенностей требуют
значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем
нормально развивающие сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут
играть, коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является
создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом
поле» (Л. С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится
«осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет
значение» [2]. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются
ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению.
Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности
требует активного применения вербальных средств для обозначения
предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для
речевого развития детей.
Задача окружающих ребенка взрослых людей заключается в
организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную
актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры,
а, следовательно, и ее воспитательная ценность, повышается при условии
планирования воздействий педагога (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Комарова, Д. В.
Менджерицкая, П. Г. Саморукова, Д.Б. Эльконин и др.).
Развивая игровую деятельность детей с отклонениями в речевом
развитии педагоги, прежде всего, планируют задачи руководства игрой,
методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные
задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно
возрастающих речевых умений в контексте игр. Для этого воспитателями и
логопедом разрабатывается перспективный план сюжетно-ролевых игр на
основе лексических тем (на учебный год).
В процессе организации игры воспитатель в процессе организации
общения с ребенком стимулирует у последнего потребность в речевом
общении. Воспитателю необходимо создавать ситуации побуждающие детей
обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким
образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Учитывая, что у детей с речевыми отклонениями резко снижено
понимание обращенной речи, становится актуальным получение педагогом
обратной связи от дошкольника. С этой целью воспитатель может
использовать следующий прием: просить ребенка называть или показать
игрушки, о которых идет речь в игре.
С целью усвоения дошкольниками названий предметов и действий с
ними большое значение имеет активное манипулирование ими детьми. Играя
с игрушкой и одновременно слушая педагога, ребенок быстро и хорошо
запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая игровые действия,
воспитателю следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу
же передать предмет ребенку, что бы он, подражая взрослому, действовал с
ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и
действия ребенка.
Осуществляя руководство сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает
качественную оценку действию на порядок выполнения. Следовательно,
наблюдая действия взрослого, ребенок усваивает разнообразные действия и
при этом слышит разнообразные обозначения данных действий словом, тем
самым осуществляется развитие чувство языка.
Помимо этого педагогу необходимо предоставлять ребенку образец
диалога с игрушкой, например, «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу
Катю. Не плачь, Катя» и т.д. Когда речевой сюжет или фрагмент «проигран»
полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к
игровым действиям. Таким образом, педагог одновременно демонстрирует
образцы и речевого, и игрового поведения.
В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-
ролевыми играми со стороны педагога постепенно возрастает
самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее
задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также
в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые
умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои
игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со
взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического
общения.
На детей с речевыми отклонениями игра оказывает специфическое
воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к
общению друг с другом и комментированию своих действий, что
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью,
совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию
грамматического строя речи и навыков общения.
В детском возрасте игра является одним из методов психолого-
педагогического развития ребенка, способствует более активному, хотя и
«пробному» взаимодействию с окружающим миром. «Понарошку» ребенок
может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что
есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или
обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и
активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру.
Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми,
подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы,
построения семьи, отношений на производстве и на досуге.
Рассматривая возможности сюжетно-ролевой игры в формировании
навыков общения у дошкольников с отклонениями в речевом развитии можно
говорить о том, что в период дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра
становится главным видом игровой деятельности детей. В игре отображаются
не только особенности и назначения предметов и функций окружающих
людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре
можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками –
это подтверждает проведенный мною обзор исследований по данной
проблеме.
В ролевой игре – заложены большие возможности для развития
навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой
способности осмысливать свои собственные действия, потребности и
переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной
деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно
в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется
детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и
реальных возможностей.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е.
разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это
взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее
дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают
возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности
возникают определенные формы общения детей. Помимо этого сама игра
требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.
Таким образом, в процессе игрового общения у детей возникают общие
цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за
общее дело.
Итак, сделав обзор исследований в области влияния сюжетно – ролевой
игры на развитие общения детей можно предположить, что сюжетно –
ролевая игра способствует развитию навыков общения у детей дошкольного
возраста.
При этом основными условиями использования сюжетно-ролевой игры
в качестве средства развития навыков общения у детей дошкольного возраста
с нарушениями речи можно считать следующие:
Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать формированию
адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
Если сюжетно-ролевая игра будет осуществлять обучение детей
совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию
коммуникативной компетентности, направленности на сверстника,
расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения
со сверстниками;
Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию навыков
саморегуляции эмоциональных состояний;
Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать развитию
сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
Если сюжетно-ролевая игра будет способствовать освоению детьми
с нарушениями речи моделей социального поведения.
Список литературы
1.
Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст] /
Н.А.Бойченко. - Киев: Радянська школа, 1982. - 112с.
2.
Выготский, Л.С.Собрание сочинений. [Текст] / Л.С.Выготский. - М.:
Директ-Медиа, 2008. - 4591c.
3.
Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи
лет [Текст] / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1992.
– 143с.