"О системе педагогической деятельности"

Автор: Лавицкая Галина Александровна
Должность: преподаватель учебных дисциплин и проф. модулей
Учебное заведение: КАПОУ "Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "О системе педагогической деятельности"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


О системе педагогической деятельности преподавателя

учебных дисциплин и профессиональных модулей (из опыта

работы Лавицкой Г.А.)
Система– совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, нравственными и эстетическими целями. Структура педагогической деятельности: знание педагогом потребности тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку с учетом возраста; многообразные научные знания, умения, навыки, основы опыта накопленного человечеством в области производства, культуры, в обобщённом виде передаются подрастающим поколениям; собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция; высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного. Свободно владеющего своей профессией и ориентированного в сложных областях деятельности. Современная система образования предполагает определённый уровень индивидуального психического развития личности обучаемого. Этот уровень должен обеспечить обучаемому возможность осуществлять активную познавательную деятельность как в рамках любого вида аудиторских знаний, так и в ходе выполнения самостоятельной учебной деятельности. В этой связи перед образовательными учреждениями стоят задачи обязательного формирования и развития у обучающихся в процессе усвоения знаний, умений и навыков познавательных процессов и операциональных структур мышления, являющихся основой фундаментальных мыслительных функций.
Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет осмысление на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне-и внутрисубъективных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта,либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания. Когда в результате обучения индивид усваивает и закрепляет автоматизированные реакции, то речь идет о рефлекторном уровне усвоения.Когда в результате обучения индивид усваивает определённые осознаваемые совокупно знания и основанные на них поступки, то имеют дело с когнитивным уровнем усвоения. Когнитивный уровень усвоения- это то, к чему стремиться на конечных этапах процесса обучения человека. Высшей точкой когнитивного уровня усвоения считают интеллектуальную ступень. На этой ступени в сознании индивида отражаются объективные связи и структуры объектов окружающей среды в форме понятий, суждений и умозаключений. В качестве важного психологического аспекта обучения выделяется осознание индивидом цели познавательной деятельности. В качестве цели выступает осознанный образ желаемого будущего. Именно этот образ и определяет конкретное течение обучения. Процесс обучения должен «подстраиваться» под желаемый образ. Свой самый первый урок в группе начинаю с просьбы написать сочинение « Почему ты выбрал профессию «парикмахер». Процесс изучения любого предмета предполагает последовательность в освоении, разработке, анализе и в контроле полученных знаний. От того, как построен учебный процесс, какими методами он реализуется, зависит уровень квалификации будущего специалиста. В основу его подготовки положены
знания, умения и навыки, определяемые государственным стандартом, которые ставят своей целью обучение активного, самостоятельно мыслящего специалиста, способного реализовать на практике свои творческие возможности. Говоря о конкурентоспособной личности, как о субъекте учебно- профессиональной деятельности, необходимо говорить о формировании системы устойчивых личностных качеств создающих возможность успешного выполнения деятельности; развитии способностей; развитии знания о себе; формировании профессиональной направленности личности; формировании системы целеполагания; развитии систем отношений в коллективе; формировании самосознания личности как представителя определенной профессиональной общности; формировании адекватной самооценки; развитие способности устанавливать личностно значимые приоритеты; формировании ценностных ориентаций; формировании эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности; формировании волевого компонента личности. Использование нестандартных форм и методов работы позволяет сделать урок более живым, интересным снять непрерывное напряжение и усталость обучающихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами обучения позволяют современные технологии.Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь обучающихся к активной работе. В своей педагогической деятельности использую различные формы педагогических технологий и их элементы;  уроки в форме игр и соревнований – конкурсы, турниры, викторины;  уроки творчества – исследования, поиск информации, проекты;  уроки с имитацией публичных форм общения – «круглый стол» пресс – конференции;  уроки, имитирующие деятельность организации. Форму урока выбираю исходя из содержания учебной программы. Особое значение для развития творческого потенциала обучающихся имеет индивидуальная работа, дифференцируемая с учетом познавательной ориентации каждого из них. Самостоятельная работа обучающихся носит поисково-исследовательский характер, требует творческих усилий. В результате деятельность обучающегося выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий, начинает носить творческий характер, проявляемый в оригинальном
решением задачи. Часто даю творческие домашние задания, выполнить коллаж, сделать презентацию. Метод конкретной ситуации и проблемный метод предоставляют обучающемуся следующие возможности: видеть проблемы глазами специалиста; сопоставить и сравнить различные подходы; проявить свои аналитические способности; научиться защищать свою позицию, приводить аргументы, убеждать оппонентов. Как правило, тема «Правила обслуживания посетителей » проходит в форме ролевой игры. Ролевая игра дает возможность оформления учебного процесса в игровой форме, интерес к ролевой игре обусловлен тем, что обучающиеся таким образом готовятся к ее выполнению в реальной жизни. Игровая технология позволяет создавать на уроках непринужденную обстановку, дает возможность открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях. Г.П.Щедровицкий писал «игра – инструмент, который дает возможность вытащить из людей то, чего до игры в них не было. Игра – форма и метод запуска наших возможностей». Процесс изучения любого предмета предполагает последовательность в освоении, разработке, анализе и в контроле полученных знаний. От того, как построен учебный процесс, какими методами он реализуется, зависит уровень квалификации будущего специалиста. На развитие творческого потенциала личности влияют проблемно – развивающие методы обучения, к ним относятся:  диалогический метод  эвристический метод  исследовательский метод Дидактическими принципами проблемно – развивающего обучения являются:  принцип развивающего характера обучения направлен на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний, но и качеств, которые служат основой выбора социального поведения  принцип системности предполагает преподаванию и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения содержания и процесса обучения  принцип связи обучения с практикой требует, что бы процесс обучения стимулировал обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач
 принцип доступности означает требование учета особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их возможностей  принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, означает использование разнообразных форм обучения практикум, деловая игра. Проблемная ситуация в учебном процессе создается постановкой перед обучающимися учебно – познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведение в состояние повышенной активности и мыслительных способностей. Главная функция в проблемной ситуации состоит в том, что бы обеспечить наиболее глубокое овладение материалом. Проблема – это вопрос или цель, ответ на который или достижение которой требует творческого поиска. При решении каждой проблемной ситуации обучающиеся мобилизируют свои предыдущие знания, выступающие в качестве условия задачи, а затем, используя творческие процедуры, решают их. Как правило, приходящие в колледж обучающиеся не умеют самостоятельно работать с учебной литературой. Я предлагаю обучающимся: 1. прочитать текст и своими словами сформулировать содержание 2. перечитать конспект и первоисточник и выявить существенные потери информации, внести дополнение и уточнение. Самостоятельная работа с книгой в учебное время, способствует большой заинтересованности в обучении, обучающиеся сами работают с книгой, приобретают навыки самоконтроля, составляют тестовые задания, схемы, сравнительные таблицы, инструкционно – технологические карты, т.е. формируют базовые компетенции. На первом курсе при изучении темы «Типы и виды помещения парикмахерских», я применяю форму урока – экскурсия. Предварительно выдаю необходимую информацию по теме, показываю обучающимся салоны нашего колледжа. Затем обучающиеся посещают несколько парикмахерских города. Перед экскурсией ставлю задачу – обратить внимание на использование помещения, интерьер, соблюдение санитарных норм. Написать отчет – сочинение по итогам экскурсии. Изучая тему «Организация рабочего места и правила приема посетителей», я предлагаю обучающимся разыграть варианты ситуаций в виде спектакля – миниатюры, сценки. Для этого группа разбивается на несколько
малых групп, в зависимости от вариантов ситуаций. Естественно, в заданиях отражены негативные и правильные ситуации при приеме посетителей. Такие уроки, во-первых, позволяют обучающимся проявить творческие способности, активность, умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, высказывать свое мнение, а также видеть со стороны ситуации, встречающиеся в практике. При изучении темы «Укладка волос волнами» обучающиеся выполняют волны на прядках, это помогает в освоении теоретического материала и способствует практическому навыку выполнения работы. Я очень часто применяю работу в малых группах, и мне и обучающимся нравится эта форма. Она позволяет обучающимся раскрыться, осознать свою значимость, развивать самостоятельное мышление, делать выводы, ставить отметки, оценивать работу других, спорить. В своей практике применяю уроки дискуссии – игры. Эта форма эффективна при изучении МДК «Окрашивание волос». Как правило, провожу такой урок как обобщающий по теме. На уроке обучающиеся формируют умения давать консультацию клиенту по окраске волос. Группа делится на две команды, из числа лучших обучающихся выбираются эксперты, которые должны вести протоколы, следить за правильностью постановки вопроса, правильностью ответа, скоростью выполнения заданий. Этот метод обучения имеет цель – максимальное приближение обучающихся к реальным условиям практической деятельности, создает у них целостное представление о профессии, ориентирует на использование учебного материала в будущей профессиональной деятельности. При закреплении пройденного материала по разделу «Стрижка волос» целью урока ставлю создать условия для применения рациональных форм индивидуальной и коллективной работы. Задачи обучающихся – продемонстрировать профессиональную компетентность при выполнении практического задания. Урок – турнир. Группа разбивается на три малых группы, выбираются эксперты. Всей группе и экспертам сообщается критерии оценок. Задача экспертов – вести протокол результатов. Дается задание каждой команде, вытянуть жребий с названием операции стрижки, не оглашая операции инсценировать ее так, чтобы другие команды могли определить и назвать.
Следующее задания: 1. показать трудовые приемы выполнения операции стрижки, которую защищает команда. 2. выбрать из написанных на доске терминов, относящие к той операции, которую представляет команда. 3. вопросы – ответы (вопросы должны предполагать краткие ответы). Такая форма урока позволяет обучающимся формировать умение, а главное – желание работать в команде, ощущать взаимопомощь, развивать самостоятельность суждений, речь, достигать поставленную перед коллективом цель, что особенно важно для конкурентноспособных специалистов. Чтобы быть успешным и востребованным, человек должен максимально развивать свои способности и личностные качества, которые являются условиями осуществления определенного вида деятельности и предпосылками профессиональной мобильности. Спонтанно такие качества не формируются и не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. И в первую очередь речь идет о развитии личности, способной самостоятельно найти пути самореализации, самосовершенствования в период личностного, профессионального, экономического кризиса, а в целом, в трудной жизненной ситуации.